В сопровождении детей и молодежи и их карьерной навигации важную роль играет наставник – специалист, который создает доверительные отношения, владеет тренерскими методиками, использует инструменты для развития надпредметных компетенций у молодежи и оказывает поддержку на пути к достижению целей. Особенно важно помочь раскрыть свой потенциал и найти верный профессиональный путь детям и подросткам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Для них наставники должны создавать благоприятную среду, в которой они смогут активно развиваться, проявлять инициативу и успешно интегрироваться в общество.
Для решения этой задачи Университет Талантов и Республиканское общественное движение «Татарстан – новый век» запустили совместный проект «МЫ ВМЕСТЕ». В рамках реализации проекта 27 июля в Казани состоялся заключительный образовательный модуль обучающего семинара «Наставнические компетенции в деятельности специалистов реабилитационных центров РТ для детей с ограниченными возможностями». 28 июля участники проекта защитили свои социальные проекты по работе с детьми с ОВЗ и прошли сертификацию наставников. Обучение проходило с января 2019 года, в нем приняли участие 19 социальных педагогов, воспитателей и психологов реабилитационных центров из Арска, Бавлов, Бугульмы, Елабуги, Зеленодольска, Казани, Кукмора, Набережных Челнов, Менделеевска и Лаишево.
На заключительном модуле участники прошли тренинг «Доверительные отношения», который провела Алина Горячева, координатор «Лаборатории родительского образования» Университета Талантов. Доверие – хороший мост для коммуникации не только с детьми, но и с родителями, коллегами, друзьями. Оно способствует развитию и реализации потенциала каждого участника отношений. Педагоги проанализировали свои привычки в воспитании детей, узнали о двух типах потребностей ребенка, которые формируют два вектора поведения родителей – заботу о физическом состоянии ребенка и его эмоциональных потребностях.
– Программа обучающего семинара была очень полезной для меня. Полученные знания помогут мне усовершенствовать работу не только с детьми нашего центра, но и с их родителями. Новые инструменты, упражнения и методики позволят быстрее устанавливать с ними контакт. Педагогу важно развивать компетенции наставника. Они помогают вдохновлять молодых людей на новые свершения в жизни, направлять их на верный путь развития, – поделился Владимир Леонтьев, специалист по социальной работе реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Здравушка» (г. Казань).
Далее с участниками работали руководитель проектной группы направления «Открытое сообщество наставников» Лилия Николаевна Орлова и координатор Открытого сообщества наставников Руслан Нуриев. Они провели тренинг, в ходе которого поговорили с педагогами об образе наставника, его деятельности и ролях в работе с детьми, выстраивании доверительных отношений с молодым человеком. В конце тренинга участники вспомнили принципы и правила фасилитации и технологию Милтона Эриксона.
– Программа обучающего семинара была очень содержательной. Мне есть с чем сравнивать – я неоднократно проходила повышение квалификации по программе профориентации. Мне понравилась тренинговая направленность семинара и то, что все полученные знания практически применимы. В моей работе это существенная помощь. Я уже начала применять полученные ранее в обучении методики, инструменты и технологии. Я надеюсь, что буду хорошим наставником и смогу реализовать в работе все полученные знания и навыки, – рассказала Дания Юсупова, психолог реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Милосердие» (г. Кукмор).
Завершила обучающий модуль Альфинур Исмагиловна Латыпова, преподаватель курса «Управление продюсированием талантов», наставник Университета Талантов. Вместе с Альфинур Исмагиловной участники психологически готовились к защите проектов: делились эмоциями от уже проделанной работы, вместе обсуждали планы на будущее после прохождения сертификации.
Второй день для участников начался с настольной профориентационной игры «ПрофХ». Игра направлена на знакомство детей и подростков с миром профессий. Серия игр «ПрофХ» адаптирована для детей с ОВЗ. Например, в игре для детей с двигательными нарушениями подобраны те профессии, в которых эти дети смогут продуктивно работать. Эта игра помогает наставникам объяснять своим подопечным, какие профессии им доступны, какими компетенциями они должны обладать, в каких учебных заведениях могут получить необходимое образование.
Алсу Абдрахмановна Тарханова, председатель Исполнительного комитета Высшего совета Республиканского общественного движения «Татарстан – новый век», кандидат юридических наук, заслуженный работник культуры Республики Татарстан:
– Движение «Татарстан – новый век» уже много лет помогает семьям, которые оказались в трудной жизненной ситуации. Особенно тем семьям, которые воспитывают детей с ОВЗ. Работая с такими детьми, мы заметили, что в помощи и поддержке нуждаются не только дети, но и их родители и специалисты реабилитационных центров. Любой педагог скажет, что через некоторое время происходит профессиональное и психологическое выгорание. Мы решили провести обучающий семинар для сотрудников реабилитационных центров, в 2018 году заключили соглашение о взаимном сотрудничестве с Университетом Талантов и приступили к совместной реализации масштабного проекта «МЫ ВМЕСТЕ». С января 2019 года мы обучали сотрудников реабилитационных центров, давали им наставнические навыки, развивали их компетенции, работали над личностным ростом. После сертификации специалисты смогут в полной мере работать с полученными знаниями и навыками, передавать их своим коллегам.
Участники защитили свои проекты, направленные на интеграцию и социализацию детей с ОВЗ в обществе, развитие у них soft skills, знакомство с рабочими профессиями, помощь в самоопределении, привлечение к спорту и творческой деятельности. Педагоги делились своим опытом работы, рассказывали о проектах, которые уже помогают детям с ОВЗ знакомиться с некоторыми профессиями и находить себе применение в жизни.
Екатерина Родионовна Салихова, референт Республиканского общественного движения «Татарстан – новый век»:
– Во время обучения участники смогли выйти за рамки, в которые их поставили условия непростой работы. Вероятность профессионального выгорания у сотрудников реабилитационных центров для детей с ОВЗ очень высока. Поэтому одной из главных задач обучающего семинара стала профилактика профессионального выгорания. Мы научили педагогов анализировать собственное психологическое состояние, познакомили с методиками для расслабления. Один из главных методов борьбы с профессиональным выгоранием – новые инструменты, которые помогут участникам в работе со своими подопечными. Это различные упражнения тренингового формата, новые принципы работы с детьми и родителями.
Мы видим, что наши участники – патриоты своего дела, у них горят глаза, когда они говорят о своей работе. Мы будем отслеживать их результаты по завершению семинара на местах – нам интересно увидеть, как они будут дальше транслировать полученные знания и навыки. Многие участники отметили, что семинар им был полезен в установлении контактов с коллегами из других реабилитационных центров. После первичной оценки программы могу сказать, что мы будем ее дорабатывать: в будущем будет еще больше материалов о профориентации детей с ОВЗ.
София Бармина,
Медиалаборатория Университета Талантов