В динамично развивающемся мире востребованы специалисты, обладающие не только hard skills – «жесткими» профессиональными навыками, но и soft skills, «мягкими» навыками, умеющие эффективно сотрудничать, работать в команде и управлять проектом под результат. Современным преподавателям необходимо обладать методиками, которые помогут развивать эти компетенции и раскрыть потенциал молодых людей.
3 июня состоялся завершающий образовательный модуль в рамках обучения по курсу «Управление продюсированием талантов» для преподавателей Казанского федерального университета. В течение двух месяцев более 20 педагогов узнавали о новых образовательных практиках, обучались проведению тренингов по развитию компетенций «Когнитивность», «Открытость, инициативность, предприимчивость», «Командность и эффективность сотрудничества», «Управление проектом под результат», знакомились с мерами государственной поддержки талантливой молодежи в Республике Татарстан и деятельностью Университета Талантов.
На завершающем модуле состоялась игра «Групповая динамика. Сопротивление в тренинге»: поделившись на три команды, участники провели друг для друга тренинги, смогли попрактиковаться и понять, какие сложности и ошибки возникают в тренинговой деятельности и в каком направлении нужно будет двигаться в будущем. Для эффективности работы была собрана обратная связь: каждая команда поделилась мыслями о том, что удалось тренеру, какие могут быть зоны роста – над чем важно поработать в будущем. Каждый участник поделился мнением, что было ценно для него в этом обучении. Оказалось, что для преподавателей важно создание сообщества педагогов КФУ, среда для развития и возможность попробовать себя в новых ролях – обучающегося и тренера, умение выстраивать эффективный диалог.
Татьяна Сидельникова, доктор педагогических наук, профессор кафедры связей с общественностью и прикладной политологии Института социально-философских наук и массовых коммуникаций КФУ:
– Я увлеклась темой тренингов еще в 1990-е годы. А в 2015 году попала на сессию «Продюсирование талантов» от Университета Талантов, это была очень насыщенная и интенсивная программа. Мои курсы в КФУ связаны с коммуникативно-ориентированными дисциплинами, поэтому мне очень подходит тренинг. Много лет я провожу занятия по риторике, переговорному процессу, техникам развития креативности именно в этом формате. Мне было очень интересно заниматься, видно, что у нас есть те, кто может проводить модули на самом высоком уровне. Считаю, что за этим форматом будущее, в том числе в учебном процессе вузов. Однако для этого необходимо подготовить преподавателей, которые могли бы проводить тренинги, а также изменить организацию учебного процесса, отойти от привычной схемы «лекция – семинар». Да, наверное, не все предметы можно проводить в тренинговой форме: в математике и физике, возможно, получится только добавить какие-то элементы, однако гуманитарные дисциплины можно и, на мой взгляд, нужно вести именно так. Очень здорово, что есть Университет Талантов – это точка роста и развития для многих.
Многие участники отметили, что программа «Компетенции наставника» помогла им стать открытыми к новому, ощутить себя учениками и тренерами, избежать профессионального выгорания. Выделили практики, которые обязательно реализуют в своей деятельности в будущем: игровые технологии, умение правильно собирать обратную связь, фасилитация как раскрытие потенциала ученика, умение находить положительные эмоции независимо от результатов тренинга. По окончанию модуля преподаватели КФУ получили сертификаты о прохождении курса «Компетенции наставника».
Татьяна Зарипова, координатор сетевого проекта «Тренинг-класс»:
– Курс был разработан специально для преподавателей КФУ, это наш совместный проект. Нашей задачей было помогать сформировать компетенции наставника у педагогов. Основная часть курса была посвящена направлению «Тренер надпредметных компетенций». Это технологии тренерской деятельности, фасилитации: как раскрыть потенциал, заложенный в молодом человеке, как пересмотреть форматы работы со студентами. Сейчас студентам нужны не просто трансляторы знаний, а педагоги, которые смогут вовлечь их в динамичный процесс обучения, раскроют их потенциал. Было непросто: все педагоги в группе имеют большой опыт проведения лекций и семинаров, поначалу чувствовалось их сопротивление новому формату. Я старалась актуализировать их потребность в этом обучении, ведь для преподавателя действительно важно быть открытым к новым знаниям и технологиям, идти в ногу со временем. Интересно было наблюдать, как преподаватели стали обучающимися: на тренингах было заметно, что им самим было скучно слушать стандартные лекции, появилось осознание, как важно в работе сочетать разные формы подачи информации.
Меня порадовало, что наш курс помог участникам соотнести себя с сообществом преподавателей КФУ: многие обменялись контактами, хотят запустить совместные проекты. Это было еще одной целью нашей программы: объединить педагогов внутри КФУ.
На завершающем модуле применялся деятельностный подход: участники провели друг для друга демо-версию тренингов и в процессе поняли, на какие нюансы необходимо обратить особое внимание, и в процессе работы появились мысли, как нужно делать в будущем.
Эльсинора Габдуллина,
Медиалаборатория Университета Талантов