Тьютор – это человек, который поддерживает студента на пути к цели и помогает ему с организационными моментами во время мероприятия. По мнению Карины Морозовой, тьютора Университета Талантов, ученицы 11 класса школы № 9 (г. Казань), тьютор ведет за руку и приводит к педагогам и наставникам, которые могут быть полезны студенту и откроют перед ним горизонт возможностей. Главная его миссия – сопровождать талант к самореализации и стать для него хорошим другом, к которому можно обратиться с разными вопросами.
Карина рассказала нам о полезном опыте тьюторства и дружественной атмосфере, которая царит на мероприятиях Университета Талантов.
Мое знакомство с Университетом Талантов произошло в 2017 году на Молодежной школе талантов. Я не только узнала много нового на лекциях, которые мы посещали, но и наблюдала за работой команды организаторов. Тогда я поняла, что хотела бы попробовать себя в этой роли, и непроизвольно анализировала все действия тьютора нашей команды, пыталась понять, как же она справляется с таким количеством задач, как эффективность ее работы отражается на нашем коллективе. Мне было безумно интересно, как же в итоге стать тем самым тьютором, и в то же время это казалось чем-то недостижимым. После изучения сайта Университета Талантов в 2018 году я поняла, что достаточно подать заявку и пройти обучение, где по итогам трех дней я усвоила столько новой информации, сколько не усваивала за многие годы.
Тьюторство на #МШТ2018 – мой первый незабываемый опыт. Поначалу было очень страшно, поскольку возраст участников в команде сильно различался, а разный возраст – это разный подход. Казалось, что студенты, которые старше тебя, не будут тебя слушать, когда ты тонким голосочком даешь им инструкции. Но именно в Университете Талантов я отметила, что все общаются друг с другом на равных. В моей команде ребята уважали друг друга, была взаимопомощь и поддержка вне зависимости от возраста. Старшие ребята делились своим опытом работы в команде, что было полезно и ценно для меня. Младшие были своеобразной полосой препятствий: порой они баловались, но за этим детским поведением скрывались взрослые амбиции и невероятно гениальные идеи.
Контакт со студентами МШТ у меня выстроился сразу. Здесь главное – не действовать в рамках методички. Надо быть гибким, слышать и слушать ребят, поддерживать с ними обратную связь, чтобы грамотно выстроить дальнейшую совместную работу. Если возникали какие-то сложности, с ними мне помогали справиться старшие ребята, напарник и руководитель тьюторов. Особенно мне запомнилось, как мы встречали студентов у Международного информационного центра. Тогда мы успели познакомиться с таким огромным количеством людей, что дух захватывает, а также встретить старых добрых знакомых и пообщаться с ними. Это чудесная дружественная и интеллектуальная атмосфера. Было очень много трогательных моментов. Когда я сталкивалась с трудностями в работе и уставала, дети очень чутко на это реагировали. Они сразу же предлагали свою помощь, могли угостить чем-то вкусным, подбодрить. В день закрытия я не вошла в топ лучших тьюторов, и буквально через пять минут у меня в руках был оторванный листок из хэндбука с надписью «Карина – лучший тьютор» и подписью маленького участника из моей команды. На рефлексии мы ловили самые душевные моменты. Однажды я пришла на нее чуть позже и увидела милейшую картину: ребята разложили телефоны с фонариками, поставили на них бутылки с водой из сонника и облепили их цветными стикерами. Наше командное место освещалось всеми цветами радуги.
Из тьюторства я извлекла огромный опыт, которым мне хочется делиться. Во-первых, тьютор познается в практике. Даже если ты внимательно слушал курс обучения для тьютора, аккуратно записывал всю информацию в свой блокнотик, прочитал методичку от корки до корки за день до МШТ, это далеко не значит, что ты станешь надежной опорой для студента Летней школы. В реальности ты можешь столкнуться с теми случаями, которые не были описаны в инструкции, и тут придется брать на себя ответственность и самостоятельно принимать решения, или же обращаться к коллегам за помощью. Также нужно уметь балансировать между добрым и строгим тьютором, чтобы замотивировать участника в нужный момент, и в то же время соблюдать субординацию. И самое главное – нужно работать здесь и сейчас, уметь адаптироваться к разной обстановке и работать с данными тебе условиями. Ты можешь не сойтись с напарником, у тебя могут быть непослушные дети, но это лишь условия твоей задачи, которую ты всего лишь должен упростить.
V Республиканский форум «Открытие талантов» был для меня возможностью скорректировать свои методы работы со студентами на основании наблюдений, сделанных на #МШТ2018. Я научилась работать с командой, распределять роли, не допускать конфликтных ситуаций и решать различного рода задачи. Моя цель – найти себя, и тьюторство – одна из необходимых ступеней для ее достижения. Безусловно, я буду и дальше развиваться как тьютор.
Я считаю своими наставниками моих коллег тьюторов, нашего руководителя Диану Валиуллину и Кирилла Смирнова – учителя, который дал мне огромную информационную базу для тьюторства. Я знаю, что этим людям я всегда могу задать интересующий меня вопрос, и они непременно поделятся со мной своими профессиональными секретами и фишками. Если же говорить о моей деятельности за рамками тьюторства, моим наставником является учитель русского языка Татьяна Александровна Гимранова, которая помогла мне добиться многих результатов и в дальнейшем будет играть ключевую роль в реализации моего таланта в области лингвистики.
Альбина Николаева,
Участница Медиашколы Университета Талантов