Мониторинг доступности мер поддержки талантливой молодежи в Республике Татарстан – комплекс мероприятий, направленный на анализ реализации госпрограммы «Стратегическое управление талантами в Республике Татарстан на 2015–2021 годы». Он позволяет понять потребности талантливых молодых людей, разработать и оценить систему развития творческого потенциала детей и молодёжи и мер государственного управления талантами в интересах инновационного развития республики.
18 сентября в Министерстве образования и науки Республики Татарстан прошел обучающий семинар, в котором приняли участие более 50 методистов со всех муниципальных районов республики. Во время него сотрудники органов управления образования узнали, в чем цель проведения социологических исследований, и составили Дорожную карту мониторинга стратегического управления талантами Республики Татарстан.
Модераторами семинара выступили руководители группы мониторинга Университета Талантов Андрей Тузиков, доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой государственного муниципального управления и социологии, декан факультета промышленной политики и бизнес-администрирования Казанского национального исследовательского технологического университета, и Рушания Зинурова, доктор социологических наук, профессор, заведующая кафедрой менеджмента и предпринимательской деятельности, директор Института управления инновациями, Казанского национального исследовательского технологического университета.
‒ Человеческие ресурсы ‒ это решающий фактор успешности личности и социально-экономического развития республики в целом. Поэтому необходимо развивать инфраструктуру, создавать условия для реализации потенциала талантливых молодых людей и поддерживать их на пути к успеху, ‒ поделился Андрей Тузиков.
Айдар Акмалов, исполнительный директор Университета Талантов, подчеркнул важность мониторинга:
‒ Мы ежегодно проводим разные исследования, мониторинг стратегического управления талантами Республики Татарстан. Эти исследования выступают основой для принятия управленческих решений, которые позволяют нам корректировать государственную программу по сопровождению талантливой молодежи, совершенствовать ее и улучшать. Мы стараемся исследовать потребности молодых людей, изучить уже имеющиеся эффективные практики работы с талантами, найти лучшее решение и применять его в Татарстане. Есть разные подходы к развитию потенциала, с помощью мониторинга мы увидим специфику и особенности развития каждого района и сможем разработать более эффективную программу государственной поддержки с учетом всех особенностей муниципальных районов. Наша с вами задача провести мониторинг, получить достоверные результаты и на основе этого дополнить план мероприятий и действий, направленных на выявление и развитие потенциала одаренных детей и талантливой молодежи.
Затем участники семинара ознакомились с задачами мониторинга:
‒ определить уровень понимания возможностей и оценок эффективности мер государственной поддержки одаренных детей и талантливой молодежи со стороны родителей
‒ проанализировать готовность бизнес-сообществ и других работодателей предоставить рабочие места республиканским талантам
‒ проанализировать опыт взаимодействия работодателей с выпускниками и студентами Университета Талантов
Сергей Алексеев, кандидат социологических наук, доцент кафедры государственного муниципального управления и социологии Казанского национального исследовательского технологического университета, рассказал о целях социологических исследований и выборочным методе социологических исследований. Чтобы получить достоверный результат, важно правильно составить выборку и опросить достаточное количество людей. Целевая аудитория для мониторинга в каждом районе: родители учащихся, учителя, руководители образовательных учреждений
Опрос ‒ один из главных инструментов мониторинга. Подробно о нем и его преимуществах рассказала Ольга Лисина, кандидат социологических наук, доцент кафедры муниципального управления и социологии Казанского национально-исследовательского технологического университета.
Качественными методами исследований поделилась Татьяна Никитина, кандидат социологических наук, доцент кафедры муниципального управления и социологии Казанского национально-исследовательского технологического университета. Она рассказала о процессе проведения подобного мониторинга. Качественные методы исследования ‒ это интерпретативная социология: полученные данные исследователь должен не только объяснить, но и интерпретировать.
‒ Каждый человек является уникальным социальным явлением. У всех есть потребности, таланты, ценности, которые в эпоху постмодерна очень разнообразны. Поэтому это сложно изучить лишь при помощи анкетных опросов. Необходимо лично разговаривать с человеком, чтобы лучше понять смыслы его существования, - отметила Татьяна Никитина.
Семинар продолжила Рушания Зинурова, доктор социологических наук, профессор, заведующая кафедрой менеджмента и предпринимательской деятельности, директор института управления инновациями Казанского национально-исследовательского технологического университета. Мониторинг представляет собой работу с большими данными и с людьми. Участники в своем муниципальном районе не просто должны провести опрос, но и в дальнейшем работать над продвижением и информированием о мерах государственной поддержки молодежи, их родителей и руководителей образовательных учреждений. Также Рушания Зинурова поделилась опытом проведения онлайн-опросов и отметила, что это эффективный и самый быстрый метод. На #МШТBILERFORUM удалось опросить за 3 часа рекордное количество респондентов, а именно 610 и это был онлайн-опрос. Среди преимуществ опросов по сети отмечают:
- ускорение сбора первичной информации;
- экономия ресурсов;
- уменьшение влияния исследователя на респондента за счет качественной смены коммуникативной ситуации.
Именно в таком формате будут проводить мониторинг участники семинара в своих муниципальных районах.
Надежда Рычкова, кандидат исторических наук, доцент кафедры менеджмента и предпринимательской деятельности Казанского национально-исследовательского технологического университета, познакомила участников с техникой проведения опросов. В первую очередь, опрашивающий должен подготовить респондента: объяснить цель опроса, рассказать о содержании, задавая вводные вопросы, подвести к проблеме исследования и начать опрос.
Для полного понимания своей дальнейшей работы участникам было предложено самим пройти онлайн-опрос, который они будут проводить самостоятельно у себя в муниципальных районах. В завершении семинара группа мониторинга изучила дорожную карту опроса. В ее рамках планируется провести онлайн-опросы в нескольких школах районов, опросить учащихся, родителей учащихся, учителей и руководителей образовательных учреждений.
Ландыш Воропаева, наставник Университета Талантов, социальный педагог школы №24 (г. Альметьевск):
‒ Наша республика ставит перед собой цель качественно проводить работу по выявлению и поддержке одаренных детей. Мы готовы в этом содействовать, для этого нам необходимо грамотно провести мониторинг. Сегодня мы узнали все тонкости его проведения и уже в ближайшее время начнем решать этот вопрос. Такая работа позволит нам выявить и заполнить пробелы в государственной программе по поддержке талантов, сделать систему более эффективной.
Лилиана Муллаярова,
Медиалаборатория Университета Талантов