DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено
Олимпиада НТИ: школьники и студенты редактируют геном, разрабатывают «умную» электрическую сеть и работают с блокчейн-сетью

Олимпиада НТИ: школьники и студенты редактируют геном, разрабатывают «умную» электрическую сеть и работают с блокчейн-сетью

В Послании Федеральному собранию 4 декабря 2014 года Президент России Владимир Владимирович Путин обозначил Национальную технологическую инициативу (НТИ) одним из приоритетов государственной политики:

– На основе долгосрочного прогнозирования необходимо понять, с какими задачами Россия столкнется через 10–15 лет, какие передовые решения потребуются для того, чтобы обеспечить национальную безопасность, качество жизни людей, развитие отраслей нового технологического уклада.

Реализация НТИ предполагает формирование групп единомышленников из технологических предпринимателей, представителей ведущих университетов и исследовательских центров, органов власти и других крупных объединений России. Для этого было создано 12 рабочих групп, которые прорабатывают «дорожные карты» по развитию девяти перспективных рынков и трех кросс-рыночных направлений, одним из которых является Кружковое движение НТИ. Здесь формируется сообщество специалистов в различных группах технологий, которые смогут обеспечить развитие рынков НТИ до 2035 года.

Олимпиада НТИ – это инженерные состязания школьников 7–11 классов, которые выявляют и развивают талантливых детей, способных решать сложные междисциплинарные задачи. Олимпиада реализуется в рамках Кружкового движения НТИ с 2015 года. Российская венчурная компания и Агентство стратегических инициатив проводят ее в партнерстве с крупнейшими российскими университетами и технологическими компаниями: Фонд инфраструктурных и образовательных программ Роснано, Аэрофлот, Московский физико-технический институт, Университет ИТМО, Московский авиационный институт, Дальневосточный федеральный университет, Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана, Университет Иннополис, Московский Политех, Томский политехнический университет, Санкт-Петербургский политехнический университет и другие вузы.

В сентябре прошлого года стартовал прием заявок на участие во Всероссийской инженерной Олимпиаде НТИ. Заявки подали 38 359 школьников из 430 городов России. Самыми популярными направлениями стали «Умный город», «Виртуальная реальность», «Нейротехнологии» и «Большие данные и машинное обучение».

Школьники выбрали один из 19 профилей, связанных с развитием «рынков будущего» – беспилотным транспортом, интеллектуальной энергетикой, малой космонавтикой, нейро- и биотехнологиями, робототехникой и другими передовыми научными областями.

Олимпиада НТИ состоит из 3 этапов:

  • на первом заочном отборочном этапе школьники дистанционно решают задания по общеобразовательной программе, здесь проверяются базовые знания участников для подготовки к дальнейшим испытаниям;
  • на втором этапе участники объединяются в команды и начинают решать инженерно-конструкторские задачи, которые выходят за рамки привычной школьной программы;
  • в командных финалах участники должны будут разработать и продемонстрировать рабочую программу или сложный технологический продукт.

Помимо этапов олимпиады школьникам предоставлены онлайн-курсы на платформе Stepik, которые помогут получить дополнительные знания для решения задач олимпиады и познакомиться с миром современной инженерии.

В этом году единый очный финал заменили несколько состязаний на площадках в школах, вузах, технопарках и центрах молодежного инновационного творчества 10 городов страны: Москва, Санкт-Петербург, Иннополис, Великий Новгород, Владивосток, Долгопрудный, Иркутск, Королев, Новосибирск и Томск. Заключительные этапы проходили с 6 марта по 14 апреля в формате хакатонов: участники искали наилучшее решение технологической проблемы, например, оптимальный алгоритм обработки данных или технологию получения материала с заданными свойствами.

Финальные задачи олимпиады предлагали инженерные вузы и технологические компании. Школьники участвовали в решении задач по редактированию генома; разработке умной электрической сети с оптимальным графиком производства; идентификации по лицу для доступа к финансовым операциям в блокчейн-сети; созданию интерфейса «мозг – компьютер»; разработке системы для водителей, замечающей признаки засыпания. Все задания подобны реальным технологическим вызовам, решение которых сделает жизнь людей лучше, проще и безопаснее. До финальных испытаний дошли 1053 участника, а 159 победителей из 37 регионов получат 100 баллов ЕГЭ по одному из профильных предметов при поступлении в ведущие инженерные вузы.

В финале школьного трека победителями из Татарстана стали Ричард Кауров, ученик 11 класса Лицея Иннополис (г. Иннополис), участник команды «Электромиограмма» в направлении «Нейротехнологии», и ученики 9 класса Инженерного лицея-интерната КНИТУ-КАИ (г. Казань) Джалил Хисалиев и Алмаз Долгоаршинных, участники команды «Cupboard» в направлении «Системы связи и дистанционного зондирования земли».

