DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено
Елена Пантюхина: «Если человек научится воспринимать обратную связь и меняться вместе со своим бизнесом, тогда у него есть возможность роста и перспектив»

Елена Пантюхина: «Если человек научится воспринимать обратную связь и меняться вместе со своим бизнесом, тогда у него есть возможность роста и перспектив»

Предпринимательство – одно из направлений, развитию которого в республике уделяется большое внимание. В Татарстане реализуются региональные программы в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка предпринимательской инициативы», в разных городах проходит обучение для предпринимателей «Школа бизнеса» – бесплатная программа для старта и развития бизнеса от Сбербанка, компании АО «Деловая Среда» и Фонда поддержки предпринимательства РТ. 

Университет Талантов также поддерживает инициативы молодых талантов и создает для них среду для обучения и реализации своих проектов. Молодежная школа талантов этого года собрала ребят, готовых обсудить и попробовать решить задачи в разных сферах, в том числе и в предпринимательстве. В этом им помогала эксперт МШТ BILER FORUM Елена Владиславовна Пантюхина, социальный предприниматель, владелец и руководитель Центра дополнительного образования (г. Калининград), образовательный технолог, наставник, региональный директор Российского общества «Знание» г. Москва.

Она рассказала нам о трендах в сфере бизнеса, поделилась опытом обучения детей предпринимательству и рассказала о законах, регулирующих права предпринимателей.

 – Кто такой предприниматель и что сейчас актуально в этой сфере?

– Предприниматель – это другой образ мышления, другие приоритеты в жизни. Если обычный специалист выполняет одну функцию, то предприниматель – он сам же директор, бухгалтер, уборщик, юрист. Ему нужно осваивать все эти компетенции, чтобы начать свое дело. Предприниматели – разносторонне развитые люди, поэтому им не хочется, чтобы их воспринимали как спекулянтов, которые целятся на заработок денег.

В этой сфере нет явных трендов, но сегодня очень актуально социальное предпринимательство. Это не заработок денег ради капитала, а возможность заработка денег и улучшения мира вокруг. Я очень надеюсь на появление с начала 2020 года закона о социальном предпринимательстве. Он нужен, чтобы оказать поддержку социальным предпринимателям, встроить их в государственную систему. Как явление, мы есть, а с юридической стороны не закреплены, поэтому сегодня социальный предприниматель по своей форме собственности не имеет права участвовать в грантах. Он не может рассчитывать и на государственную поддержку, так как он – коммерческая структура. Создавать некоммерческую организацию и быть при этом негосударственной системой хочется не всем. Социальное предпринимательство – это такая прослойка, позволяющая учесть оба условия. Возможно, именно этот закон поможет кому-то решиться стать предпринимателем. 

– Каким образом нужно развивать навыки предпринимательства у детей?

– Их не нужно развивать целенаправленно. У некоторых детей уже есть свои идеи, которые они хотели бы реализовать. Им нужна больше моральная поддержка и вера в эту идею или аргументированное обоснование, что она не реализуется. Предпринимательские треки на таких мероприятиях, как МШТ BILER FORUM, нужны, чтобы понять ребенку, это его или нет. Такая площадка – возможность погрузиться в мир предпринимательства. Чем больше школьники получат информации, тем они более осознанно будут делать выбор. Молодежи важно научиться видеть перспективы, воспринимать мир как мир возможностей.

– Каким образом проходит образовательная программа в вашем центре?

– В первую очередь, мы обращаем внимание на soft skills. Мы развиваем и оттачиваем навыки, которым не обучают в школе: ораторское мастерство, критическое мышление, умение читать юридические документы. Этого мы достигаем благодаря тренингам, метчингам, публичным мероприятиям. Я очень строгий педагог, моя задача – научить. Это возможно лишь тогда, когда у тебя у самого получилось. 

Ребятам, занимающимся предпринимательством со школьных лет, важно осознавать то, что они единственные со своей идеей, и внимательно относиться к критике. Критика очень важна, потому что это твоя «зона роста», и человек просто оценивает твою работу, а не тебя самого. Если человек научится воспринимать обратную связь и меняться вместе со своим бизнесом, тогда у него есть возможность роста и перспектив.

– Как Вы считаете, какое влияние окажет новый закон о самозанятых на молодых предпринимателей?

– Колоссальное. Во-первых, это низкий налог. Большая часть предпринимателей и есть самозанятые, очень редко, когда у них в команде 3–7 человек. Начинающие предприниматели редко стартуют с большой командой, потому что ей нужно платить. Поэтому закон о самозанятых – очень хорошие условия для старта. Я очень сильно порадовалась, когда пилотные регионы запустили этот проект. Это реальный шанс понести минимум расходов, если не получится, или запустить свой бизнес практически с нуля.

– Каким образом школа и вуз могут помочь в профессиональной самореализации детей?

– В детей нужно вселять надежду, что все получится. Научить их искусству маленьких шагов и радоваться каждому маленькому шагу – это то, что мы можем сделать здесь, на месте.

Если же брать состоявшихся предпринимателей, то они сами знают, как им следует поступить. Это высокомотивированные люди. С ними нужно просто открыто вступать в диалог. Во многих регионах России отсутствует диалог с властью, государством. К предпринимателям не прислушиваются, их не слышат, несмотря на то, что их много. В Татарстане по-другому, здесь сильная поддержка молодежного предпринимательства. Я считаю, если бы в школы разрешили «заходить» маленьким центрам дополнительного образования и облегчили условия аренды, то у школ не было бы сложностей с дополнительным образованием, а у предпринимателей – с клиентами. Если предпринимателям и государству идти навстречу друг другу, то мы можем быть обоюдно полезны во всех сферах.

Алина Минневалиева,
Медиалаборатория Университета Талантов