28 мая на базе Института управления, экономики и финансов Казанского федерального университета состоялся семинар по вопросам системы работы с одаренными детьми и молодежью, который проводился по поручению Президента Республики Татарстан Рустама Нургалиевича Минниханова.
Программа семинара состояла из двух частей. В первой половине дня была проведена пленарная сессия с участием Елены Шмелевой, руководителя Образовательного фонда «Талант и успех»; Алексея Федосеева, президента НКО «Ассоциации участников технологических кружков»; Петра Положевца, исполнительного директора Благотворительного фонда «Вклад в будущее» ПАО «Сбербанк»; Антона Серикова, руководителя по связям со стратегическими партнерами АНО «Россия – страна возможностей»; Тамары Федоровой, начальника управления общего образования Министерства образования и науки Республики Татарстан; Файрузы Мустафиной, сопредседателя Научно-экспертного совета госпрограммы «Стратегическое управление талантами в Республике Татарстан на 2015–2020 годы». Модератором площадки выступил Айдар Акмалов, исполнительный директор Университета Талантов.
Елена Шмелева рассказала про сложившуюся модель Образовательного центра «Сириус», высокую результативность и эффективность которой можно отметить по продемонстрированным успехам ребят, прошедших образовательные программы в «Сириусе». Также она отметила, что открывают программы самые сильные педагоги и профессионалы, которые развивают национальные проекты. Тем, кто работает с детьми, уделяют большое внимание:
– Наша совместная задача – сделать так, чтобы все муниципалитеты подтягивались, программы повышения квалификации педагогов были равнодоступны и имели дальнейшее сопровождение на базе республиканского центра-партнера. Важно, чтобы ребята видели возможность применения своего таланта здесь и сейчас. «Сириус», Сочи и решение президента Владимира Владимировича Путина привело к тому, что вокруг школьного проекта создается новая среда: образовательная, творческая, инновационная, городская. Это некая картинка того, как менять мир благодаря тем задачам, которые ребята выбирают. Мы мечтаем, чтобы они реализовались.
Алексей Федосеев рассказал про Кружковое движение Национальной технологической инициативы. НТИ – это не только образование, но и технологические прорывы и следующие шаги, которые должна сделать страна. Чтобы вырастить поколение лидеров, команд, необходима системная работа, и Кружковое движение – это программа, которая была запущена с целью подготовки к 2025 году сообщества из 500 000 талантов, технологических энтузиастов, предпринимателей нового типа:
– В последние годы намечается рост интереса, увеличивается доля технологических кружков по сравнению с уже давно популярными спортом и искусством. Для нас это поле, в котором мы стараемся работать и дополнить элементы, которые реализуются в общем образовании. Это образует сложную экосистему, в которой очень много разных партнеров, сильных технологических компаний. Региональная логика работы здесь играет большую роль. Для нас это интересная история про горизонтальные связи между разными командами-институтами, которые существуют, выполняют важную функцию, и эти связи могут дать ребятам понимание, что развиваться в регионе также интересно.
Алексей Игоревич рассказал про систему проектов, которая реализуется в рамках Кружкового движения НТИ. Одним из примеров стала Олимпиада НТИ, где по итогам конкурса Татарстан занял третье место после Новосибирска и Санкт-Петербурга.
Петр Положевец затронул тему индивидуальной траектории развития школьника. Работа в классе выстраивается не так эффективно, как полагалось ранее. В классе есть разные группы детей, а учитель работает со «средним» учеником. Поэтому необходимы новые решения, как учителю справиться с этими группами школьников и для каждого организовать реальный индивидуальный процесс. Эксперт рассказал о программе Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее», чтобы вовлечь каждого ребенка в образовательный процесс:
– Президент РФ поручил нам апробировать наш проект в 5 субъектах, ныне в 15 школах. Сейчас идет комплексный отбор, и Татарстан подал заявку на участие. 4 школы республики будут участвовать в этом проекте. С одной стороны, ребенку дается свобода выбора, что ему учить, и это может звучать странно, так как у нас существуют государственные стандарты. Вопрос в том, как поделить учебное содержание. Можно учить параграф за параграфом, а можно выделить цели в рамках образовательных модулей. Чтобы достичь их, у ребенка будет выбор задания. Он может посмотреть видео, поиграть в игру, прочитать текст. Если мы не создадим школу возможностей и у ребенка не будет выбора своей индивидуальной траектории, мы не сможем ответить на существующие вызовы. Вместе с ребенком развивается и учитель, он перестает быть лектором, который вещает перед классом 45 минут.
Антон Сериков познакомил участников с платформой «Россия – страна возможностей», на базе которой реализуется 18 проектов. Их общая цель – равные возможности, чтобы каждый мог проявить себя, реализовать свой талант и профессиональный потенциал, воплотить в жизнь бизнес-идеи или общественные инициативы. Эта открытая площадка была создана в 2018 году для общения талантливых и неравнодушных людей всех возрастов, обмена опытом между предпринимателями, управленцами, молодыми профессионалами, добровольцами и социальными активистами.
