DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено
Образ наставника будущего, модель компетенций и индивидуальный план развития на год

Образ наставника будущего, модель компетенций и индивидуальный план развития на год

Талантливых молодых людей важно сопровождать не только в школах и вузах, но и на предприятиях, чтобы они быстрее адаптировались в новой среде, могли эффективно работать и развиваться как специалисты. Потенциально эти молодые специалисты могут стать наставниками для одаренных студентов и школьников нашей республики, способствовать их развитию и профессиональной самореализации на данных предприятиях. Выполнению этих задач способствует институт наставничества, поэтому Университет Талантов разрабатывает программу обучения наставников предприятий. 2 марта состоялась проектная сессия, на которой представители предприятий вместе с экспертами Университета Талантов проанализировали виды наставничества, которые есть на предприятиях, и сформировали универсальную модель компетенций, учитывающую возможные типы наставников и задач, которые они решают в отношении своих наставляемых. Далее каждое предприятие – партнер программы как конструктор формирует свою «рабочую» модель компетенций на основе общей универсальной.

16 марта прошла 1 часть базового модуля курса «Управление продюсированием талантов», в которой приняли участие более 35 представителей из 14 ведущих компаний и предприятий Татарстана: АО «ОЭЗ "Иннополис"», Центра развития талантов ПАО «Ак Барс» Банк, Группы компаний «Современные технологии», ОАО «Сетевая компания», АО «Завод Элекон», ООО «ICL Soft» Группы компаний ICL, АО «Управляющая Компания "Унистрой"», ПАО «Таттелеком», ПАО «Казанский вертолетный завод», ПАО «Казанский электротехнический завод», Холдинга «АГРОСИЛА», ООО «АК БАРС Девелопмент», ОАО «Казанский ДСК» и АО «Керамик». Данное мероприятие было организовано для партнеров Казанской зоны. Для предприятий Набережночелнинской и Альметьевской зон аналогичные программы начнутся немного позже. Курировали встречу руководитель направления «Партнерская сеть предприятий» Мария Ермилова, руководитель проектной группы направления «Открытое сообщество наставников» Лилия Орлова, а также координатор проекта «Тренинг-класс» Татьяна Зарипова.

– На базовом модуле будут рассмотрены организационно–методологические основы обучения, развития, наставнической практики участников программы и возможности Университета Талантов для наставников предприятий. Также очень важно, чтобы каждый наставник определил для себя профессиональные и наставнические цели, которые лягут в основу его личного профиля компетенций и индивидуального плана развития, – отметила Мария Ермилова.

Модуль начался с проектирования участниками образа наставника будущего. По их мнению, хороший наставник должен быть профессионалом, экспертом; мотиватором, вдохновителем; уметь обучать и направлять, раскрывать потенциал; быть целеустремленным; небезразличным; объективным; конструктивно критикующим.

Лилия Орлова рассказала участникам о модели компетенций наставников предприятий Университета Талантов. В нее вошли такие компетенции:

  • Фасилитатор;
  • Модератор;
  • Диагност;
  • Руководитель проекта;
  • Тренер надпредметных компетенций;
  • Наставник проектного управления;
  • Профессиональный менеджер;
  • Продюсер;
  • Наставник в организации интеллектуальных состязаний;
  • Наставник родительского образования;
  • Координатор программы на предприятии.

Затем представители каждого предприятия поделились с коллегами проектами своих «рабочих» моделей компетенций, сформированных на основе универсальной модели Университета Талантов, в ходе чего совместно генерировали новые идеи для улучшения своих проектов. Так, например, специалисты компании «Унистрой» представили следующие типы наставников:

  1. Наставник – линейный руководитель (опытный специалист)
  2. Наставник на рабочем месте
  3. Наставник – руководитель проекта
  4. Наставник – HR 

Зульфия Чернова, ведущий менеджер по персоналу «Унистрой», рассказала о своем проекте и о целях в наставничестве:

Я занимаюсь проектом по обновлению нашей системы адаптации. Времена меняются, вместе с ними меняются и люди, поэтому мы пересматриваем некоторые положения и стараемся внести что-то новое и улучшить действующую систему.  Моя цель – стать компетентным наставником, которой сможет делиться знаниями с «новоиспеченными» наставниками на предприятии. Здесь я поняла, что для хорошего наставника мало быть просто экспертом, профессионалом в своем деле, он еще должен быть фасилитатором, модератором, диагностом. Поэтому я хочу дальше развиваться в сфере наставничества вместе с коллегами, представителями различных предприятий Казани, и Университетом Талантов. 

