DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expand-whiteicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fb-lighticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-hyperlinkicon-igicon-liicon-likeicon-line-blueicon-line-yellowicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-logouticon-mailicon-mobileicon-next-solid-orangeicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-pencilicon-personicon-portfolio-birthicon-portfolio-dateicon-portfolio-eduicon-portfolio-photoicon-portfolio-schoolicon-portfolio-sporticon-portfolio-staricon-pptPPTicon-prev-solid-orangeicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-profile-abouticon-profile-bulbicon-profile-defaulticon-profile-eduicon-profile-experticon-profile-find-jobicon-profile-find-mentoricon-profile-find-projecticon-profile-handicon-profile-hipoicon-profile-locationicon-profile-mentoricon-profile-owlicon-profile-posticon-profile-studenticon-scrollicon-searchicon-settingsicon-shareicon-signinicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-you КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка email

Идеальный образ преподавателя, элементы тренингов и проведение экспериментов: как применить наставнические компетенции в вузе?

Идеальный образ преподавателя, элементы тренингов и проведение экспериментов: как применить наставнические компетенции в вузе?
Репортаж об образовательной программе для преподавателей Казанского федерального университета «Компетенции наставника»

Развитие научно-технической и инновационной деятельности приводит к новым тенденциям и в сфере образования. Молодые люди должны развивать не только профессиональные, но и надпредметные компетенции, адаптироваться к новшествам и с учетом изменений уметь применять на практике знания, полученные в образовательных учреждениях. Педагог играет первостепенную роль в обучении молодых людей, поэтому ему необходимо быть в курсе всех возможностей для развития молодежи, существующих в республике, внедрять в свою деятельность новые технологии, позволяющие студентам успешно усваивать предмет, а также удовлетворять их запросы в сфере образования. Над повышением привлекательности педагогической профессии и уровня квалификации преподавательских кадров активно работает Министерство образования и науки РТ, о чем свидетельствует реализация государственной программы «Развитие образования и науки Республики Татарстан на 2014–2025 годы».

Как разнообразить форматы работы со студентами? Как помочь им лучше усваивать материал? Как игровые практики могут помочь развить soft skills у молодежи и подготовить их к будущему? Чтобы ответить на эти вопросы, на протяжении четырех недель преподаватели Казанского федерального университета посещали тренинги, лекции и мастер-классы в рамках обучающей программы «Компетенции наставника», созданной Университетом Талантов. Комплекс занятий проводится, чтобы развить у преподавателей наставнические навыки работы с молодежью. Участники знакомятся с мерами государственной поддержки талантливой молодежи в Республике Татарстан, изучают технологии проведения тренингов и формируют образ преподавателя-наставника.

4 апреля состоялся мастер-класс, посвященный основам тренерской технологии. Вместе с Татьяной Зариповой, координатором сетевого проекта «Тренинг-класс», участники изучили технологии эффективной обратной связи, ее алгоритмы, а также технику «Окно Джохари».

Для начала участники курса закрепили знания, полученные на предыдущих шести занятиях. Преподаватели вспомнили, как структурировать содержание тренинга по циклу Колба, что такое «Парус» тренерского мастерства, как использовать методы интерактивного обучения, например, мини-лекции, ролевые игры, тематическое упражнение или метод кейсов. Затем они обменялись мнениями по поводу планирования тренинга. Тема, цель, идея – ответы абсолютно разные, но их объединяет одно: важно учитывать запросы аудитории, чтобы давать только актуальную и важную информацию. Тренинги могут быть по определенным запросам или формироваться от наличия определенных навыков участников в ходе проведения.

Участники тренинга задумались над идеальным образом преподавателя. Ему важно знать, что нужно самим молодым людям, чтобы вести их в правильном направлении. В ходе работы в группах преподаватели ответили на три вопроса:

  1. Что такое обратная связь?
  2. Как правильно ее давать?
  3. Почему важно давать обратную связь?

По мнению участников, обратная связь – это оценка деятельности в формате диалога, которая нужна, чтобы провести анализ и выстроить траекторию для дальнейшего движения. Возможность расширить собственный потенциал помогает техника «Окна Джохари». Ее схема состоит из 4 зон: открытая, слепая, скрытая и неизвестная. Зона неизвестного состоит из знаний, которыми не обладает сам человек и его окружение. Как же сделать первый шаг и погрузиться в эту зону? В этом поможет обратная связь, которую вы получаете от окружающих людей.

Позже Татьяна провела небольшой эксперимент для участников на тему обратной связи: нужно написать смс человеку, которому вы доверяете: «Как я могу быть наилучшим для тебя партнером?». Ответы показывают готовность близких поддержать в сложных ситуациях. Также можно задавать следующие вопросы:

  • Какие мои сильные стороны?
  • Что стоит исключить из поведения?
  • На какие стороны обратить внимание?

Работа в парах научила участников прямо говорить обратную связь собеседнику: они отвечали, насколько их партнер успешно и активно себя проявлял на прошедших тренингах. Особенно важно было научиться давать объективную оценку деятельности, не подключая эмоции.

Преподаватели попробовали дать обратную связь на основе предложенного Татьяной алгоритма. Он состоит из следующих этапов: объединение усилий (повышение осознанности); сбор фактов, расширение картины мира; интерпретация событий; извлечение опыта.

Константин Воробьев, воспитатель IT-лицея КФУ, рассказал, что ему дает участие в обучающей программе:

– Принять участие мне предложил заместитель директора IT-лицея КФУ, и я тогда подумал, что такой формат, новый для меня, может пригодиться для личностного и профессионального роста. Благодаря полученным знаниям произошла структуризация моей работы: это помогает в первую очередь детям легче воспринимать информацию. Если все преподаватели будут заниматься по этой методике, то сам процесс образования станет интереснее. Студенты старались бы посещать все занятия. Сейчас я постепенно внедряю новые знания в работе: уже на следующий день после тренинга планирую провести мероприятие на основе одного из кейсов.

Лиля Каримова, доцент института психологии и образования КФУ:

– Я являюсь куратором одной из академических групп, и у меня появилось желание участвовать в образовательной программе, несмотря на плотный график работы. У меня есть психологическое образование, и все же на каждом занятии я получала что-то новое. Некоторые техники я уже стараюсь использовать на своих занятиях. Каждый из нас пересмотрел свой подход, чтобы действительно мотивировать студента активно проявлять себя на парах. Чувствуется, что дети к этому открыты.

Заключительный тренинг преподавателей КФУ в рамках программы состоится 9 апреля.

Фоторепортаж

Екатерина Дьякова,
Медиалаборатория Университета Талантов

Комментарии

anonymous user
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Посмотреть все