С каждым днем общество стремительно меняется, и многие профессии теряют свою актуальность. Поэтому перед школьниками старших классов встает непростой выбор своей будущей карьерной траектории. Чтобы познакомить школьников Татарстана с разными научными направлениями, развить их soft skills и сориентировать, в какой сфере они могут найти свое предназначение, в Казани при поддержке Министерства образования и науки РТ состоялась Весенняя профильная школа «Открытие талантов». С 23 по 28 марта более 250 школьников 8–11 классов и студентов Университета Талантов с различными достижениями республиканского, межрегионального, всероссийского и международного уровней посещали вузы, Академию наук, научные лаборатории, консультировались с экспертами и общались с профессионалами в таких сферах:
- Математика и механика
- Технические и инженерные науки
- Физика и астрономия
- ИТИС и технологии
- Новые материалы и химические технологии
- Экология и рациональное природопользование
- Биология и науки о жизни
- Медицина
- Общественные и гуманитарные науки
- Искусство
Руководитель программы продюсерской поддержки молодежи с выдающимися способностями Аделя Ахметова поделилась, как Профильная школа может помочь в профориентации молодежи:
– На Весенней профильной школе мы ставили несколько задач: во-первых, мы старались познакомить участников с теми, кто уже занимается наукой в разных областях, потому что наука – это одно из самых перспективных направлений, где таланты реально нужны и востребованы. Во-вторых, чистой науки не бывает, так как вокруг всегда есть круг наук, которые стыкуются рядом друг с другом, и мы хотели, чтобы ребята провели для себя первичный отбор. Также мы заложили в послеобеденное время некоторую практику. Ее было не так много, но с помощью нее студенты приближались к пониманию, близка ли им эта сфера или нет. Также мы хотели, чтобы они использовали коммуникацию между собой, потому что они могут обменяться друг с другом опытом.
Программа технического направления была богата на интересные лекции. На открывающих лекциях профильной школы в Казанском научном центре Российской академии наук выступил академик Олег Геральдович Синяшин, который отметил важность понимания сегодняшних тенденций и перспектив в начале пути. Кандидат физико-математических наук Евгения Леонидовна Вавилова выступила с лекцией «Электронный параметрический резонанс – прошлое, настоящее, будущее», а кандидат технических наук Юрий Викторович Садчиков рассказал о расчетных задачах и задачах моделирования. Было отмечено, что расчеты в лабораторных условиях могут сильно отличаться от того, что есть на самом деле. На конкретных примерах спикер рассказал о методе конечных элементов, который сегодня повсеместно используется в производстве.
Также участникам была предоставлена возможность посетить лаборатории институтов Российской академии наук и научно-производственных предприятий, чтобы они смогли посмотреть на «внутреннюю кухню».
– Я давно хотел найти себя в профессиональном плане и попробовать себя именно в математическом направлении, узнать, что сегодня предлагает эта сфера. Больше всего мне понравилась лекция про оптические квантовые технологии. Что-то я уже знал, потому что изучал самостоятельно, но и новые знания тоже получил. Очень понравился сам лектор, потому что интересно рассказывал материал, – поделился Данил Ильин, ученик 10 класса Многопрофильного лицея им. А. М. Булатова (г. Кукмор).
Для участников, которые заинтересованы естественными науками и биологией, были организованы встречи с экспертами в сфере органической химии, физики и биологии. В Казанском научном центре Российской академии наук молодежь узнала о микроорганизмах и их влиянии – об этом рассказал в своей лекции Игорь Анатольевич Тарчевский «Микроорганизмы – друзья и враги растений». Вместе с Игорем Анатольевичем ребята узнали о том, сколько микроорганизмов находится в одном кубометре воздуха и одном грамме почвы. Были рассмотрены дружественные и вражеские для растений микроорганизмы. В ходе лекции был подробно представлен процесс взаимодействия патогенной клетки с листком. Спикер рассказал о важнейших механизмах защиты, которые происходят в этот момент в растении.
Также студенты посетили Казанский институт биохимии и биофизики Казанского научного центра РАН и узнали, как проходит работа в лабораториях. Научные сотрудники института показывали ребятам эксперименты, где школьники узнали о методах исследований животных клеток и разделении белков с помощью двумерного электрофореза.
В рамках направления «Медицина» у школьников была возможность посещать не только лаборатории и Казанский государственный медицинский университет, но и медицинские учреждения, в которых они пообщались с заслуженными врачами Татарстана и России. В Межрегиональном клинико-диагностическом центре молодых людей встретил заместитель генерального директора по общим вопросам Адель Фоатович Галимзянов. Он рассказал студентам об истории центра и его структуре.
Участники, которые хотят связать свое будущее с медициной, также посещали с экскурсиями городские больницы Казани. Ребята узнали, что такое механотерапия, гидрокинезатерапия, иглорефлексотерапия и чем полезны эти процедуры. В добавление студенты посетили отделение реанимации новорожденных. Заведующий отделением Марат Сатрутдинов рассказал ребятам об особенностях отделения, где находятся дети с врожденными пороками, недоношенные малыши, которых лечат и дают возможность полноценно развиваться и жить. Марат Альбертович познакомил с инновационными технологиями больницы, которые позволяют качественно и своевременно оказывать помощь. Те люди, которые идут в медицину, получают удовольствие от своей работы, отмечает Марат Сатрутдинов.
Гаффарова Илиза, ученица 9 класса Зиреклинского лицея (Новошешминский р-н), рассказала, что ее привлекает в медицине:
– Я с детства мечтала быть врачом. Я точно для себя решила, что буду помогать людям, и это станет моим делом жизни. Было такое время, когда у меня очень сильно болела голова и никакие лекарственные препараты мне не помогали. Тогда мы решили пойти к мануальному терапевту. Он помог мне, у меня прошли головные боли. С тех пор я решила стать мануальным терапевтом и стремлюсь к этому. Я благодарна Университету Талантов за возможность увидеть изнутри работу медицинских учреждений.
