DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expand-whiteicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fb-lighticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-hyperlinkicon-igicon-liicon-likeicon-line-blueicon-line-yellowicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-logouticon-mailicon-mobileicon-next-solid-orangeicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-pencilicon-personicon-portfolio-birthicon-portfolio-dateicon-portfolio-eduicon-portfolio-photoicon-portfolio-schoolicon-portfolio-sporticon-portfolio-staricon-pptPPTicon-prev-solid-orangeicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-profile-abouticon-profile-bulbicon-profile-defaulticon-profile-eduicon-profile-experticon-profile-find-jobicon-profile-find-mentoricon-profile-find-projecticon-profile-handicon-profile-hipoicon-profile-locationicon-profile-mentoricon-profile-owlicon-profile-posticon-profile-studenticon-scrollicon-searchicon-settingsicon-shareicon-signinicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-you КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка email

Автоматизация нефтяной компании, управление роботами, программирование на различных языках: какие задачи стоят перед программистами?

Автоматизация нефтяной компании, управление роботами, программирование на различных языках: какие задачи стоят перед программистами?
Репортаж о финале школьных номинаций Всероссийского конкурса «Цифровой прорыв»

Генерация идей, предложение нестандартных решений – эти компетенции важно развивать для повышения своей конкурентоспособности. Чтобы прокачать себя и навыки командной работы, можно участвовать в хакатонах – соревнованиях, во время которых IT-специалисты в составе команд разрабатывают прототипы цифровых продуктов в ограниченное время.

С 27 по 29 сентября в Международном выставочном центре «Казань Экспо» состоялся финал Всероссийского конкурса для IT-специалистов, дизайнеров и управленцев в сфере цифровой экономики «Цифровой прорыв». Это один из флагманских проектов президентской платформы «Россия – страна возможностей». 3500 специалистов в области программирования, дизайна и управления проектами из 77 регионов России соревновались за звание лучших.

Задания для конкурсантов соответствовали ключевым направлениям развития страны, которые отражают национальные проекты. Участникам предстояло решить задачи от ведущих корпораций и компаний. Например, компания «Мегафон» предложила создать прототип цифрового продукта, нацеленного на решение задач ЖКХ.

Финал конкурса прошел в формате хакатона, который стал крупнейшим в мире и вошел в книгу рекордов Гиннеса по числу участников, одновременно разрабатывающих программные продукты. В их число вошли и школьники из 32 районов Татарстана, а также Казани и Набережных Челнов.

Более 500 учеников 7–11 классов в составе 101 команды в течение 24 часов соревновались в номинациях «Юниоры» и «Профиль» в четырех направлениях:

  • Админтрек (работа с программным обеспечением для профилактики компьютера);
  • Бизнестрек (автоматизация бизнеса);
  • Роботрек (программирование роботов на языке, доступном для школьников);
  • Кодтрек (программирование на языках, включенных во Всероссийскую олимпиаду школьников по информатике).

Задачи для участников по Бизнестреку и Админтреку подготовила фирма 1С, генеральный партнер школьных номинаций Всероссийского конкурса «Цифровой прорыв».

Никита Старичков, заместитель директора по работе с молодежью компании 1С, представитель жюри конкурса «Цифровой прорыв», отмечает, что они старались максимально приблизить задачи к реальности:

– В задании по Бизнестреку описана абстрактная нефтяная компания, у которой есть бизнес-процесс по описанию месторождений. Ребята должны автоматизировать этот процесс. Мы построили задачу по образу и подобию заданий чемпионатов по мировым стандартам WorldSkills. Таким образом, задачи школьного хакатона – это четко написанное техническое задание, даже включая цвет кнопок и подробное описание их функциональности. В целях объективности проверки у нас есть четкие критерии на уровне работы или неработы конкретной функции. Мы достигли того, чтобы проверка была лишена субъективности. Если говорить про Админтрек, то здесь оценивается базовый уровень знаний. Например, школьникам необходимо развернуть свою виртуальную машину, поставить веб-сервер, сконфигурировать его, развернуть веб-сервис. Конечно, это знания не на уровне профессии, а на уровне знаний по системному администрированию, требующиеся программисту для повседневной работы.

Задания по Роботреку и Кодтреку подготовили сотрудники Университета Иннополис. Задания Роботрека включают 13 миссий, направленные на понимание робототехники. Например, это поиск объекта, определение расстояния и цвета, перемещение объекта, движение по линии. Ребята самостоятельно могут выбрать миссии: можно выполнить все, можно – выборочно.

