DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено
Лариса Шамсутдинова: «Наставничество для меня – это как потребность быть нужным»

Лариса Шамсутдинова: «Наставничество для меня – это как потребность быть нужным»

Когда перед молодым человеком открываются сотни дорог, он может потеряться и нуждаться в помощи наставника, который укажет на верный путь. Лариса Шамсутдинова всегда верила, что станет психологом или будет учить иностранный язык. Но благодаря своему учителю она увлеклась химией и стала преподавать в Казанском национальном исследовательском технологическом университете (КХТИ). Теперь она кандидат химических наук, доцент кафедры органической химии КНИТУ-КХТИ, а также соруководитель группы школьников, студентов среднего профессионального образования и вузов «Sherlock Chemist. Forward to science». Желание делиться с учащимися и студентами своими знаниями, а также жажда нового опыта привела ее в Университет Талантов, который открыл новый простор для творчества и профессиональной самореализации. Мы поговорили с Ларисой о команде наставников Университета Талантов, победах ее наставляемых в научных конкурсах и о наставничестве 21 века.

Всегда твердила себе, что химия мне не понадобится, несмотря на хорошие оценки. Заняться именно этим предметом мне посоветовал учитель химии в школе-гимназии № 6 (г. Новочебоксарск) Республики Чувашия Александр Николаевич Муратов. На последних курсах вуза одним из направлением я выбрала именно химию для преподавания. После защиты своей диссертации я нашла своего учителя в социальных сетях и написала ему большую благодарность. Он внес большой вклад в мое развитие. Теперь моя основная деятельность – преподавание. Я очень люблю доносить, что я знаю, молодежи, которая хочет это знать. Помимо этого я синтезирую новые вещества, исследую их на биологическую активность. Сейчас очень увлекаюсь компьютерной химией, химическим софтом и программированием.

В 2016 году я была руководителем летней профильной школы «Орбиталь» для старшеклассников, увлеченных химией. Проект был запущен в образовательно-оздоровительном центре «Дуслык» вместе с руководителем проектной группы направления «Открытое сообщество наставников» Лилией Орловой. Мы очень хорошо друг друга понимали, у нас были схожие взгляды на многие вопросы. Я увидела в ней своего единомышленника. Так я пришла в Университет Талантов и стала его наставником. Придя в эту команду, я была поражена, ведь до этого думала, что мало настолько увлеченных в свою профессию, влюбленных в работу с молодежью людей. Мне казалось, будто я попала к себе домой, и поняла, что это – мое.

Система наставничества, прежде всего, это передача опыта, знаний, умений, навыков. Самое главное – сопровождение молодежи, которая хочет все и сразу и думает, что все умеет. Это замечательно, но не совсем так. Я работаю на нефтяном факультете, и многие студенты считают, что после окончания обучения станут богатыми нефтяниками, но ошибаются. Ведь учеба, устройство на работу, нахождение и реализация себя в жизни –  это определенный труд. Здесь и нужен наставник, чтобы снять розовые очки студента и привести его в реальную жизнь, не оборвав крылья. Наставничество очень отличается от преподавания. Если я как преподаватель должна рассказать, донести определенную точку зрения, то наставник – человек, идущий рядом. Он работает для молодого человека, и это совсем другая позиция.

Меня очень сильно привлекает богатая инструментальная база Университета Талантов. В своей работе я люблю новые методики. До этого проходила много курсов квалификации, к сожалению, многие из них теоретические и скучные. В Университете Талантов дают такие инструменты, которые сразу можно использовать на практике. Здесь во время учебы открываю многое в себе. После того, как я прошла образовательные модули, то поняла, что мне требуется большее, и прошла переподготовку на практикующего психолога в Институте усовершенствования «Инсайт» на базе клиники «Инсайт» в 2018 году. Таким образом, Университет Талантов помог мне осуществить давнюю школьную мечту.

Инструменты, полученные на занятиях в Университете Талантов, использую при работе со студентами в вузе, в школе «Орбиталь». Также мы вместе с коллегой, доцентом кафедры органической химии, наставником Университета Талантов Оксаной Лавровой мы ведем группы школьников и студентов «Sherlock Chemist. Forward to science», где используем новые технологии и форматы тренинга. Благодаря им повышается эффективность работы молодых людей. Мы срываем обычные шаблоны, это всем нравится. Как результат, у наших обучающихся очень много побед на конкурсах. Например, мы заняли II место на республиканском форуме «Наш Татарстан» в 2018 году.

