DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено
Наиля Давлетова: «Важно с малых лет прививать детям культуру сохранения здоровья, занятий спортом без ущерба себе»

Наиля Давлетова: «Важно с малых лет прививать детям культуру сохранения здоровья, занятий спортом без ущерба себе»

В Казани набирает обороты Летняя профильная школа Университета Талантов по направлениям «Культура и искусство» и «Спорт», в которой принимают участие 144 будущих художников, актеров, танцоров и спортсменов. Обучают их преподаватели профильных учебных заведений и выдающиеся деятели искусства и спорта Республики Татарстан, среди которых есть лауреаты премий и международных конкурсов, авторы уникальных образовательных программ, мастера спорта международного класса, участники Олимпийских игр и чемпионы Европы, режиссеры и актеры театра и кино. 

Наиля Ханифовна Давлетова, член Научно-экспертного совета Университета Талантов, кандидат медицинских наук, доцент кафедры медико-биологических дисциплин Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма, провела для участников спортивного направления лекцию «Спорт и здоровье» и тренинг «День чемпиона». Для Летней профильной школы ее команда совместно с Университетом Талантов разработала обучающий курс для профессиональных спортсменов, совмещающий в себе физическую культуру и медицинские знания. Мы поговорили с ней об этом курсе, о наставничестве и о том, какими качествами должен обладать профессиональный спортсмен.

Я всегда мечтала быть врачом, поэтому где-то с 7 класса знала, что пойду учиться в медицинский университет. 

После медицины меня «занесло» в спорт после предложения работать со спортсменами. Я смогла найти себя, поэтому сейчас преподаю спортивную медицину. Изначально я должна была работать врачом Роспотребнадзора – проверять продукты, быть гигиенистом. Со временем моя траектория поменялась – я защитила кандидатскую диссертацию, осталась в администрации медицинского вуза, перешла в администрацию Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма. Если сравнивать себя в 7 классе и себя сейчас, то мои предпочтения сильно изменились.

В детстве я очень любила читать книги, в принципе, как и сейчас. Мне нравился поиск новой информации. Также я любила и люблю заниматься творчеством, мое хобби – рукоделие. Я участвовала во многих медицинских научных конкурсах, состязаниях для гигиенистов. За все время я была стипендиатом Президента РФ, Правительства РФ, Академии наук РТ, победителем конкурса «50 лучших инновационных идей РТ», выигрывала премию мэра Казани. Сейчас мои ученики идут по моим стопам, я готовлю из них таких же победителей научных конкурсов.

Для участников Летней профильной спортивной школы мы создали образовательный курс «Путь чемпиона». Я и моя команда, сотрудники Поволжской академии физкультуры, спорта и туризма, создали двухнедельный курс, который состоит из трех частей: 

  1. «Прокачай мозг» включает в себя интеллектуальные тренинги и лекции, чтобы студенты Университета Талантов знали о самоконтроле в спорте, как правильно построить режим дня, что такое рацион питания и как его соблюдать, будучи спортсменом; 
  2. «Спортивные перезагрузки», где студенты «перезагружают» все свои физические качества – ловкость, гибкость, выносливость, быстроту и силу; 
  3. Спортивные тренировки. По своим видам спорта – борьба, настольный теннис, бадминтон, легкая атлетика – они тренируются с преподавателями и своими тренерами. 

На Летней профильной школе слушателями курса стали участники по четырем направлениям: борьба, легкая атлетика, настольный теннис и бадминтон. Среди них есть начинающие спортсмены, уже имеющие результаты, и профессиональные. Мы отбирали тех участников, которые имеют высокие достижения в спортивной жизни, рекомендации тренера и личную мотивацию. Если говорить о достижениях, то они все именитые, но каждый на своем уровне. Мы советовались с каждым тренером, разбирали их портфолио. Этот курс ведут 13 преподавателей: 10 основных и 3 тренера, которые ведут основные тренировки. Преподавательский состав состоит из сотрудников Поволжской академии физкультуры, спорта и туризма, действующих спортсменов и легенд спорта, например Равиль Исхакович Кашапов, вице-президент Федерации легкой атлетики РТ и легендарный легкоатлет СССР и Татарстана, есть действующий призер чемпионата Европы и мира по тяжелой атлетике, мастера спорта по художественной гимнастике, которые ведут занятия по гибкости, есть специалисты и мастера спорта по борьбе и специалисты по медико-биологическому сопровождению спортсменов.

С марта мы планомерно устраивали мозговые штурмы, чтобы каждый тренинг, каждая тренировка, каждая перезагрузка была от начала до конца адаптирована под детей от 13 до 18 лет, была полезна и информативна для самих участников.

Идейным вдохновителем и заказчиком этого курса был Университет Талантов. Каждый тренинг и каждое занятие мы согласовывали с Разиной Рамазановной Нигматуллиной, руководителем направления «Экспертно-аналитическое сопровождение» Университета Талантов.  Наш курс – это сочетание физической культуры и медицинских знаний. Мы охватили весь блок медико-биологического сопровождения спортсменов. Тренеры не говорят с ребятами на эти темы, занятий по этим темам нет ни в общеобразовательной, ни в спортивной школе. Мы по максимуму попытались охватить то, что им не дают в других местах, чтобы они приблизили к себе свои победы. Разработка курса была под особым контролем Университета Талантов, а наши специалисты предлагали и меняли эту программу под его запросы. Университет Талантов принимал огромное участие вплоть до реализации, это был совместный труд.

Такую ценную информацию тренеры не дают детям, потому что, скорее всего, у них нет на это времени. Если мы берем режим дня и рацион питания, то вероятнее это ложится на плечи родителей, питание зависит от культуры пищевого поведения в семье. Для спортсмена может быть не всегда уместно что-то готовить, поэтому он питается так, как питаются в семье. Или, например, ребенок не всегда знает, как проконтролировать какие-то показатели организма – тот же самый пульс, характеристики обхвата бедер или бицепса, трицепса. Здесь мы даем то, что юный спортсмен может сам у себя контролировать. При этом если он ведет тот дневник, который мы ему разработали и составили, если он покажет его тренеру или другому взрослому, это будет большим подспорьем медику или тренеру, чтобы сказать: «Со спортсменом все нормально» или «Нужно что-то где-то подкорректировать». В спорте есть такие понятия, как перетренированность и переутомление. Их начальные признаки ребенок может заметить у себя сам, но для этого он должен уметь их замечать. Поэтому мы даем ему нужные навыки, подсказываем, на что нужно обратить внимание, в каком случае следует обращаться к тренеру или взрослому человеку для того, чтобы перепроверить себя.  

Спортсмену важно уделять внимание смене деятельности. 

Очень часто мы видим, что если ребенок ходит на легкую атлетику, тренер развивает в нем только определенные качества – быстроту и выносливость, которые непосредственно нужны в этом виде спорта. Но, как показывает практика, сейчас, когда рекорды идут на миллисекунды разницы между первым и вторым местом, любое преимущество имеет значение. Некоторые педагоги придерживаются мнения о том, что нужно развивать все. Если ребенок разовьет в себе как можно больше качеств, это пойдет ему только на пользу, у него будет какое-то, но преимущество. В данном курсе мы даем «перезагрузки», а не классическое развитие гибкости, ловкости или силы. Мы делаем апгрейды, чтобы ребенок понял, что это за качества, насколько они у него развиты и какими упражнениями самостоятельно, вне Летней профильной школы, он может у себя их развивать. 

Сейчас мы работаем над выигранным грантом Временного научно-исследовательского коллектива за проект «Разработка образовательного модуля “Путь чемпиона”». Итогом работы над этим грантом будет рабочая тетрадь, которую мы апробируем вместе со школьниками, и навигатор для тренеров – некий сценарный, поминутный сборник тренингов, который мы сейчас апробируем и проводим, чтобы любой тренер, взяв этот навигатор и рабочую тетрадь, смог среди своих воспитанников провести этот модуль. Мы планируем, что этот курс будет масштабироваться на всю республику. 

Как показывает практика, не все спортсмены осмысленно подходят к режиму дня, питанию, тренировкам. Очень часто высокая мотивированность профессионального спортсмена перекрывает весь здравый смысл. Наши тренинги по самоконтролю могут навести спортсмена на мысль, что надвигается переутомление и нужно сделать паузу, чтобы потом был скачок результатов, или объяснить отсутствие результатов у профессионального спортсмена, связанные не с его усилиями, а с физиологическими особенностями. Как показывает практика, эти навыки нужно развивать с малых лет, со школьной скамьи для того, чтобы прививать этим детям культуру сохранения здоровья, занятий спортом не в ущерб себе. 

