Учитель играет одну из главных ролей в развитии таланта детей и молодежи. Чтобы воспитать будущих успешных специалистов, которые будут оставаться в курсе трендов образовательной среды и смогут приспосабливаться к изменениям в мире, педагогу будущего необходимо стать для своих учеников наставником, следить за актуальными методиками реализации потенциала школьников, владеть навыками будущего и развивать их у своих наставляемых.
Тема наставничества в школе была затронута и 9 августа на посвящении молодых педагогов в профессию «Учитель». В мероприятии участвовали представители Университета Талантов, 200 молодых учителей Татарстана, 100 учителей-мастеров, которые работают с детьми в качестве наставников, 50 председателей Совета директоров школ и 50 приглашенных гостей – представителей районных отделов образования, профсоюзов и вузов.
Образовательную программу открыл Ильсур Гараевич Хадиуллин, первый заместитель министра образования и науки Республики Татарстан. Он рассказал о состоянии системы образования в республике, мерах государственной поддержки учителям, государственных программах образования, реализуемых в республиках, важности личностного роста учителя и достижениях учителей Татарстана в федеральных конкурсах.
– Успешность системы образования невозможна без высокой квалификации школьного учителя и его мотивации к профессиональному росту. Я призываю вас развивать наставничество для молодых учителей в каждой школе республики, – отметил Ильсур Гараевич.
Ключевой частью мероприятия стало подписание соглашения о сотрудничестве между Министерством образования и науки РТ и Благотворительным фондом Сбербанка «Вклад в будущее» по реализации трехлетней Комплексной программы по развитию личностного потенциала. Свои подписи поставили Петр Григорьевич Положевец, исполнительный директор благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее», Рафис Тимерханович Бурганов, заместитель Премьер-министра Республики Татарстан и министр образования и науки РТ, и Рушан Флюрович Сахбиев, управляющий отделением «Банк Татарстан» Сбербанка. Рафис Тимерханович рассказал о сотрудничестве республики с ПАО «Сбербанк»:
– Со Сбербанком мы давно дружим не только как клиенты, но и как партнеры в области образования. Сбербанк внедрил уже очень много программ, которые обучают всю страну. Я надеюсь на дальнейшее сотрудничество: мы подписали соглашение и в дальнейшем разработаем план его реализации, который будет корректироваться согласно вызовам времени.
Образовательная программа мероприятия была разделена на две части – для новых учителей и наставников. Представители Университета Талантов познакомили молодых педагогов с пятью надпредметными компетенциями, провели тренинг на развитие когнитивности и командности, показали, как можно использовать Атлас профессий будущего в работе с детьми, рассказали, как построить образ наставника в социальных сетях, и разобрали актуальные методики развития потенциала и таланта детей и молодежи.
Альбина Мунировна Насырова, генеральный директор АНО «Бала сити», кандидат в депутаты в Госсовет РТ VI созыва, рассказала участникам о билингвизме – владении двумя языками с рождения – и пользе изучения новых языков, а также поделилась опытом преподавания и создания языковой среды в школе. По ее словам, изучение языка должно проходить не только в классе, но и в сторонней деятельности – в физкультурных соревнованиях, на мероприятиях в области искусства, разных кружках.
Наставники рассмотрели основы гуманной педагогики в работе с детьми, развитие профессиональной среды наставничества через лучшие практики, перспективы развития экономики для формирования практикоориентированных образовательных проектов, трансформацию системы образования и роль учителя как продюсера. Петр Положевец обсудил с наставниками устройство школ, а также будущее педагогики, новые технологии и направления в обучении.
– Школа – это большая семья со своим укладом, где все трудятся на будущее ребенка, – отметил эксперт.
Эксперт поделился, каким, по его мнению, должен быть учитель будущего, и какую поддержку необходимо оказывать учителям для профессиональной самореализации:
– Учитель будущего – это человек, который сможет научить своих учеников искать и находить знания. Этот навык обязательно пригодится для жизни в будущем. Говорят, что оно далеко, но на самом деле оно уже наступило и нужно к нему готовиться уже сегодня. Наша главная задача – научить учителей реализовывать свой личностный потенциал, развивать гибкие навыки и потом формировать это у детей.
Поддержку учителям можно оказывать разную, более того, разные институты и организации могут оказывать ее по-своему – Институт развития образования Республики Татарстан, Казанский федеральный университет, который готовит в том числе и педагогов, разные методические объединения. Мы со своей стороны оказываем эту поддержку через запуск программы по поддержке личностного потенциала, которая рассчитана на 3 года, в 10 школах и 2 детских садах Татарстана. В начале мы сформируем команды, потом определим проект, который нужно будет реализовать в ходе этой программы, далее запустим проект в выбранных учреждениях. В течение трех лет эти мероприятия должны изменить личностно-образовательную среду в школе и стать «точкой кипения» для региона, куда могут приходить другие школьные команды, заимствовать этот опыт и распространять у себя.
Дмитрий Олешков,
Медиалаборатория Университета Талантов