«Sherlock Chemist» – закрытая группа для ребят, желающих заниматься химией, где мы работаем под запросы ребят. С помощью инструментов Университета Талантов мы даем возможность придумать свои идеи. Наша цель – популяризация химических наук, профориентация, осознанный подход к выбору будущей профессии. Мы сопровождаем ребят как наставники. Среди их проектов есть химические, синтетические проекты. Например, наши студенты с помощью нанотрубок убирали с поверхности нефть. С этой работой студент Университета Талантов Екатерина Ильина ездила в Волгоград на отраслевую олимпиаду «Газпром». Другие студенты предложили добавить в клей нанотрубки. В ходе исследования оказалось, что нанотрубки усиливают свойства клея. Вместе с Анастасией Самородновой, которая сейчас учится в Казанском федеральном университете, с помощью компьютерных технологий доказали, что кофеин обладает полезными активными биологическими свойствами. Студенты-спортсмены рассматривали спортивное питание, в частности, креатин – природное вещество, играющее важную роль в процессах энергетического обмена в организме. Мы проверили его биологическую активность, доказали его влияние на организм. Ребята с удовольствием исследуют то, что им близко, ведь они им живут. Как итог нашей совместной работы, мои студенты проявляют себя во многих конкурсах, научных конференциях и удостаиваются побед.

Чтобы понимать область, в которой ты развиваешься, необходимо постоянно учиться. В этом плане посещение конференций, чтение научной литературы обязательно важно. Сейчас активно развиваются компьютерные технологии, много программ, даже без опытов показывающих, что может происходить при химических реакциях. Я пробовала изучать это самостоятельно, но профессионально это могут дать те преподаватели, которые занимаются давно. С этой целью я поступила в КФУ в 2018 году на направление «хемоинформатика» – химия на основе информационных технологий. Здесь учат создавать программы. Это другой уровень, намного круче. Очень тяжело, но одновременно очень интересно.

Я вела лекции в Детском университете Казанского национального исследовательского технического университета – КАИ для маленьких ребят вместе со своей студенткой. Дети-«студенты» отличаются от обычных студентов. Они очень непосредственны, будут интересоваться до тех пор, пока не удовлетворятся ответом. Задают такие вопросы, заставляющие посмотреть на мир по-другому. Им химия точно кажется магией. Например, они так интересно наблюдали за процессом добавления зеленки в воду. Безусловно, с ними труднее работать, ведь их сложно удержать на одном месте. Но мы выходили из этой ситуации: танцевали, изображали молекулы, «кидали» друг в друга электроны. К тому же, в работе с ними нужно постоянно владеть залом.

2 апреля в Университете Талантов прошли выборы, и меня назначили деканом Факультета наставников. Моя задача – создать из сообщества наставников единый, дружный коллектив, который оказывал бы друг другу поддержку. Мы уже провели стратегическую сессию для наставников, создали Кодекс наставника.

Я постоянно участвую в образовательных форумах не только в Казани, но и в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи. Эти мероприятия помогают познакомиться с трендами в образовании, способами работы с молодежью. Мы черпаем оттуда идеи для нашей деятельности, там рождаются хорошие знакомства. Такие конференции дают вдохновение. Отрадно видеть, что молодежью занимаются, и приятно представляться, что мы из Татарстана, в таких мероприятиях хорошо знают Университет Талантов.

Я свободолюбивый и вольный человек, поэтому наставник для меня должен быть авторитетом. У меня есть такие наставники: наставник по науке, доцент КНИТУ-КХТИ, кандидат химических наук Равиль Кутдусович Исмагилов, мой научный руководитель, профессор, доктор химических наук Мукаттис Бариевич Газизов, который научил меня выражать свои мысли научным языком. У Мукаттиса Бариевича есть такая фраза: «Не люблю умных лентяев». Для меня это также очень важный момент. Можно быть очень умным, но результата можно добиться, только прикладывая усилия. Также своим наставником считаю врача-нарколога, психотерапевта Александра Анатольевича Воробьевского.  Он научил меня делать то, что любишь, и выполнять это с душой и без страха.

Сейчас я сопровождаю шесть студентов Университета Талантов. Для меня это в то же время вызов. Ведь это другое направление, более основательная работа, одновременно очень интересная и ответственная. Наставничество для меня – дорога, это как потребность быть нужным. Если я могу что-то дать, я с удовольствием делюсь.

Семья для меня – это главное. Я браке почти 20 лет, у нас есть 17-летний сын. В свободное время я очень люблю музыку, посещать рок-концерты, петь, природу. Когда очень сильно устаю, черпаю вдохновение от прослушивания музыки в дороге, от природы и общения с людьми.

Алина Минневалиева,
Медиалаборатория Университета Талантов