Наставники играют важную роль в сопровождении одаренных и талантливых детей и молодежи. Сейчас в Открытом сообществе наставников Университета Талантов состоят 315 человек, более 70 из них активно помогают студентам достигать своих целей и следовать индивидуальному плану развития. Благодаря открытости и участию наставников Университета Талантов в различных городских и республиканских мероприятиях, связанных с педагогической деятельностью, это сообщество постоянно растет и развивается.
5 апреля в детском образовательно-оздоровительном центре «Дуслык» состоялось открытие IV Республиканской педагогической школы (РПШ), в которой приняли участие 110 молодых учителей из 50 районов Татарстана. На открытии школы выступил первый заместитель министра образования и науки Республики Татарстан Ильсур Гараевич Хадиуллин.
– Сегодня учитель нуждается в поддержке со всех сторон: со стороны СМИ, родителей, наставников. Иметь наставников в лице профессионалов, мудрых и опытных педагогов – это очень хорошо. С другой стороны вы сами, молодые педагоги, учителя, являетесь наставниками для более опытных профессионалов, потому что вы во многом думаете по-другому. Вы знаете гораздо больше, чем люди, много лет проработавшие в нашей системе. Дополняя друг друга, вы доказываете, что наставничество является примером для развития системы образования Российской Федерации в целом в нашей стране, – отметил Ильсур Гараевич.
Перед открытием РПШ наставники Университета Талантов во главе с Лилией Орловой, руководителем проектной группы направления «Открытое сообщество наставников», представили участникам школы систему наставничества и практики, используемые в ней. Лилия описала структуру направления, деятельность наставников, компетенции, которые они развивают, и возможности, которые перед ними открываются. Также участники школы узнали, какие шаги необходимо сделать, чтобы стать наставником и вступить в Открытое сообщество.
Лилия Орлова рассказала, зачем молодому педагогу становиться наставником:
– Понимая, что наставничество – это некая ответственность и призвание, которое может быть сформировано у молодого педагога, мы предлагаем им подумать, для чего им это нужно. Наставничество дает большой профессиональный рост и возможность владеть новыми технологиями и практиками, которые есть в Университете Талантов. Общение с единомышленниками в сообществе позволяет увидеть свои сильные стороны, зоны роста и показать траекторию движения себя как профессионала, человека, идущего рядом с молодежью.
Наставники Университета Талантов провели для участников школы ряд тренингов, используемых в работе со студентами. Молодые учителя поделились друг с другом своими достижениями, рассказали о своих наставниках, создали образ вдохновляющего и поддерживающего наставника, а также обсудили вопросы, связанные с обучением, поиском жизненного пути и выбором профессии.
Айдар Абдуллин, учитель физики Базарно-Матакской школы (Алькеевский р-н), рассказал о своем опыте работы с наставником и инструментах, которые получил на презентации Университета Талантов:
– Инструменты, которые я получил на мастер-классе, я собираюсь применять в своей практике, а также донести до других молодых педагогов моего района. Также я планирую по приезде домой следить за новостями в сфере наставничества на портале Университета Талантов, я думаю, что для меня это будет полезно.
Я считаю, что подобные мероприятия нужно проводить не только в Казани, локально, но также и в районах. У нас тоже работает молодежь, их много и они все амбициозные.
Крайне эффективной, на мой взгляд, практикой, является тренинг «Мои достижения», где мы называли три главных достижения нашей жизни. Я думаю, что периодически надо напоминать себе, чего ты достиг, так как это стимул для дальнейшей работы. Также мы вспоминали, кто для нас был наставником. Я считаю, что их тоже не нужно забывать, нужно держать с ними контакт и сотрудничать.
В прошлом у меня тоже был наставник – Юрий Сергеевич Тихонов. В первые годы моей работы в школе он помогал мне понять работу, поправлял меня, подсказывал, как работать с учениками. Он сам по профессии историк, но несмотря на то, что у нас разные предметы, он открыл мне многое, и я сейчас применяю его советы в своей работе, за что я ему благодарен.
Я думаю, что наставничество полезно также и для наставника. Развивая своего наставляемого, они развиваются сами. Я считаю, что наставничество должно быть в системе образования.
Дмитрий Олешков,
Медиалаборатория Университета Талантов