DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено
Жестовый язык, этимологическое гнездо и лингвистическая экспертиза текста: как языкознание пригодится в жизни?

Жестовый язык, этимологическое гнездо и лингвистическая экспертиза текста: как языкознание пригодится в жизни?

Лингвистика – это наука о языке, которая является востребованной во всех сферах жизни. Она позволяет нам изучить древние цивилизации, осуществлять межкультурные коммуникации, а также используется в разработке искусственного интеллекта, медицине, юриспруденции и других областях науки. Знать и изучать разные языки, в том числе и родной, уметь грамотно писать и говорить важно каждому человеку. 

Для победителей и призеров олимпиад по русскому языку и лингвистике, а также ребят, которые хотят развиваться в этой сфере, с 24 июня по 2 июля на базе гимназии-интерната № 4 (г. Казань) прошла республиканская профильная смена. 30 школьников 7–10 классов со всей республики собрались, чтобы подготовиться к олимпиадам и конкурсам по русскому языку и лингвистике высокого уровня, развить способности практической и исследовательской деятельности в сфере лингвистики.

В рамках смены школьники углубились в морфемику, фонетику, синтаксис, стилистику и другие разделы науки о языке, изучили различные виды лингвистики, анализа и экспертизы текста. Были организованы мастер-классы по ирландскому, литовскому, китайскому, цыганскому, арабскому, жестовому языкам и санскриту. Участники смены решали олимпиадные задачи и готовили научно-исследовательскую работу, которую защитили в конце смены. Во время игровых занятий ребята учились правильной самопрезентации, проходили различные тренинги, например, психологические тренинги по саморазвитию.

Преподавателями профильной школы по русскому языку и лингвистике стали:

  • Татьяна Юрьевна Виноградова, кандидат филологических наук, доцент кафедры прикладной и экспериментальной лингвистики ИФиМК КФУ;
  • Никита Сергеевич Звановский, преподаватель онлайн-школы «Фоксфорд»,  преподаватель русского языка в РОО «Ассоциация победителей олимпиад»,  двукратный призер заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку (2013, 2014);
  • Антон Александрович Сомин, научный сотрудник и старший преподаватель НИУ ВШЭ и РГГУ, руководитель команды России на Международной олимпиаде по лингвистике;
  • Борис Леонидович Иомдин, кандидат филологических наук, заведующий сектором теоретической семантики Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН, доцент школы лингвистики НИУ ВШЭ, преподаватель Школы анализа данных Яндекса;
  • Ксения Валерьевна Харитонова, преподаватель Школы юного филолога МГУ;
  • Мария Сергеевна Касьянова, преподаватель Школы юного филолога МГУ; 
  • Денис Андреевич Мартьянов, кандидат филологических наук, доцент кафедры прикладной и экспериментальной лингвистики ИФиМК КФУ, председатель жюри заключительного этапа республиканской Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку;
  • Анна Александровна Ихсанова, учитель русского языка и литературы гимназии-интерната № 4;
  • Лейсан Садыйковна Мингазова, заместитель директора по научно-методической работе и учитель русского языка и литературы гимназии-интерната № 4.

Лейсан Садыйковна отметила, что образовательная программа смены прошла на вузовском уровне:

– Мы составили ее таким образом, чтобы расширить кругозор ребят, подготовить к предстоящим олимпиадам по русскому языку и лингвистике, развить навыки выполнения научно-исследовательской работы.

Мы проводим подобную профильную смену по русскому языку и лингвистике в первый раз. Конечно, в Татарстане постоянно проводятся профильные сборы, но они больше лагерного типа: образовательная программа сильно разбавляется развлекательной. Поскольку наши участники – очень мотивированные ребята, они выразили желание изучать предмет на протяжении всего дня. Каждый вечер мы получали от ребят обратную связь, во время которой они говорили, что не ожидали настолько полезных занятий.

Денис Андреевич поделился, что во время смены они хотели показать ребятам, что научно-исследовательская работа – это интересно, и дать им толчок к развитию в этой деятельности:

– В новом учебном году они уже смогут работать над проектами для участия в научных конференциях по русскому языку и лингвистике. Во время подготовки своего проекта они приобретали навыки поиска материала, выдвигали гипотезы, строили таблицы и графики, готовили презентации. Эти навыки пригодятся им в будущем, когда они станут студентами.

Мы очень благодарны Университету Талантов за то, что руководство откликнулось на предложение гимназии о проведении профильной школы и оказало поддержку при организации и проведении. Мы смогли пригласить известных спикеров, профессионалов, которые ранее никогда не приезжали в Казань с лекциями. Ребята были рады не только послушать лекции, но и просто пообщаться с гостями, узнать, как они пришли в лингвистику и работают в этой сфере.

Каждый день участники смены посещали четыре-шесть лекционно-практических занятий; играли в тематические интеллектуальные игры, например, «Что? Где? Когда?», готовили свои научные проекты. В конце смены 2 июля ребята защитили свои проекты и получили обратную связь от преподавателей школы.

– Я интересуюсь русским языком и решила изучить его глубже, понять, как устроен наш родной язык. Я стала участницей школы, потому что успешно написала эссе на тему «Что лучше: бумажные или электронные словари?». На смене я узнала много нового не только о русском языке, но и о лексических особенностях других. Мне понравилось решать лингвистические задачи, и в будущем я хочу принять участие в олимпиаде по лингвистике. Также мне понравился мастер-класс по жестовому языку: это было необычно, и буквально за полтора часа мы узнали, как он устроен. Ранее я была волонтером Университета Талантов на фестивале идей и технологий Rukami. Теперь стать его студентом – моя цель. Сейчас я участвую в конкурсе юных журналистов «Алтын калэм». Надеюсь стать призером или победителем конкурса, это поможет мне в достижении моей цели, – рассказала Анастасия Хохлова, ученица 9 класса гимназии-интерната № 4 (г. Казань).

– Я постоянно участвую в олимпиадах по русскому языку и лингвистике. Приезжаю на сборы неоднократно, но эта профильная школа порадовала насыщенностью образовательной программы и крутыми спикерами. Мы постоянно находились в своем предмете, были полностью вовлечены в процесс. Мой научный проект посвящен составлению и изучению этимологического гнезда. Тема большая, но оттого более интересная. Я хочу доработать проект и выйти с ним на научную конференцию. В будущем планирую связать жизнь с прикладной лингвистикой. Недавно я стала студентом Университета Талантов и начала работать со своим наставником Александрой Карташовой. Я знаю, что мой наставник всегда поможет мне собраться с мыслями и сориентироваться в трудные моменты, – рассказала Анна Елагина, ученица 10 класса лицея № 83 (г. Казань), победитель муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку, дипломант второй степени олимпиады «Будущие исследователи – будущее науки», обладатель специальной премии Традиционной олимпиады по лингвистике.

Фоторепортаж

София Бармина,
Медиалаборатория Университета Талантов

Читайте также: В Казани состоялась республиканская профильная смена по биологии