Также участники разрабатывали образ желаемого будущего, прогнозируя тенденции на 2029 год, определяли компетенции, необходимые профессионалам в будущем. Завершающим этапом стала индивидуальная работа, где каждый из участников курса начал проектировать свои цели на 2019 год как наставника и профессионала и свой индивидуальный профиль компетенций. 

На рефлексии наставники поговорили о важности развития наставничества в компаниях, поделились мнениями о проделанной работе и рассказали о своих дальнейших шагах в программе. 

Эту сложную работу нужно было проделать, чтобы запустить очень важный механизм. В России еще не проводились подобные практики, можно сказать, что мы участвуем с вами в эксперименте. Мы собрали на одном поле разные, многопрофильные предприятия и совместно проектировали, решали вопросы, чтобы менять среду в компаниях в положительную сторону в режиме сотворчества, – поделилась Татьяна Зарипова. 

На следующей неделе участники начнут разрабатывать свой индивидуальный план развития как наставника на год. Чтобы сформировать его более качественно, каждый участник пройдет диагностику компетенции с помощью экспертов. 

Лилия Сахипова, директор Научно-технического центра финансовых систем группы компаний ICL, рассказала о роли наставника и компетенциях, которые хочет развить в себе: 

– Группа компаний ICL имеет многолетнюю практику развития молодых специалистов, привлекая в качестве наставников опытных сотрудников. Вместе с тем есть осознанное понимание, что наставничество как институт, который продвигает молодежь и готовит кадры будущего, нужно постоянно развивать и улучшать. Около года назад я обратила внимание на информацию СМИ об Университете Талантов как о площадке, предназначенной для развития и поддержки талантливой молодежи республики – школьников и студентов. Это было интересно, но на тот момент не было понимания, можно ли привлекать Университет Талантов для развития нашей работающей талантливой молодежи. В конце 2018 года Университет Талантов начал разрабатывать программу поддержки молодых специалистов и наставников предприятий, привлекая к этому и нас – представителей партнеров–предприятий. Нам очень важно включиться на этапе проектирования механизмов программы для обеспечения максимального эффекта на этапе внедрения.

Мы поставили цель повысить качество работы наставников, развивая их компетенции, а также ускорить рост молодых специалистов за счет целенаправленного развития soft skills. В настоящее время мы сформировали группы наставников и молодых специалистов, определились с олимпиадными тематиками. На следующих этапах планируем совместно с Университетом Талантов работать с талантливыми студентами и школьниками по выстраиванию механизмов их профессиональной самореализации на нашем предприятии.

Роль наставника в жизни человека велика. У меня за мою жизнь их было как минимум 5. Это люди, которые очень повлияли на мое профессиональное развитие и помогли стать той, кем я сейчас являюсь. И по своему опыту могу сказать, что именно наставники формируют нас как профессионалов. 

Максим Барсуков, начальник бюро установки электрооборудования серийно-конструкторского отдела Казанского вертолетного завода, рассказал о модуле и важности развития наставнического движения:

Вижу, что люди очень заинтересованы в развитии программ наставничества. Все понимают, что это важнейший элемент развития. На модуле я определился, что мне нужно и какие компетенции я хочу развивать. Меня интересуют грамотные специалисты, которые будут приходить к нам на предприятие, создавать позитивный имидж компании. Мы к этому стремимся и работаем над этим. В Университете Талантов я развиваю в себе ключевые компетенции модератора, фасилитатора. Я понимаю, что нужно работать в команде, одному человеку сложно будет научить всему остальных. Поэтому мы сотрудничаем с Университетом Талантов, работаем с ведущими экспертами и развиваемся. На заводе будем повышать осознанность, что наставничество необходимо.

Фоторепортаж

Лилиана Муллаярова,
Медиалаборатория Университета Талантов