DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено
Качества идеального тренера, модель Киркпатрика и эффективность нетрадиционных методов обучения: что необходимо знать преподавателю в работе со студентами и молодежью

Качества идеального тренера, модель Киркпатрика и эффективность нетрадиционных методов обучения: что необходимо знать преподавателю в работе со студентами и молодежью

Молодые люди, обучающиеся в университете, нуждаются в поддержке наставника так же, как и дети школьного возраста. Современным студентам необходимо не только получать знания по выбранному профилю, но и активно развивать soft skills, учиться применять их в жизни, а также раскрыть свой потенциал и таланты, чтобы успешно трудоустроиться после выпуска. В роли их наставников могут выступить преподаватели, которые обладают всеми инструментами, необходимыми для сопровождения молодого человека.

В рамках образовательного курса «Управление продюсированием талантов» государственной программы «Стратегическое управление талантами в Республике Татарстан на 2015–2020 годы» Университет  Талантов составил образовательную программу «Компетенции наставника», благодаря которой преподаватели могут ознакомиться с мерами государственной поддержки талантливой молодежи в Республике Татарстан, сформировать образ преподавателя-наставника, обучиться технологии проведения тренингов по компетенциям «Когнитивность», «Открытость, инициативность, предприимчивость», «Командность и эффективность сотрудничества», «Управление проектом под результат».

Преподаватели КФУ уже познакомились с Университетом Талантов, составили образ преподавателя-наставника, узнали принципы построения и применения модели soft skills Университета Талантов, а также раскрыли понятия «фасилитация» и «модерация».

16 мая состоялся «Тренинг для тренеров», где более 15 преподавателей КФУ ознакомились с методологией тренерской деятельности, оценкой результативности и технологией ведения тренинга, а также узнали, чем мастер-класс отличается от тренинга.

После знакомства друг с другом вместе с Татьяной Зариповой, координатором сетевого проекта «Тренинг-класс», были оговорены правила группы, которые необходимо устанавливать каждому тренеру перед началом работы:

  1. «Здесь и теперь»
  2. Искренность и открытость
  3. Принцип «Я»
  4. Активность
  5. Пунктуальность
  6. Живое общение

Далее каждый участник тренинга вспомнил образ идеального тренера (учителя, наставника) и записал, какими профессиональными качествами, знаниями и навыками он обладал. Преподаватели наиболее часто отмечали такие качества, как эрудиция, мотивация, доброта и чувство юмора. Участники встречи оценили по десятибалльной шкале, в какой степени все перечисленные качества свойственны им, и сделали вывод, что все эти знания и навыки можно развивать.

Большое внимание преподаватели уделили разбору инструмента практикующего тренера Елены Сидоренко «Парус тренерского мастерства», который имеет 4 составляющие:

  1. Технологичность – концептуальные, клиентские, тренерские качества;
  2. Импровизация – факторы креативности: беглость, оригинальность, гибкость, точность;
  3. Управление мотивацией – мотивация к участию в тренинге, отдельных упражнениях, применению на практике;
  4. Работа с сопротивлением группы – использование естественного пути развития группы, понимания причин и целей сопротивления, владение техниками работы с сопротивлением.

Наставники сошлись во мнении, что для проведения успешного тренинга необходимо использовать все 4 вида работы с группой. Для этого также необходимо четко понимать цели и задачи тренинга. В соответствии с ними различают следующие виды тренингов:

– индивидуальные/групповые;

– открытые/закрытые;

– продолжительностью 30 минут / несколько дней;

– центрированные на тренере / центрированные на группе;

– тренинги навыков;

– бизнес-тренинги;

– тренинги личностного роста;

– психологические тренинги;

– тренинги общения.  

Для эффективного проведения тренинга тренеру необходимо провести качественную оценку. Преподаватели разобрали модель Киркпатрика:

Уровень 1: реакция слушателей на программу обучения;

Уровень 2: оценка знаний и опыта, полученных слушателем по программе обучения;

Уровень 3: оценка поведения на рабочем месте;

Уровень 4: оценка влияния программы обучения на деятельность организации.

В конце занятия Татьяна Зарипова показала преподавателям эффективность различных методов обучения. Традиционные методы показывают относительно невысокие результаты: лекции – 5%, чтение – 10%, использование видео- и аудиоматериалов – 20%, демонстрация – 30%. В то же время участие в дискуссионных группах эффективно на 50%, практические действия – 75%, обучение других – 90%.

Вероника Жаринова, младший научный сотрудник Института геологии и нефтегазовых технологий КФУ, рассказала, что полезного она узнала на обучении и как применит полученные знания в жизни:

– Мне как начинающему преподавателю иногда бывает сложно найти общий язык со студентами. Это обучение поможет мне в будущем правильно формировать план занятий, проводить их немного по-другому: больше общаться со студентами и совместно работать.

На прошлой встрече мы узнали, кто такой фасилитатор и модератор. Мне нравится, что фасилитатор задает темп и наблюдает, а группа работает сама и идет к результату. Не стоит забывать, что в определенных случаях можно меняться и выполнять роль модератора.

На следующих встречах преподаватели КФУ научатся работать с групповой динамикой, создавать игры в тренинге и познакомятся с методами организации обратной связи.

Фоторепортаж

Светлана Кириллина,
Медиалаборатория Университета Талантов