DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено
HOW TO: прокачиваем свои soft skills и внедряем развитие надпредметных компетенций в учебный процесс

HOW TO: прокачиваем свои soft skills и внедряем развитие надпредметных компетенций в учебный процесс

Soft skills – это надпредметные компетенции, позволяющие эффективно взаимодействовать с людьми, быстро ориентироваться и приспосабливаться к новым условиям. Как показывает практика, помимо профессиональных качеств, работодатель оценивает и наши «мягкие» навыки, например коммуникабельность, открытость и инициативность. 

Наталья Васильева, соорганизатор площадки «Тренинг-класс», заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы № 7 с углубленным изучением отдельных предметов (г. Заинск), считает, что развитие мягких навыков важно в первую очередь для профессионального роста и построения успешной карьеры:

– В любой работе нужно уметь презентовать себя, рассказать о своих качествах и эффективно взаимодействовать в коллективе и социуме. Этого требует любая компания. Еще отмечу такой момент: нас всех привлекают истории успеха людей, это вдохновляет. Видя достижения других людей, мы выявляем модель успешного поведения и стремимся также работать над собой и идти к цели. Но порой бывает так, что нам не хватает уверенности, какого-то толчка, чтобы сделать первый шаг к своей истории успеха. Я думаю, как раз «мягкие» навыки помогают нам двигаться, искать и находить решения в любой ситуации. 

Если профессиональные компетенции – hard skills – мы развиваем в ссузах, вузах и  на дополнительных курсах, то где и как мы можем прокачать «мягкие» навыки? Мы опросили соорганизаторов площадок сетевого проекта «Тренинг-класс» и на основе их ответов составили гайд, с чего начать и как развивать в себе надпредметные компетенции. Кроме того, эксперты поделились своим опытом внедрения тренингов на развитие soft skills в образовательных учреждениях, чтобы помочь молодым людям стать востребованными и конкурентоспособными на рынке труда. 

  1. Составить план своего развития, поставив конкретные цели и задачи. В плане вы можете прописать, каким видите себя через месяц, год, 3 года или 5 лет и то, как вы будете идти к этому. Распишите цели, навыки, компетенции и инструменты развития. Выделите свои сильные стороны и зоны роста, на основе этого постройте свою индивидуальную траекторию развития. Поставьте четкие временные рамки и еженедельно фиксируйте и анализируйте свои результаты. 
  2. Какие-то личностные качества бывают более развиты уже с рождения, другие навыки необходимо развивать. Хорошим началом могут стать различные секции и кружки. Например, спортивные секции развивают волевые качества, а если это еще командный спорт, то и умение взаимодействовать и работать в коллективе. Критическое мышление можно развивать во время игры в шахматы. Театральные кружки, в свою очередь, развивают память, креативность и красноречие. Вдобавок, таким образом мы развиваем в себе и организованность. 
  3. Также развить «мягкие» навыки может помочь проектная деятельность. Во время создания проекта проявляются такие качества, как лидерство, инициативность, умение работать в коллективе.
  4. Самообучение – это то, что доступно всегда и везде. Чтение книг помогает развивать критическое мышление, память. Мы очень много времени проводим в интернете, и важно научиться правильно организовывать свой досуг, искать и потреблять контент на полезные интересующие темы. Это могут быть интервью с успешными людьми, научно-популярные видеоролики и статьи. Обмениваться знаниями и опытом можно также на форумах единомышленников. В дальнейшем простое общение может вылиться в нетворкинг.
  5. Чтобы отточить свое ораторское мастерство, умение убеждать оппонентов и аргументировать свое мнение, полезно участвовать в дебатах и спикер-клубах, в которые может прийти любой желающий. Можно выступить на сцене перед публикой с монологом, стендапом или даже с защитой курсовой работы и улучшить не только ораторские качества, но и побороть стеснение. После выступления можно собрать обратную связь и выделить зоны роста. 
  6. В развитии надпредметных компетенций отлично помогает выполнение «фоновых» заданий. Это некая обязанность, которую вы должны делать каждый день. Например, чтобы стать более организованным, можно вести ежедневник и расписывать весь свой день. Эта фоновая задача превратится в привычку и научит ответственности и организованности, а еще позволит проводить время с пользой. 
  7. Прохождение тренингов – это самый эффективный метод в развитии soft skills. Образовательная программа Университета Талантов включает цикл таких тренингов. Подробнее – в нашем материале

– Самый быстрый и действенный метод – это работа с проектами в дошкольных организациях, школах и вузах. Проектная деятельность прокачивает сразу несколько мягких навыков: лидерство, работа в команде, инициативность, критическое мышление, инициативность и организованность, – отметила Светлана Дубравина, соорганизатор площадки «Тренинг-класс», педагог-психолог, детского сада №70 (г. Набережные Челны). 

Своим опытом проведения тренингов в школе поделилась Фарида Кадырова, соорганизатор площадки «Тренинг-класс», старший преподаватель Приволжского межрегионального центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Казанского федерального университета, педагог дополнительного образования школы № 184 с углубленным изучением отдельных предметов им. М. И. Махмутова (г. Казань): 

– В первую очередь я посоветовалась с директором школы и пригласила на обучение в Университет Талантов трех молодых, перспективных педагогов. Нам дали право организовать команду, в которую вошли педагог-психолог, педагог-организатор и учитель английского языка, а также я, на тот момент работавшая учителем математики и заместителем директора по учебной работе. Сразу же после первых занятий в Университете Талантов мы с командой начали проводить тренинги в малых группах по 7–8 человек с учащимися 8 класса. Спустя время мы увеличили количество учащихся в группе до 12 человек, разделив два класса на 4 группы. Каждый месяц мы проводили с ребятами тренинги на развитие надпредметных компетенций. Ребята открылись с совсем другой стороны. Некоторые ученики, которые обычно молчали на занятиях, стали проявлять активность и инициативу, для меня это было неожиданностью. В течение полугода мы наглядно видели, что участники тренингов стали намного дружнее, сплоченнее, перестали бояться публики, начали участвовать в различных городских и республиканских конкурсах, завоевывать призовые места. 

Чтобы научить молодого человека развивать мягкие навыки, педагог должен развить их и сам. Поэтому специально для педагогов и тех, кто работает с молодежью, проводится курс «Управление продюсированием талантов», который позволяет овладеть компетенциями и наставника и стать тренеров надпредметных компетенций.

Реализовывать программы развития надпредметных компетенций молодежи в формате тренингов может любая образовательная организация или центр Татарстана. Для этого необходимо участвовать в конкурсе соорганизаторов сетевого проекта «Тренинг-класс».

Лилиана Муллаярова,
Медиалаборатория Университета Талантов