DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено
Наталья Романова: «Есть уникальные люди, которые являются уникальными наставниками»

Наталья Романова: «Есть уникальные люди, которые являются уникальными наставниками»

В сфере выявления и сопровождения талантов есть множество вопросов, которые требуют детальной проработки. Где можно перенять лучшие учебные практики и как найти лучшего наставника? Какими компетенциями должен обладать ребенок, чтобы стать лучшим в своей области знаний и интересов? 

Эксперт V Республиканского форума «Открытие талантов», заместитель директора по работе с одаренными детьми Государственного бюджетного нетипового образовательного учреждения «Академия талантов» Наталья Романова (г. Санкт-Петербург) рассказала, зачем детям нужны индивидуальные траектории развития, системе традиционного образования – элементы наставничества, а специалисту будущего – гибкость.

— Наталья Владимировна, насколько «Академия талантов» популярна у детей и их родителей? Какая сегодня в целом обстановка в паре родитель–ребенок?

— Родительская грамотность, компетентность – очень серьезное направление в образовательной политике страны сегодня. Этому вопросу уделяется огромное внимание, и «Академия талантов» тому не исключение. Мы ввели образовательный курс «Родительская академия», который направлен на обеспечение просвещения родителей.   Родители посещают лекции, тематические семинары, посвященные наиболее острым вопросам, а также консультационные занятия. Это активно развивающееся направление. Информацию о содержании курсов «Родительской академии», времени их проведения всегда можно получить на сайте «Академии талантов». Все занятия осуществляются на безвозмездной основе. 

  ― Какие практики по наставничеству на сегодняшний день Вы считаете наиболее успешными в России и в регионах?

— Наставник – человек, который придает силы своему наставляемому, помогает ему крепнуть духом, дает импульс для дальнейшего развития. Именно поэтому,  наиболее успешны те практики, с помощью которых наставник может разжечь в человеке внутренний огонь и вести его к достижению цели. Конкретного перечня таких практик, конечно, нет, но есть  уникальные люди, профессионалы своего дела, которые способными выстраивать конструктивные, ориентированные на достижение результата взаимоотношения. Ярким примером успешной и эффективной работы наставников является система наставничества в Университете Талантов. Полагаю, не ошибусь, если скажу, что аналогов такой системы нет в других регионах. Специфика самой системы уникальна: отбор наставников, их дальнейшее обучение, обеспечение повышение квалификации – емкая и эффективная технология. 

― Давайте обратимся к традиционной системе образования. Сегодня в ней не хватает наставничества, и это активно обсуждается на конференциях и форумах, таких как «Открытие талантов». Как Вы считаете, возможно ли улучшить эту систему, внести изменения в ее работу?

— Если захотеть – возможно все! Привносить элементы, которые бы давали новые положительные результаты, безусловно, нужно. В этом смысле институт наставничества, который мог бы развиваться и в общеобразовательных, и в высших учебных заведениях, может сослужить добрую службу. Наставники не обязательно должны делиться на старшего и младшего. Опытный учитель может общаться с малоопытным педагогом и наоборот. Молодой педагог, имея на сегодняшний день уникальные способности в сфере IT, может выступить наставником для опытного педагога, который не овладел ими в полной степени. Это взаимообратный процесс. 

― Как Вы считаете, насколько важно, чтобы у ребенка была индивидуальная траектория развития?

— Индивидуальная траектория развития определяется непосредственно самим субъектом сообразно его возрасту, его желаниям и возможностям, имеющимся на этот момент. Это значит, что траектория может постоянно меняться. Только в состоянии, когда человек делает то, что он может и хочет делать, когда «могу» и «хочу» находятся в гармонии, это приносит максимально эффективный результат. Именно поэтому индивидуальная траектория развития так важна. 

― Наталья Владимировна, какими базовыми компетенциями должен обладать специалист будущего? Как предприятиям привлекать таких специалистов?

― Этот человек должен быть гибким и готовым ежедневно меняться. Единственное, что сегодня стабильно – перемены. Он должен уметь подстроиться под изменчивую профессиональную среду, сохраняя свои знания в определенной области. Интерес предприятия здесь – ключевая история. Его открытость и запрос на одаренных и талантливых детей должен быть выражен максимально. Здесь важно озвучивание проблем предприятия и их возможного решения на университетской ступени. Это тот способ взаимодействия, который в дальнейшем обеспечит качественный кадровый ресурс. 

София Бармина,
Медиалаборатория Университета Талантов