Во второй половине дня была организована работа по секциям.
Представители вузов, колледжей, молодежных и общественных организаций Республики Татарстан, а также студенты и молодые специалисты приняли участие в секции, посвященной развитию проектов платформы АНО «Россия – страна возможностей» в Республике Татарстан. Спикерами площадки стали Антон Сериков и Тимур Сулейманов, первый заместитель министра по делам молодежи РТ. Тимур Джавдетович отметил, что каждый проект или конкурс платформы являются «социальным лифтом» для молодежи республики, сейчас основная задача министерства – информирование целевых групп потенциальных участников конкурсов и проектов платформы. Во многих проектах активно участвует молодежь Татарстана, у некоторых из них есть аналоги. Например, в Татарстане успешно проходят конкурсы «Кадровый резерв и «Вверх», схожих с концепцией конкурса «Лидеры России». Всероссийский конкурс «Лига вожатых» имеет свой аналог – «Школу руководителей и вожатых Сэлэт». Ежегодно Министерство по делам молодежи РТ проводит ряд конкурсов, которые направлены на грантовую поддержку молодежных и детских объединений, на базе платформы реализуется Всероссийский конкурс молодежных инициатив «Грантовый конкурс молодежных инициатив».
Площадка «Развитие Кружкового движения Национальной технологической инициативы в РТ» объединила представителей Кружкового движения, Центров молодежного инновационного творчества и кванториумов. В работе проектной сессии приняли участие Алексей Федосеев, Ранис Идрисов, директор Республиканского центра внешкольной работы, Андрей Фёдоров, начальник корпоративного отдела Министерства промышленности и торговли РТ, Михаил Юриков, директор ЦМИТа «Авиатор».
Алексей Федосеев рассказал о деятельности Кружкового движения. Ранее он отмечал, почему используется слово «кружок» и оно является ключевым:
– Здесь мы обращаемся к тому опыту, который существовал с начала 20 века в нашей стране и не только. Взрослые люди, энтузиасты разных возрастов, профессора, студенты, молодые люди вместе бросались на решение задач в областях, которые еще не получили массовое распространение. Например, Жуковский, окруженный молодыми людьми, создал целую отрасль. В некотором смысле это НТИ того времени. Люди мечтали летать в космос. С течением времени кружок приобрел законсервированную форму в рамках дополнительного образования. Во многих кружках потерялся тот огонек, когда ребята работали вместе с экспертом и старались решить нерешенные задачи.
В заключение Ильсия Иванова, модератор площадки, познакомила участников проектной сессии с региональным Фестивалем идей и технологий Rukami, который состоится 15 и 16 июня на территории Казанской ярмарки.
Олег Волков, начальник отдела дополнительного профессионального образования Чебоксарского института (филиала) Московского политехнического университета:
– То, что обсуждалось в рамках сессии Кружкового движения значимо, чтобы в работе дополнительного образования каждому ребенку дать возможность проявить свои таланты в инновационно-техническом направлении. Я считаю, что это не дополнительное образование. Возможно, оно даже более важное, чем обычное общеобразовательное. Мне всегда приятно приезжать и видеть новую ступень развития. В этом случае эффективно работающая система Университета Талантов вышла на другой уровень и стала фактически организатором программы «Сириуса».
На площадку, посвященную реализации проектов Благотворительного фонда «Вклад в будущее» ПАО «Сбербанк» на территории РТ, были приглашены представители лицеев-интернатов для одаренных детей, образовательные организации, педагоги и учителя. Они познакомились с программами фонда, сделали анализ, где определили сильные стороны и зоны роста программ, также рассмотрели риски и возможности. Помимо этого участники проектной сессии познакомились с западными практиками образования. Петр Положевец рассказал о проблемах образовательной программы и уделил внимание проектной деятельности и отметил, что он должна иметь конечный результат и приносит пользу обществу. Также на встрече выступила Татьяна Камалетдинова, начальник отдела развития дополнительного образования Министерства образования и науки Республики Татарстан. Она затронула тему о внедрении информационных технологий в образовательную программу России и Татарстана, рассказала о потенциале программ фонда и поделилась своим опытом работы учителем.
– Цифра не спасет вас ни от чего. Она лишь отметит ваши заслуги и поможет продумать свой дальнейший путь, – отметила Татьяна Сергеевна. Спикер также коснулась темы заинтересованности школьников в обучении и его продуктивности. Она считает, что один из факторов успешности – умение адаптироваться к изменяющимся условиям и работать в команде.
Светлана Кириллина,
Медиалаборатория Университета Талантов