DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено
Диалог на равных, умение слушать собеседника и особенности поколения Y: как применять инструменты фасилитации для развития молодых специалистов

Диалог на равных, умение слушать собеседника и особенности поколения Y: как применять инструменты фасилитации для развития молодых специалистов

Сотрудничество с татарстанскими предприятиями – один из важных векторов работы Университета Талантов. Активные студенты Университета Талантов ставят цели, составляют индивидуальные планы развития, проходят стажировки на различных предприятиях и получают приглашения на работу. Такое сотрудничество с организациями республики важно не только для профессиональной самореализации молодежи, но и для обеспечения предприятий талантливыми молодыми кадрами.

С начала 2019 года Университет Талантов работает над программой поддержки талантливой молодежи и наставников предприятий. В рамках этой программы представители предприятий – наставники осваивают специальные «наставнические» компетенции. Модуль «Фасилитация» универсальный, он необходим наставникам любого типа для выполнения любых наставнических задач. Первая часть модуля прошла в формате вебинара, в ходе которого представители предприятий узнали подробнее о понятиях «потенциал» и «талант» молодого человека, «способности» и «компетенции», которые необходимо развивать, чтобы стать конкурентоспособным и востребованным специалистом, а также об основных принципах и инструментах фасилитации.

Вторая часть модуля – тренинг-практикум по индивидуальной фасилитации состоялся 27 апреля. В нем участвовали наставники казанской группы, включающей в себя более 50 представителей различных предприятий и организаций – АО «ОЭЗ» Иннополис», Группы компаний «Современные технологии», ОАО «Сетевая компания», АО «Завод Элекон», ООО «ICL Soft» Группы компаний ICL, АО «Управляющая Компания «Унистрой», ПАО «Таттелеком», ПАО «Казанский вертолетный завод», ПАО «Казанский электротехнический завод», ООО «АК БАРС Девелопмент», ОАО «Казанский ДСК» и АО «Керамик», АО «Татэнерго». Основная цель тренинга – развить навыки фасилитатора, освоить модели карьерного коучинга и научиться применять их в диалоге с молодыми специалистами на предприятиях, студентами профильных вузов, кадровым резервом предприятий и студентами Университета Талантов.

Что такое фасилитация? Это построение доверительных отношений, создание благоприятной атмосферы для раскрытия потенциала и развития компетенций молодого человека, позитивное влияние на другого человека с целью повышения уверенности в своих силах; стимулирование и поддержание у него потребности в самостоятельной продуктивной деятельности.

Как выстроить индивидуальный диалог с молодым специалистом, подающим большие надежды в организации, задумавшимся о профессиональной или управленческой карьере и ищущим себе наставника? Каким навыком должен обладать наставник, проводящий карьерные диалоги со своими наставляемыми? Ответы на эти вопросы участники тренинга искали вместе со Светланой Осинцевой, руководителем направления по развитию руководителей «Яндекс. Маркет»:

– Умение разговаривать с другими – один из самых важных навыков в жизни. Для специалиста, работающего с молодыми профессионалами, это вдвойне необходимо. Для поколения Y, которое сейчас приходит на работу на предприятия, огромное значение имеет диалог в партнерстве. Фасилитация учит не диалогу сверху, снизу, а диалогу на равных. Если участники освоят его, то они точно смогут найти внутренние движущие силы молодого специалиста, раскрыть его потенциал, который поможет сделать профессиональный карьерный скачок и удержать его на предприятии. Такие наставники – амбассадоры лучших практик работы с высокопотенциальными людьми в регионе. Они с большим успехом могут на любых предприятиях, общественных организациях помочь определить вектор для дальнейшего развития любого начинающего специалиста.