Призерами Олимпиады стали:

Дарья Савельева и Григорий Рыболовлев, ученики 9 класса Лицея Иннополис, в направлении «Анализ космических снимков и геопространственных данных»;

Илья Печёрский и Герман Дюдин, ученики 9 класса Лицея Иннополис (г. Иннополис), и Николай Платонов, ученик 10 класса школы-интерната «IT-лицей КФУ» (г. Казань), в направлении «Большие данные и машинное обучение»;

Тимур Газизуллин, ученик 10 класса школы-интерната «IT-лицей КФУ» (г. Казань) и Вадим Макаров, ученик 10 класса Лицея Иннополис, в направлении «Интеллектуальные робототехнические системы» .

Айрат Камалетдинов, ученик 10 класса Лицея Иннополис, в направлении «Интеллектуальные энергетические системы»;

Никита Илаев, Даниил Игудесман, Рашид Галиуллин и Андрей Стрельник, ученики 11 класса Лицея Иннополис, в направлении «Разработка приложений виртуальной и дополненной реальности»;

Тимур Галиев и Руслан Зарипов, ученики 11 класса Лицея Иннополис, Руслан Ахметов, ученик 11 класса Лицея-интерната 24 (г. Нижнекамск), в направлении «Системы связи и дистанционного зондирования земли».

Ричард Кауров рассказал об олимпиаде:

– Олимпиада НТИ – классное мероприятие, направленное на поиск нестандартно мыслящих людей. От обычных олимпиад она отличается своими форматом и типом заданий: они в целом приближены к реальным инженерным задачам. В олимпиаде 2 тура: командный и личный. В личном зачете необычные, но все еще олимпиадные задачи, в командном – те самые инженерные.

Команду обычно собирают из участников из разных городов: у меня все были из Новосибирска, а я из Иннополиса. От нас требовалось создать систему мониторинга состояния дальнобойщика, которая не позволила бы ему заснуть за рулем. В этой системе использовалось компьютерное зрение, показания датчиков ЭЭГ, ЭМГ и кожно-гальванической реакции. Думаю, нашей команде удалось создать удовлетворяющую требованиям систему, поэтому удалось победить. Было интересно работать и идти к победе. В будущем я хочу работать в сфере, связанной с биологией и информатикой. Решил, что буду поступать на факультет биомедицинской  физики в Московский физико-технический университет.

Алмаз Долгоаршинных поделился своим секретом успеха:

– На Олимпиаде я познакомился с единомышленниками. Организаторы нам приготовили сложные, но в то же время интересные интерактивные задания. Рафик Шайхолович Басыров, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры технической физики КНИТУ-КАИ, готовил нас по физике. В течение дня мы с командой продуктивно работали и делали упор на практическую часть. Также мы много изучали материалы, которые могли быть полезны для нашего выступления. Такая схема позволила нам получить баллы и стать победителями.

Суперфинал Олимпиады состоится в рамках образовательного интенсива «Остров 10-22», который пройдет в июле в Сколковском институте науки и технологий. Все команды-победители будут приглашены на него без дополнительных испытаний. К участию также приглашаются молодые ученые, инженеры и предприниматели в возрасте до 20 лет. Преимущества при отборе получат участники проектов Кружкового движения и лидеры собственных проектов, победители конкурсов «Дежурный по планете», Всероссийской олимпиады школьников, конкурсов «Умник-НТИ», победители всех треков Олимпиады НТИ.

Также в Олимпиаде Национальной технологической инициативы (НТИ) был организован студенческий трек, который состоит из двух этапов:

  • заочный этап – индивидуальное решение тестовых заданий;
  • очный финал на площадках вузов, где необходимо решить практические задачи и бизнес-проекты в команде.

Участие в Олимпиаде НТИ принимают 2247 студентов из 105 городов России, в том числе из Москвы, Санкт-Петербурга, Республики Башкортостан, Томска, Иркутска, Амурской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Татарстана, Новосибирска, Великого Новгорода и Екатеринбурга.

Соревнования между студентами проходят по 6 направлениям:  «Аэрокосмические системы», «Виртуальная и дополненная реальность», «Интеллектуальные робототехнические системы», «Прикладной искусственный интеллект», «Технологии беспроводной связи», «Умный город». Заключительный этап завершится в июне этого года.

Победители студенческого трека Олимпиады получат возможность бесплатно поступить в магистратуру Сколковского института науки и технологий, Университета ИТМО, Томского политехнического университета, Университета Иннополис и Дальневосточного федерального университета, пройти стажировки в офисах корпораций-партнеров и принять участие в летних проектных школах.

Светлана Кириллина,
Медиалаборатория Университета Талантов