DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено
Татьяна Токарева: «Начинать работать с детьми в профориентационном направлении необходимо как можно раньше»

Татьяна Токарева: «Начинать работать с детьми в профориентационном направлении необходимо как можно раньше»

Идеальная модель развития образовательной среды – формирование системы сопровождения молодежи в связке «школа – вуз – предприятие». В развитии такой системы важную роль играют передовые университеты страны. Мы поговорили с Татьяной Токаревой, заместителем декана факультета технологического менеджмента и инноваций Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики (Университет ИТМО), о мировых практиках работы с одаренной молодежью, их применении в университете и качествах, необходимых специалисту будущего.

– Как вы считаете, нужно ли выстраивать систему сопровождения молодежи «школа – вуз – предприятие»?

– Несомненно, это необходимо. Начинать работать с детьми в этом направлении стоит как можно раньше, возможно, проводить профориентационные занятия с учениками с 5 класса. Со школьниками из 8–11 классов проводить мероприятия на тему профориентации обязательно. Очень эффективно проводить их для молодых людей в игровом формате, он сейчас получает широкое распространение. Нужно также организовывать встречи с работодателями для студентов, чтобы и бакалавры, и магистры могли определиться со своей будущей деятельностью, познакомиться с представителями интересующих их отраслей. Необходимы молодым людям и наставники, которые могли бы поделиться опытом, подсказать, что выбрать. Работает ли эта система сопровождения сейчас? Она активно развивается. Университеты, например, ИТМО, и организации, такие как Университет Талантов, активно занимаются внедрением практик для создания такой системы.

– Какие практики по работе с талантливой молодежью применяются в ИТМО?

– У нас есть различные практики по работе с талантливыми школьниками. В ИТМО пять меганаправлений: компьютерные технологии и управление; интернет-технологии и программирование; фотоника; холодильные индустрии, пищевые технологии; экономика, менеджмент, инноватика. В рамках последнего направления я занимаюсь работой с талантливой молодежью – мы с командой проводим предпринимательские школы для детей, знакомим их с работой наших акселераторов; один из проектов, Teens inTech, направлен на работу с учениками 8–11 классов. В ИТМО проводятся сезонные школы предпринимательства, на основе мотивационных писем мы отбираем талантливых школьников, они учатся у нас, узнают об основных стадиях реализации проекта, его продвижении, формировании бизнес-идеи, монетизации. Также школьники знакомятся у нас с потенциальными инвесторами. После таких школ молодежь имеет проекты, готовые к более полной проработке, а также представление, как воплотить идеи в жизнь, реализовать их.

– Какие мировые практики по работе с молодыми людьми, на Ваш взгляд, стоит применять в нашей стране?

– Игровой подход набирает обороты в Европе и Америке, эта практика применяется уже несколько лет. Для нас это пока в новинку. Школьники и студенты получают реальные знания и навыки в процессе игры. Или, например, обучаются навыкам предпринимательства и решают бизнес-кейсы, проходя квест. По нашим наблюдениям, такой подход для школьников очень эффективен. Им психологически комфортнее воспринимать информацию в таком формате.

– Какими навыками и компетенциями необходимо обладать молодому специалисту будущего?

– Вне зависимости от отрасли специализации каждый должен развивать свои hard и soft skills, так называемые профессиональные и надпредметные навыки. Думаю, необходимость развитых профессиональных навыков очевидна: если молодой человек хочет стать программистом, ему необходимо уметь программировать. А вот без надпредметных компетенций невозможна работа в команде, ведение переговоров, выстраивание коммуникаций. К сожалению, пока немногие в нашей стране внедряют soft skills как часть обязательного образовательного модуля. У нас в ИТМО это уже преподают.

– Как вы считаете, нужны ли такие организации, как Университет Талантов?

– На форуме «Открытие талантов» я познакомилась с деятельностью Университета Талантов. Именно сопровождение молодых ребят, раскрытие их талантов здесь работают очень эффективно. На одной из сессий форума я работала в группе экспертов из образовательной сферы, среди нас были представители студенчества, и их обратная связь подтвердила наши мысли о том, что такие организации, как Университет Талантов необходимы во всех регионах.

Эльсинора Габдуллина,
Медиалаборатория Университета Талантов