Молодые люди, обучающиеся в университете, нуждаются в поддержке наставника так же, как и дети школьного возраста. Современным студентам необходимо не только получать знания по выбранному профилю, но и активно развивать soft skills, учиться применять их в жизни, а также раскрыть свой потенциал и таланты, чтобы успешно трудоустроиться после выпуска. В роли их наставников могут выступить преподаватели, которые обладают всеми инструментами, необходимыми для сопровождения молодого человека.
В рамках образовательного курса «Управление продюсированием талантов» государственной программы «Стратегическое управление талантами в Республике Татарстан на 2015–2020 годы» Университет Талантов составил образовательную программу «Компетенции наставника», благодаря которой преподаватели могут ознакомиться с мерами государственной поддержки талантливой молодежи в Республике Татарстан, сформировать образ преподавателя-наставника, обучиться технологии проведения тренингов по компетенциям «Когнитивность», «Открытость, инициативность, предприимчивость», «Командность и эффективность сотрудничества», «Управление проектом под результат».
Преподаватели КФУ уже познакомились с Университетом Талантов, составили образ преподавателя-наставника, узнали принципы построения и применения модели soft skills Университета Талантов, а также раскрыли понятия «фасилитация» и «модерация».
16 мая состоялся «Тренинг для тренеров», где более 15 преподавателей КФУ ознакомились с методологией тренерской деятельности, оценкой результативности и технологией ведения тренинга, а также узнали, чем мастер-класс отличается от тренинга.
После знакомства друг с другом вместе с Татьяной Зариповой, координатором сетевого проекта «Тренинг-класс», были оговорены правила группы, которые необходимо устанавливать каждому тренеру перед началом работы:
- «Здесь и теперь»
- Искренность и открытость
- Принцип «Я»
- Активность
- Пунктуальность
- Живое общение
Далее каждый участник тренинга вспомнил образ идеального тренера (учителя, наставника) и записал, какими профессиональными качествами, знаниями и навыками он обладал. Преподаватели наиболее часто отмечали такие качества, как эрудиция, мотивация, доброта и чувство юмора. Участники встречи оценили по десятибалльной шкале, в какой степени все перечисленные качества свойственны им, и сделали вывод, что все эти знания и навыки можно развивать.
Большое внимание преподаватели уделили разбору инструмента практикующего тренера Елены Сидоренко «Парус тренерского мастерства», который имеет 4 составляющие:
- Технологичность – концептуальные, клиентские, тренерские качества;
- Импровизация – факторы креативности: беглость, оригинальность, гибкость, точность;
- Управление мотивацией – мотивация к участию в тренинге, отдельных упражнениях, применению на практике;
- Работа с сопротивлением группы – использование естественного пути развития группы, понимания причин и целей сопротивления, владение техниками работы с сопротивлением.
Наставники сошлись во мнении, что для проведения успешного тренинга необходимо использовать все 4 вида работы с группой. Для этого также необходимо четко понимать цели и задачи тренинга. В соответствии с ними различают следующие виды тренингов:
– индивидуальные/групповые;
– открытые/закрытые;
– продолжительностью 30 минут / несколько дней;
– центрированные на тренере / центрированные на группе;
– тренинги навыков;
– бизнес-тренинги;
– тренинги личностного роста;
– психологические тренинги;
– тренинги общения.
Для эффективного проведения тренинга тренеру необходимо провести качественную оценку. Преподаватели разобрали модель Киркпатрика:
Уровень 1: реакция слушателей на программу обучения;
Уровень 2: оценка знаний и опыта, полученных слушателем по программе обучения;
Уровень 3: оценка поведения на рабочем месте;
Уровень 4: оценка влияния программы обучения на деятельность организации.
В конце занятия Татьяна Зарипова показала преподавателям эффективность различных методов обучения. Традиционные методы показывают относительно невысокие результаты: лекции – 5%, чтение – 10%, использование видео- и аудиоматериалов – 20%, демонстрация – 30%. В то же время участие в дискуссионных группах эффективно на 50%, практические действия – 75%, обучение других – 90%.
Вероника Жаринова, младший научный сотрудник Института геологии и нефтегазовых технологий КФУ, рассказала, что полезного она узнала на обучении и как применит полученные знания в жизни:
– Мне как начинающему преподавателю иногда бывает сложно найти общий язык со студентами. Это обучение поможет мне в будущем правильно формировать план занятий, проводить их немного по-другому: больше общаться со студентами и совместно работать.
На прошлой встрече мы узнали, кто такой фасилитатор и модератор. Мне нравится, что фасилитатор задает темп и наблюдает, а группа работает сама и идет к результату. Не стоит забывать, что в определенных случаях можно меняться и выполнять роль модератора.
На следующих встречах преподаватели КФУ научатся работать с групповой динамикой, создавать игры в тренинге и познакомятся с методами организации обратной связи.
Светлана Кириллина,
Медиалаборатория Университета Талантов