Участники-гуманитарии на Профильной школе посетили Кремль, а также такие Институт археологии и Институт истории. Во время лекций, проведенных управляющими отделов, участники весенней школы научились исследовать свою родословную, узнали подробнее о предках татар, истории Казани и татарской культуре. Также управляющие отделами институтов рассказали ребятам о татарских национальных костюмах, архивах и методиках работы с ними. Ребята разобрали творчество Мусы Бигиева, роль ислама в культуре татар и связь Татарстана и Ленинграда в истории Татарской АССР в годы Великой Отечественной войны.
Елизавета Валерьевна Волкова, научный сотрудник института археологии им. А. Х. Халикова, рассказала ребятам о деятельности Института археологии и познакомила с антропологией. Институт занимается изучением скелетов и останков людей. При помощи этих материалов происходит процесс восстановления культурных событий. Участники Весенней школы посмотрели документальный фильм «Филипповка: черепа и лица», который посвящен истории Филипповского курганного могильника. После фильма ребят пригласили ознакомиться с демонстрационными материалами музея.
Основной площадкой для участников по направлению «Искусство» стал Казанский государственный институт культуры. Они могли познакомиться с учреждением поближе, узнать о необходимых баллах ЕГЭ и вступительных испытаниях, а также попробовать себя в качестве студента КазГИКа. В рамках Весенней профильной школы они посещали мастер-классы от преподавателей университета: «Дары Сабантуя», «Сценическая речь», «Татарский танец», «Что значит быть художником декоративно-прикладного искусства?», «Режиссер в кино». Мастер-класс по сценической речи провела Марьям Раисовна Шамсулина, специалист по режиссуре театрализованных представлений и сценической речи. Ребята сначала узнали о техниках для правильного дыхания и постановки голоса, а потом опробовали их на практике. Также Марьям Раисовна поделилась секретом, который поможет бороться со страхом: нужно представить, что все люди равны, тогда неприятное чувство сразу отступит.
– Все люди при нормальной физиологии, в том числе профессиональные актеры и ораторы, боятся выступать на сцене, но добросовестный спикер не будет выходить на сцену неподготовленным, – рассказала Марьям Раисовна.
На мастер-классе по режиссуре участники порассуждали о судьбе кинематографа в Казани. Все участники пришли к выводу, что в столице Татарстана есть все условия для реализации творческих проектов, в том числе и техническая оснащенность. Здесь ребята познакомились с новым жанром – интерактивным кино, где зритель может влиять на развитие событий.
На танцевальном мастер-классе участники за 45 минут успели выучить небольшой отрывок из татарского танца совместно со студентами КазГИКа под живое музыкальное сопровождение.
После небольшого блока мастер-классов участникам профильной школы в рамках недели театра был показан спектакль «Нежность» на основе произведения Николая Коляды, в котором принимают участие студенты 4 курса актерского направления.
Фарида Муфахарова, студент Университета Талантов, ученица 10 класса гимназии № 2 (г. Набережные Челны):
– Университет Талантов предоставляет драгоценную возможность – узнать, как строится обучение в разных вузах Татарстана. Как только я узнала о направлении «искусство», я сразу же начала изучать, в какой именно вуз я поеду поступать и где смогу испытать свои возможности. Благодаря Весенней школе я знаю, что готова развиваться в этом направлении.
В течение профильной школы студенты не только посещали площадки и слушали лекции, но и общались с наставниками. По мнению координатора Открытого сообщества наставников Университета Талантов Руслана Нуриева, наставник необходим студенту на профильной школе, чтобы сопровождать его на протяжении обучения и помочь сделать правильный выбор:
– Наставник Весенней профильной школы ежедневно встречается с участником, проводит рефлексию по итогам образовательного дня. Также он ориентирует наставляемого по индивидуальному плану развития. Вместе они ежедневно работают над той целью, которую заложили еще в начале школы, чтобы в дальнейшем ее реализовать.
Кроме обширной образовательной программы участники посещали лаборатории, где могли провести свой досуг и в то же время развить soft skills:
- Актерское мастерство
- Лаборатория настольных игр
- Лаборатория киномастерства
- Стартап
- Дебаты
- Мир профессий будущего
- Психология
- Студенческая лаборатория
- Коворкинг
На Весенней профильной школе был впервые представлен студенческий совет, председателем которого стал Никита Павлов, студент Университета Талантов, ученик 10 класса Инженерного лицея-интерната КНИТУ-КАИ (г. Казань):
– Студенческий совет у нас создан, чтобы студенты принимали непосредственное участие в деятельности Университета Талантов, работали с образовательной программой, организацией мероприятий, развивали бренд студентов и представляли нашу организацию на различных площадках. В составе студенческого совета мы встречаемся на образовательных модулях, встречах с экспертами, где прокачиваем event-навыки и вместе начинаем работать над масштабными мероприятиями, например, профильными школами и Молодежной школой талантов. У нас есть два способа отбора в студенческий совет: приглашение самых активных участников мероприятий и заявка – мотивационное письмо.
На Профильной школе к студенческому совету присоединились 11 участников с наивысшими рейтинговыми баллами, полученными в результате активной работы на лекциях и в команде. На первых местах рейтинга оказались студенты Университета Талантов – Дамир Мухаметзянов, ученик 11 класса школы № 2 (г. Нурлат), участник направления «Общественные и гуманитарные науки», и Максим Самсонов, ученик 11 класса школы № 16 (г. Чистополь), участник направления «ИТИС и технологии».