DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено
Кадрия Файзутдинова: «Мне нравится, что в моей профессии постоянно нужно быть в поиске и движении»

Кадрия Файзутдинова: «Мне нравится, что в моей профессии постоянно нужно быть в поиске и движении»

Чаще всего с театром у нас ассоциируются артисты, но мир профессий театрального искусства удивительно богат. Одна из таких профессий – это художник-гример. Он один из тех, кто трудится над созданием сценического образа, накладывает грим, делает прически. А для создания полного сценического образа постижеры изготавливают усы, бороды, бакенбарды, парики, шиньоны. Кадрия Фаргатовна Файзутдинова, заведующая гримерно-постижерным цехом Татарского государственного театра драмы и комедии им. К. Тинчурина, в течение 37 лет верна своему выбранному делу. Она провела мастер-класс по созданию сценического образа для участников Летней профильной школы Университета Талантов по направлению «искусство» и научила их накладывать грим.

Мы поговорили с экспертом о получении профессии художника-гримера, ее самых ярких работах и нынешних стандартах в этой профессии.

У меня был выбор: либо пойти учиться на декоратора, либо на гримера. Мне посоветовали, что гример – более женская работа. Чтобы стать им, нужно уметь хорошо рисовать, перед поступлением сдавать экзамены по специальности, живописи. Я окончила Казанское театральное училище в 1982 году по специальности художника-гримера. В те годы в Казани еще не было вуза с таким профилем. Во время четырехлетней учебы  я еще больше втянулась в свое дело. Меня направили в Татарский академический государственный театр оперы и балета им. М. Джалиля, где я прошла хорошую профессиональную школу и школу жизни. Тогда мне пришлось поработать и декоратором. Но профессия гримера легла в мою душу больше. Гример и художник-оформитель – это совершенно разные плоскости. Художнику нужно писать плакаты. В этой сфере я чувствовала себя белой вороной, это было не мое.

После оперного театра я около года работала художником-оформителем. Думала, что буду работать по стандартному графику, а в субботу-воскресенье – отдыхать. Тогда мне было 25 лет, и я кое-как выдержала этот режим. Позже меня пригласили в Казанский театр юного зрителя, где я проработала 3,5 года. После этого я уже из театральной сферы никуда не уходила. И сейчас, несмотря не пенсионный возраст, я не представляю себя без работы не в материальном плане, а в плане движения вперед, саморазвития. Делать постоянно одно и то же было бы очень скучно. А каждый день создавать новые образы – это очень интересно. После ТЮЗа я около 22 лет работала в Казанском государственном татарском театре юного зрителя имени Г. Кариева, и почти в 54 года я перешла в театр Тинчурина. Ныне я отработала пятый сезон в этом театре.

Создание сценического образа состоит из нескольких этапов. Все зависит от типа образа. Например, для комедии-скетча «Алай түгел, болай ул» режиссера Рашида Загидуллина помимо грима, мы еще сами изготавливали усы, бороды. Все это исходило из эскиза художника. По нему происходит согласование с режиссером. Иногда созданные усы и борода не очень гармонируют со спектаклем. Тогда приходится делать новые. К тому же для всех актеров этого спектакля мы изготавливали бакенбарды. Что касается грима, там также пробуешь разные варианты. Например, когда мы в июне выпускали спектакль-мюзикл «Башмагым JAZZ», режиссер которого – также Рашид Загидуллин, сначала для актеров был выбран яркий грим, потом мы сделали его менее ярким.

Сейчас в театре ставятся очень интересные спектакли, с каждым годом все сложнее в области причесок и грима, но тем интереснее работать. Например, если в начале спектакля актриса выходит с одной прической, в середине она меняет ее на другую, потом – на третью. Гримеру нужно уметь быстро создавать образ. Это увлекательно и интересно. То же самое касается и актеров. Например, если у них в начале одни усы-бороды, в конце – другие. Все зрители замечают смену декораций, костюмов. Возможно, некоторые подмечают и гримы, и прически. 

Многие жалуются, что у них неинтересная работа, они ходят туда только ради денег, а у меня получается обратное, я хожу на работу по любви. Даже перед съемками за день я обдумываю новые образы, которые буду создавать. Иногда я устаю, но зато получаю огромное удовольствие от проделанного и еще два дня хожу под впечатлением своих работ. Постоянно нужно быть в поиске и движении. Вот это мне и нравится в моей профессии.

С помощью грима можно сильно изменить внешность человека. На это требуется всего 25–30 минут. Во время учебы в театральном училище мне нравилось делать «старческий» грим. За полчаса из молодой девушки с помощью грима можно превратиться в старушку. Сейчас мы пользуемся и карандашами, и другими косметическими средствами. А раньше использовали только грим, с его помощью и растушевки рисовали морщинки, подчеркивали скулы персонажа. Сейчас нет таких сложных гримов. Чтобы нанести грим, сегодня требуется – минимум 15, максимум – 30 минут. Прически героиням мы делаем в течение часа и даже больше. Например, в спектакле «Башмагым JAZZ» очень много сложных причесок. Мы, два гримера, 18 артистам делали прически за 3 часа до начала спектакля. На это ушло почти три флакона лака.

Меня часто приглашают в качестве гримера и в кино. Сейчас стало очень много визажистов. Но многие на съемки ищут профессиональных гримеров. В кино используется совсем другой грим, который отличается от театрального. У меня под рукой всегда бывают тональные крема, декоративные карандаш и тени. Театральный грим более яркий, потому что зритель сидит далеко от сцены. Он рассчитывается не на первый, а на пятые-шестые ряды зрительного зала. А в кино могут снять и крупным планом. Нужно, чтобы лицо актера было естественным, как в жизни.

Самый яркий образ, который я создавала, это персонаж Аватар. Фильм снимался в Москве, а в Казани делали ролик. Когда мне предложили сделать грим Аватара, я даже не знала, что это такое. Увидев фильм, просмотрев образ, придумала грим. Его тело было голубого цвета, с черными полосками. Я создала парик с длинной косой, разукрасила персонажу все лицо, шеи, плечи, тело до пояса актера. Для этого образа я гримировала 2,5 часа. У меня на наложение грима никогда столько голубой краски не уходило. Что касается театрального грима, одним из ярких образов был герой Алхимик из спектакля «Алхимик» театра юного зрителя имени Г. Кариева. Этот герой во время спектакля четыре раза менял образы. Ему буквально за 5 минут необходимо было переклеить усы с бородой на другие, добавить на лицо кое-какие штрихи. Наша работа не заканчивается с началом спектакля. После спектакля мы помогаем расплести волосы артистам, разобрать прически, собрать усы, бороды. Гримеру всегда нужно быть начеку. Случаются и форс-мажорные обстоятельства во время спектакля. Это же жизнь. Например, начинаются отклеиваться усы или борода. Тогда мы быстро бежим на помощь к артисту, подклеиваем.

Моя профессия приносит мне радость. Я считаю, что это работа женская, для девушек. Создавать образы – очень интересная деятельность. Для будущих гримеров могу посоветовать сначала пойти учиться в Казанское театральное училище. Наше училище дает хорошую подготовку. Но перед новой работой постоянно нужно интересоваться, изобретать новые образы.

Алина Минневалиева,
Медиалаборатория Университета Талантов