Кодтрек состоял из 13 олимпиадных задач уровня муниципального этапа от нахождения результата двух цифр до изучения графов и массивов. К каждой задаче готовится легенда, где ученику нужно понять, что от него требуется. Здесь оценивается не только умение кодить, но и метапредметные результаты обучения (умение правильно читать, осознавать написанный текст). Эти задания выполнялись в специальной системе, сервер которого находится в Университете Иннополис.

Роман Соловьев, территориальный менеджер по развитию IT-образования в Республике Татарстан в Университете Иннополис, отмечает, что при составлении заданий они опирались на свой предыдущий опыт, ведь этот вуз является оператором Всероссийской олимпиады по информатике и робототехники.

У команды «Kazitexpo» IT-лицея КФУ до этого был опыт работы на Unity (игровой движок, позволяющий создавать игры под большинство популярных платформ) по созданию игр. Задача по Бизнестреку был схож по структуре с ним, но отличалась по созданию, так как рассматривала программирование с другой стороны. Задание для ребят было не сложное, а интересное.

– Мы писали программу для руководителя нефтяной компании по сбору информации от работников. Все это заводили в Unity. Мы создали приложение под Windows, на нем можно отправлять все данные со скважин. Вся информация сохраняется в локальной базе данных, которую мы написали всего за несколько часов. После этого в этой же локальной сети можно выгрузить информацию, статистику о продуктивности скважин. Таким образом, мы автоматизируем процесс сбора данных со скважин (о составе, глубине скважины, какой грунт идет до нефти), построения графиков по их эффективной добыче. Это приложение можно уже сейчас использовать на предприятиях, немного улучшив его. Это очень облегчит работу в этой сфере, – говорит ученик 11 класса IT-лицея КФУ Артур Еремов.

Команды-победители получили 3D-принтеры и денежные призы на каждого участника команды, а призеры – сертификаты на курсы по программированию от генерального партнера компании «1С». 

На торжественном закрытии хакатона ребят поздравил Владислав Даванков, заместитель генерального директора «Россия – страна возможностей»:

– Пройдут годы, вы будете вспоминать этот день, когда приняли участие в самом крупном хакатоне России и Европы. Но главное – это полученный здесь опыт. Это и умение работать в командах, решать сложные, нестандартные задачи в сжатые сроки. Очень важно, что сформировавшиеся команды в будущем будут создавать крупнейшие компании в России. Я горжусь, что в России такая талантливая, яркая и активная молодежь.

– Нам часто приходится работать в команде. На это большой акцент делает наш лицей. Мы четко распределили роли, у нас был командный дух. Мы не новички в этом деле, ведь это не первый наш хакатон. Считаю, что 40 процентов успеха приносит командная работа. Участие в хакатоне помогла нам развить наши soft skills, – поделился Данил Фархутдинов, ученик 11 класса лицея Иннополис, участник команды «Fixies».

По мнению команды «На контесте разберемся» учащихся 10 класса IT-лицея КФУ, такие хакатоны несомненно важны, потому что они несут с собой опыт. Какой бы бэкграунд не имели бы школьники, любой хакатон привносит что-то новое в их жизнь.

– Наш главный секрет победы – в упорстве. Мы ни на секунду не сдавались. Изначально у нас не было четких позиций, приходилось учиться на месте. Позже уже распределили функции между собой. Для нас самым сложным был Админтрек. Это тот случай, когда нужно было учиться на месте. И у нас это получилось. Самым легким был Бизнестрек, потому что до этого у меня был коммерческий опыт в этом направлении. Его нужно было просто применить. На хакатонах особенно важна командная работа, ведь тут дают очень объемные задания. В одиночку никакой профессионал с ними не справится. Нужно понимать, кто что умеет, разделить по функциям. В будущем я хочу стать специалистом по разработке программного обеспечения, – рассказал представитель команды Ильнар Хасанов.

Оказалось, что среди победителей есть ребята, которые поедут на мировую олимпиаду по робототехнике. Роман Соловьев сообщил, что работа с этими участниками продолжится и дальше:

– Уровень подготовки школьников по Кодтреку очень хороший. Некоторые выполнили 15 задач за 3 часа. Это уровень призеров всероссийской олимпиады. По Роботреку мы ожидали более высокий результат и получили средний уровень подготовки ребят. Умение решать задания Кодтрека поможет учащимся решить реальные индустриальные проекты.

В рамках финала участники всех номинаций конкурса «Цифровой прорыв» решили около 600 сложных задач и кейсов. По словам организаторов, в результате таких мероприятий участники команд становятся более сплоченными и получают хороший старт для организации бизнес-проектов.

Алина Минневалиева,
Медиалаборатория Университета Талантов

Фоторепортаж

Комментарии

anonymous user
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий