В сфере выявления и сопровождения талантов есть множество вопросов, которые требуют детальной проработки. Где можно перенять лучшие учебные практики и как найти лучшего наставника? Какими компетенциями должен обладать ребенок, чтобы стать лучшим в своей области знаний и интересов?
Эксперт V Республиканского форума «Открытие талантов», заместитель директора по работе с одаренными детьми Государственного бюджетного нетипового образовательного учреждения «Академия талантов» Наталья Романова (г. Санкт-Петербург) рассказала, зачем детям нужны индивидуальные траектории развития, системе традиционного образования – элементы наставничества, а специалисту будущего – гибкость.
— Наталья Владимировна, насколько «Академия талантов» популярна у детей и их родителей? Какая сегодня в целом обстановка в паре родитель–ребенок?
— Родительская грамотность, компетентность – очень серьезное направление в образовательной политике страны сегодня. Этому вопросу уделяется огромное внимание, и «Академия талантов» тому не исключение. Мы ввели образовательный курс «Родительская академия», который направлен на обеспечение просвещения родителей. Родители посещают лекции, тематические семинары, посвященные наиболее острым вопросам, а также консультационные занятия. Это активно развивающееся направление. Информацию о содержании курсов «Родительской академии», времени их проведения всегда можно получить на сайте «Академии талантов». Все занятия осуществляются на безвозмездной основе.
― Какие практики по наставничеству на сегодняшний день Вы считаете наиболее успешными в России и в регионах?
— Наставник – человек, который придает силы своему наставляемому, помогает ему крепнуть духом, дает импульс для дальнейшего развития. Именно поэтому, наиболее успешны те практики, с помощью которых наставник может разжечь в человеке внутренний огонь и вести его к достижению цели. Конкретного перечня таких практик, конечно, нет, но есть уникальные люди, профессионалы своего дела, которые способными выстраивать конструктивные, ориентированные на достижение результата взаимоотношения. Ярким примером успешной и эффективной работы наставников является система наставничества в Университете Талантов. Полагаю, не ошибусь, если скажу, что аналогов такой системы нет в других регионах. Специфика самой системы уникальна: отбор наставников, их дальнейшее обучение, обеспечение повышение квалификации – емкая и эффективная технология.
― Давайте обратимся к традиционной системе образования. Сегодня в ней не хватает наставничества, и это активно обсуждается на конференциях и форумах, таких как «Открытие талантов». Как Вы считаете, возможно ли улучшить эту систему, внести изменения в ее работу?
— Если захотеть – возможно все! Привносить элементы, которые бы давали новые положительные результаты, безусловно, нужно. В этом смысле институт наставничества, который мог бы развиваться и в общеобразовательных, и в высших учебных заведениях, может сослужить добрую службу. Наставники не обязательно должны делиться на старшего и младшего. Опытный учитель может общаться с малоопытным педагогом и наоборот. Молодой педагог, имея на сегодняшний день уникальные способности в сфере IT, может выступить наставником для опытного педагога, который не овладел ими в полной степени. Это взаимообратный процесс.
― Как Вы считаете, насколько важно, чтобы у ребенка была индивидуальная траектория развития?
— Индивидуальная траектория развития определяется непосредственно самим субъектом сообразно его возрасту, его желаниям и возможностям, имеющимся на этот момент. Это значит, что траектория может постоянно меняться. Только в состоянии, когда человек делает то, что он может и хочет делать, когда «могу» и «хочу» находятся в гармонии, это приносит максимально эффективный результат. Именно поэтому индивидуальная траектория развития так важна.
― Наталья Владимировна, какими базовыми компетенциями должен обладать специалист будущего? Как предприятиям привлекать таких специалистов?
― Этот человек должен быть гибким и готовым ежедневно меняться. Единственное, что сегодня стабильно – перемены. Он должен уметь подстроиться под изменчивую профессиональную среду, сохраняя свои знания в определенной области. Интерес предприятия здесь – ключевая история. Его открытость и запрос на одаренных и талантливых детей должен быть выражен максимально. Здесь важно озвучивание проблем предприятия и их возможного решения на университетской ступени. Это тот способ взаимодействия, который в дальнейшем обеспечит качественный кадровый ресурс.
София Бармина,
Медиалаборатория Университета Талантов