На протяжении четырех дней участники МШТ BILER FORUM составляли индивидуальный план развития вместе с наставниками, разрабатывали и «упаковывали» проекты, посещали лаборатории, где участвовали в дебатах и соревнованиях по стритболу, развивали надпредметные компетенции и актерское мастерство, знакомились с профессиями будущего и играли в настольные и командные игры. 4 августа молодым людям предстояло показать результаты работы за все время форума.
Перед этим участники посетили проектную сессию «Карьерная навигация», которая была посвящена поиску ресурсов для развития и продвижению вперед в решении вопросов: «кем быть?», «как выбрать профессию?», «где учиться?». Сессия позволила актуализировать тему выбора учебного заведения и подготовиться к ярмарке вузов и колледжей Республики Татарстан. Ребята получили ценные материалы по профессиональному самоопределению: профтестирование, справочник профессий, информацию обо всех вузах России, книги и фильмы о призвании. Например, они узнали, что в электронной библиотеке Университета Талантов можно найти полезную книгу Нелли Литвак «Формула призвания. Семь правил вуза», а также усвоили рекомендации:
- не бойтесь выбирать;
- разберитесь в собственной мотивации;
- поставьте себе цель научиться тому, что не умеют другие люди;
- информация – залог правильного выбора;
- ответьте на два главных вопроса – что я хочу и что я могу;
- пользуйтесь неограниченными возможностями нашего времени;
- выбор всегда должен оставаться за вами.
Далее участники форума выполнили упражнение для поиска своего призвание по формуле «Хочу–Могу–Надо». Она показывает, как важно при выборе профессии исходить из собственных желаний, интересов и способностей, а также потребностей рынка труда. Все полученные знания молодые люди применили на Ярмарке вузов, где подробнее узнали о направлениях подготовки в учебных заведениях нашей республики, вступительных экзаменах и перспективах трудоустройства, что помогло им точнее определиться с целями на будущее и дополнить свой индивидуальный план развития.
Также в этот день МШТ BILER FORUM посетили родители участников. Ольга Антипина, наставник Университета Талантов, доцент кафедры инженерной психологии и управления персоналом КНИТУ-КАИ, провела для них тренинги на тему саморефлексии как инструмента эффективной внутрисемейной коммуникации и по обратной связи.
– Я познакомила родителей с результатами исследований молодежи в возрасте от 5 до 25 лет, которые провели Сбербанк с агентством Validat (самовосприятие, ведущие ценности, отношение с родителями, ожидание от будущего, страхи). Самый лучший способ помочь ребенку самореализоваться – это самореализоваться самому. Те инструменты, которые мы используем в работе со студентами Университета Талантов, родители могут использовать для себя. Я показала, как работает индивидуальный план развития студентов, и частично родители заполняли свой индивидуальный план развития, чтобы посмотреть, какие собственные карьерные перспективы у них могут быть, какие есть сильные стороны и зоны роста, как можно планировать и использовать достижения, а также правильно прописывать свою цель.
Связка «родитель–ребенок» сложная в плане конструктивной обратной связи. Родители узнали, как нужно давать обратную связь, чтобы помочь ребенку расти, развиваться, открывать дальнейшие перспективы, – отметила Ольга.
Светлана Калимуллина, мама Тимура Калимуллина, ученика 9 класса школы №125 (г. Казань), рассказала, что полезного она узнала на тренинге:
– Благодаря тренингу мы стали больше понимать детей и узнали, какие они есть на самом деле. Это другое поколение – активное, быстрое, многофункциональное, без границ. Нам необходимо это знать, понимать и дальше развиваться самим. Во время занятия я провела прямой эфир в Instagram, чтобы родители посмотрели и знали, как развивать своих детей. Траектория выбора профессии у подростка не должна напрямую зависеть от мнения родителей или друзей. Он должен отталкиваться от своих способностей и интересов. Родителям нужно быть в тренде. Например, я зарегистрировалась в социальных сетях и понимаю, чем интересуется молодежь. Профориентация – это важно. Здорово, что у наших детей есть возможность познакомиться с учебными заведениями как на ярмарке. Я думаю, что Университет Талантов – это часть пазла, в котором также есть родители, общество и школа. Это правильная политика нашего правительства, потому что кадры нужно развивать с раннего возраста.
На форуме родители познакомились с деятельностью его площадок и посетили Ярмарку проектов, на которой участники представили около 50 проектов. Во время экскурсии наставники, эксперты, родители и участники форума могли задавать интересующие вопросы и поддержать проект, отдав наклейку голосования.
Айгуль Адиуллова, ученица 11 класса Лицея-интерната для одаренных детей с углубленным изучением химии КНИТУ-КХТИ (г. Казань), рассказала про разработанный проект:
– Цель нашего проекта – переработать пластиковые бутылки, крышки моющих средств P2 и P5 и отходы от деревообрабатывающей промышленности в древесно-полимерный композит для производства стройматериалов. Работая в лаборатории КНИТУ-КХТИ, мы проводили эксперимент по изучению качественных характеристик материала. Он превосходит используемые сейчас МДФ – древесноволокнистые плиты по многим параметрам, так как создан из вторичного сырья. Этот материал водонепроницаем, устойчив к погодным условиям, экологичен. Для начала мы планируем запустить акцию в школах.
Подведение итогов состоялось на официальном закрытии МШТ BILER FORUM. Финалистами стали авторы проектов, которые отправятся на следующую смену Университета Талантов:
– Спаси себя
– Велодок
– Millet – современная татарская одежда
– Green light
– Крышки будущего
– Юный патриот
– H&Air
– Приманка космического мусора
Тимур Сулейманов, первый заместитель министра по делам молодежи РТ, отметил, что форум состоялся благодаря сотрудничеству двух сильных организаций по работе с одаренными детьми и талантливой молодежью Татарстана:
– На улице развеваются два мощных флага – это флаг «Сэлэт» и Университета Талантов, которые, как два крыла, оберегают нас. Университет Талантов — это сила, черпающая энергию и желание от тех, кто думает о будущем и детях. Эту смену мы готовили вместе.
Образовательная программа участников форума завершилась доработкой проектирования индивидуального плана развития с наставниками в направлениях. Молодые люди работали с листом самодиагностики, это помогло им осознать свои сильные стороны и зоны роста, сформировать потребность в развитии.
Также молодые люди подвели итоги форума и ответили на вопросы: «что было интересным и запоминающимся?», «что было полезным?», «как примените полученные знания и опыт в жизни?». Участники форума отметили, что им запомнились выступления экспертов, разработка проектов и командная работа, знакомство с новыми людьми, постановка целей и их достижение, определение с выбором будущей профессии, работа с наставниками и опыт публичных выступлений.
Светлана Кириллина,
Медиалаборатория Университета Талантов