Участники тренинга познакомились с деятельностью фасилитатора, который работает на результат наставляемого. Представители предприятий изучили диаграмму распределения населения России по возрастным группам за 2018 год, где различаются поколения X (35–55 лет), Y (15–34 года) и Z (0–14 лет). Поколение Y хочет работать в партнерстве, поэтому в работе с ними важно использование инструментов фасилитации. В ходе тренинга наставники научились отличать наставника-консультанта от наставника-фасилитатора (коуча), а также выполнили упражнение, посвященное позиции фасилитатора. Участник А рассказывал о трудной ситуации на работе, а участник В давал советы и направляющие вопросы, позже он же выступал в роли фасилитатора, задавая развивающие вопросы: «Чего на самом деле хотите добиться в этой ситуации?», «Что вам следует сделать, чтобы достичь цели?», «Как вы можете достичь цели?», «Почему для вас это важно?». Во время мозгового штурма представители предприятий рассуждали о том, где и в каких ситуациях уместно консультирование или фасилитация. Консультирование важно в следовании стандартам, правилам, законам; освоении профессиональных знаний, навыков; адаптации; в кризисных моментах, а для профессионального и карьерного роста и при передаче ответственности необходима фасилитация.

Ключевая компетенция фасилитатора – умение слушать, а важный инструмент – правильно выстраивать паузы. Фасилитатору нужно научиться молчать и слушать собеседника. Участники выполняли упражнение на активное/глубинное слушание, где научились различать поверхностное, разговорное, активное и глубинное слушание.

В Казанском заводе «Элекон» трудятся как опытные профессионалы, так и молодые специалисты. Научить поколения X и Y взаимодействию, понять их точки соприкосновения – такую главную цель поставила перед собой Алсу Ахметкаримова, начальник группы отдела развития персонала завода «Элекон»:

– У каждого из этих двух поколений есть свои преимущества. Благодаря грамотному использованию в каких-то случаях «дозированной» фасилитации, а в каких-то – консультирования, можно их объединить. Мы будем делиться приобретенными знаниями с нашими наставниками на заводе, чтобы они владели инструментами для правильного понимания нового поколения. У нас при принятии на работу происходит отбор в отделе кадров, общение линейного руководителя с соискателем, при положительном решении его принимают на работу в одно из подразделений и прикрепляют к наставнику, которому необходимо обучить нового сотрудника и выстроить с ним контакт. Поэтому такие тренинги, организованные Университетом Талантов, очень важны.

В Казанском вертолетном заводе молодые специалисты составляют 38% от общего числа сотрудников. Максим Барсуков, начальник бюро установки электрооборудования серийно-конструкторского отдела Казанского вертолетного завода, считает, что прошедший тренинг – хорошая площадка для практики, когда можно отработать теорию без причинения вреда наставляемому:

– К нам на практику приходит очень много студентов. Меня интересуют «живые» молодые специалисты, которые «горят» работой и в то же время умеют проводить структурированный анализ. Во время проведения практики я выбрал студента, с которым сейчас работаю. Я его готовлю так, как бы готовил себя, ведь в будущем он будет передавать свои умения уже другому специалисту. Студент, приходящий к нам на работу, должен быть готов учиться и обладать hard skills. Мы хотим уменьшить адаптационный период молодых людей на предприятии. На заводе фасилитация применяется скорее неосознанно. Старшее поколение работает через консультативное наставничество, а новое поколение просит личностного роста. Поэтому их нужно уметь грамотно соединять. Благодаря этому тренингу я узнал о принципах фасилитатора в развивающем диалоге – все люди хороши такими, какие они есть; они уже обладают внутренними необходимыми ресурсами; осуществляют лучший выбор из возможных; в основе каждого поступка лежат позитивные намерения; а изменения неизбежны.

К концу образовательного дня участники научились вести карьерные диалоги, выявлять сильные стороны и потенциал сотрудника, говорить с ним из позиции партнера. Образовательная программа наставников предприятий имеет долгосрочную перспективу. Она будет длиться до следующей весны. Представители предприятий начнут свою наставническую практику уже в июне, обучающие модули будут проходить параллельно с практикой.

Фоторепортаж

Алина Минневалиева,
Медиалаборатория Университета Талантов