Для выявления и сопровождения одаренной и талантливой молодежи с ранних лет важна поддержка опытного человека. Если в младенческом возрасте это наши родители, то с поступлением в школу нашими наставниками становятся педагоги. Университет Талантов активно работает в сфере наставничества и формирует сообщество, которое объединяет наставников со всей республики. Они направляют студентов Университета Талантов, помогают найти свой путь в жизни. Одна из таких наставников – Файруза Ребрина, преподаватель кафедры биологии и химии Елабужского института Казанского федерального университета. За почти тридцатилетний педагогический стаж она смогла стать наставником для многих студентов.
Мы поговорили с Файрузой Габделхамитовной о переменах в ее деятельности после знакомства с Университетом Талантов, ее наставнической практике и проектах, посвященных профессиональной самореализации молодежи.
С Университетом Талантов я познакомилась в октябре 2015 года. Руководство нашего вуза предложило принять участие в работе Университета Талантов. Тогда я впервые услышала про soft и hard skills и поняла, что оказалась в нужное время в нужном месте. Было ощущение того, что запрыгнула в вагон уходящего поезда. С тех пор дружба с Университетом Талантов стала крепнуть. Эта площадка дала мне толчок для развития в качестве наставника. До этого времени я уже работала наставником для студентов, координировала экологическое добровольное общество студентов на своем факультете, но конкретного вектора в наставничестве не было. В Университете Талантов я поняла, что здесь речь идет подготовке молодежи к жизни в обществе. Молодые ребята в составе добровольческого движения сами могут стать наставниками для нового поколения. Я стала целенаправленно готовить их к наставнической практике. Тогда наше движение стало крепче, стали появляться проекты не только экологического, но и социального характера.
Настоящий наставник – это не тот, который рекомендует, подсказывает, советует, а тот, кто помогает человеку найти свое направление. Для меня самым сложным было развить фасилитацию – умение через вопросы дать понять человеку, куда ему нужно двигаться. Наставник будущего – помощник, компас, навигатор, который не «забетонирует» дорогу наставляемому, а вместе с ним пойдет через тернии.
Технологии, полученные в Университете Талантов, я сразу применяю в деле. Мы вместе со студентами устраиваем диспуты, проводим мощную групповую работу, организуем тренинги, проектные сессии, где они учатся проектировать и распределять функции между собой. Студенты старших курсов становятся подкованными, чтобы проделывать работу без меня, а я лишь координирую их деятельность. Студенты занимаются рекрутингом, набирают людей на определенное направление, через практику приходят к к результату. К третьему курсу они становятся лидерами.
После начала сотрудничества с Университетом Талантов моя жизнь наполнилась содержанием и смыслом. Я и раньше была активной, но сейчас моя активность стала целенаправленной. Наш университет совместно с Университетом Талантов осуществляет проект «Профориентационная школа для школьников», которая работает в дни школьных каникул летом и осенью. Здесь школьники из профильных классов пробуют себя в профессии по различным направлениям – биологии, химии. Помимо этого, мы проводим тренинги и прокачиваем soft skills учащихся. Понятно, что мы не сможем раскрыть все секреты профессии, но зато учим их понимать, готовы ли они психологически к выбранной деятельности. На этом проекте студенты развиваются как наставники, так как работают тьюторами, вожатыми. Университет Талантов также подтолкнул нас к идее создать подобную школу для будущих педагогов – профильный класс для школьников, которые ориентированы на педагогическую деятельность.
В наш быстро меняющийся век очень сложно сориентироваться. Нужен компас, который может подсказать, что востребовано сегодня. Во времена нашей молодости мы жили в век стабильности, а сейчас нельзя быть уверенным в завтрашнем дне. Поэтому молодежь нужно готовить к будущим переменам. Когда молодой человек закончит вуз, выбранная им профессия может оказаться невостребованной или остаться на стыке с другими профессиями. Вот здесь и нужен наставник, чтобы не дать потеряться и научить быстро переориентировать свои желания.
Мне радостно видеть успехи своих наставляемых. Одна из таких студентов – выпускница биологического факультета Елабужского института КФУ Ирина Сушилова. С ней мы работали еще до появления Университета Талантов. Во время учебы по направлению биологии она заинтересовалась журналистикой, начинала с простых текстов, а в процессе взаимодействия и редакции статей уровень ее работ стал выше. В итоге она поняла, что хочет быть корреспондентом, и стала развиваться в другой деятельности. Наша совместная работа помогла ей раскрыть свой талант. Мы работали в области курсовых исследований, выпускной дипломной работы, я учила Ирину писать статьи, привлекала к работе с учащимися в образовательных проектах вуза (ИнтелЛето, Институт третьего возраста), мы вместе разрабатывали образовательные проекты. Также у меня есть и другие талантливые студенты. К примеру, Альбина Хабибуллина является тьютором Университета Талантов, Алия Ахметзянова, Оксана Губьянова, Татьяна Дмитриева принимали участие в «Олимпиаде наставников», Ильсур Зарипов стал тьютором V Республиканского форума «Открытие талантов».
Алина Минневалиева,
Медиалаборатория Университета Талантов