Каждый тренинг – это набор лайфхаков, рабочая тетрадь – это навигатор тех примочек, которые может использовать любой ребенок для улучшения своих спортивных результатов. Например, на лекции, посвященной спорту и здоровью, мы полностью прописали минимум вещей, которые должны быть у спортсмена в сумке, например, зубная паста, присыпка, средства экстренной необходимости. На тренинге, посвященном режиму дня, мы составили трекер привычек. Оказывается, множество привычек не реализуется спортсменами. На тренинге по питанию ребята будут выбирать свою тарелку, то есть будут тренировать умение выбрать из предложенного шведского стола то, что им будет действительно полезно и нужно. Если брать перезагрузки, то здесь это будут самостоятельные упражнения или занятия, которые помогут быстрее развить то или иное качество. На перезагрузках с ними работают профессионалы. 

Правильно выстроенный режим дня дисциплинирует человека. 

Учитывая биологические ритмы и физиологические потребности, режим дня способствует тому, что соблюдаются все принципы тайм-менеджмента. Человек больше успевает, соответственно у него растет ощущение того, что он успешно выполнил ряд задач и приближается к достижению своей цели. Это самодисциплина. Выстраивание режима дня – достаточно сложный процесс. Благодаря тренировкам в школе какие-то моменты выстраиваются сами по себе: подъем, к 8 утра в школу, тренировки, приемы пищи в определенное время. Наша задача в том, чтобы студенты знали, чем лучше заниматься в промежутки между приемами пищи и школьными занятиями. Каркас у них всегда есть, даже от семьи. Но умение сделать правильный выбор – это задача не только этой школы, это работа самого студента над собой. 

Как сказал один мудрец: «Движение – жизнь». Без движения развивается гиподинамия, малоподвижный образ жизни ни к чему хорошему не приведет, возникнут проблемы с сердечно-сосудистой системой. Как правильно отметили участники наших тренингов, в день нужно проходить минимум 10000 шагов. Без движения жизни нет, двигаться однозначно нужно. Если вы не рассматриваете профессиональный спорт, то это должны быть хотя бы прогулки, но они необходимы каждый день. 

В спорте обязательно необходим наставник. Очень часто эту роль аккумулирует в себя тренер. Он для спортсмена и папа, и мама, и руководитель, и наставник. Но тренер – это наставник только в сфере спорта. Очень часто, когда спортсмены заканчивают свою спортивную карьеру, они становятся потерянными. Что делать дальше? Я думаю, нужен и наставник как в Университете Талантов, который наставляет студента в плане жизненных ориентаций. Для меня это мой научный руководитель – Анатолий Васильевич Иванов, доктор медицинских наук, сейчас он работает в Казанском медицинском университете. Благодаря ему я стала стипендиатом. Он направлял меня в науке, руководил моей научной работой. Под его руководством я защитила кандидатскую диссертацию. Он поддерживал меня, и когда мне было очень плохо и я понимала, что я не справляюсь, он говорил: «Потерпи. Сейчас нужно пережить, а потом будет хорошо». И действительно, со временем все вставало на свои места, как он говорил, так оно и складывалось. Наставник – это человек, которому ты можешь позвонить в любое время и сказать: «У меня что-то сегодня не так. Можно я к вам приеду?». Это человек, который выслушает тебя и подскажет, как быть в жизни. Не обязательно в профессиональном плане, а в каких-то житейских ситуациях. Такие люди действительно нужны и они есть. Я рада, что они есть и у меня в жизни тоже. 

Для достижения успехов в спорте необходим талант, но очень долго идут дискуссии о том, можно ли стать великим спортсменом или же нужно все-таки им родиться. На Летней профильной школе мы как раз будем проводить дебаты на тему «Месси или Роналду». Один из них – прирожденный футболист, а другой добился всего своим трудом. Там мы будем обсуждать, нужен талант в спорте или нет, потому что окончательной точки в этом вопросе поставлено не было. Спортсмен – это от природы мотивированный, целеустремленный человек. Без усидчивости, упорства и умения добиваться целей в спорте достаточно трудно. Важна сила как телесная, так и психологическая – проигрывать тоже надо уметь, это большое искусство.

Дмитрий Олешков,
Медиалаборатория Университета Талантов