Поколению людей 21 века важно уметь быстро адаптироваться и приспосабливаться к новой реальности. В современном мире появляется все больше новых профессий, например, IT-медик, прораб-вотчер, генетический консультант. Какие знания и компетенции не потеряют свою актуальность в будущем? На помощь приходит «Атлас новых профессий», который основан на результатах масштабных исследований, проведенных предварительно в рамках проекта «Форсайт компетенций 2030». Эти исследования были организованы Агентством стратегических инициатив и Московской школой управления «SKOLKOVO». В Атласе представлены профессии, которые появятся в наиболее перспективных, высокотехнологичных и быстрорастущих отраслях российской экономики, а также компетенции, которые необходимо развивать, чтобы достичь успеха в этих сферах.
Руководитель проекта Дмитрий Александрович Судаков принял участие в работе V Республиканского форума «Открытие талантов» и рассказал на пленарном заседании о новых подходах и моделях к профориентации талантливой молодежи. Мы поговорили с экспертом о том, как появилась идея создания Атласа, почему выпускники работают не по специальности и надо ли запрещать детям пользоваться гаджетами на уроках.
– Как возникла идея создания «Атласа новых профессий»?
– У нас возникло понимание того, что необходимо транслировать историю о будущем сегодняшним молодым людям. Существуют различные социальные опросы, согласно которым 65% московских школьников хотят стать чиновниками. Армия юристов и экономистов никому не нужна, а мир намного более любопытный, поскольку он дает огромное количество возможностей: бери и делай.
На отдельных форсайт-сессиях мы разбирались в будущих отраслях и их строении. В 2014–2015 годах вышло первое и второе издание, а в 2019 году мы будем готовить третье. Проект продолжает активно развиваться, появляются новые инструменты по работе с Атласом. Также вышла региональная версия «Атлас новых профессий Калужской области», который учитывает специализацию субъекта. Я уроженец Калужской области, но и я в процессе работы с удивлением обнаружил, что там очень неплохо развито сельское хозяйство. «Утечка» мозгов в крупные города случается тогда, когда молодежь не видит перспектив в родном городе, для них возвращение домой бессмысленно. Школьники мало разбираются в возможностях и профессиях будущего: нужно просвещать их. Для этого регионы должны быть заинтересованы в создании более кратких версий Атласа.
– На пленарном заседании Вы говорили, что 60% выпускников работают не по специальности. Как с этим бороться?
– Какая-то мгновенная мода может повлиять на профориентацию. Каждый должен взять ситуацию в свои руки и начать сам управлять ею. Тогда процесс принятия решения о дальнейшем поступлении в учебное заведение будет проходить более ответственно, ребенок будет думать о будущем, а не опираться на новые тренды или мнение родителей.
В 1993 году моим родителям казалось, что если я пойду учиться на факультет математики и кибернетики, то никогда не смогу зарабатывать деньги. Также никто не верил, что история о программистах – про деньги. Многие в случае выбора поступают неосознанно, ведь если все пойдут учиться на программистов, то будет переизбыток кадров.
– Если человек талантлив, то сможет ли он реализовать свои способности в любых условиях?
– Сложно отвечать на подобный вопрос, поскольку все в большей степени зависит от сферы деятельности. Нужно шире смотреть на рынок труда. Мы видим сегодня, что узкие моно-специалисты до сих пор есть, но они менее востребованы. Надо перестраховаться и делать интересные комбинации, пересечение компетенций: IT-специалист + психолог, например. Это дает больше альтернативных вариантов.
– Как относитесь к тому, что информационные технологии заполонили наш мир?
– Прекрасно отношусь. Любое пространство для обучения должно быть «моделью будущего». В школе мы готовим ребенка к миру, где он будет жить. Учителя не хотят, чтобы их слова проверяли в интернете, но нужно отвечать за достоверность даваемых знаний. Странно отнимать у ребенка то, что дает ему информацию. С точки зрения эффективности они все делают правильно. Например, во время своего мастер-класса на форуме «Открытие талантов» я немного поспорил с участником форума насчет правильного ударения: Ре́мбрандт или Рембра́ндт. Соответственно, мы сразу обратились к Google для выхода из ситуации. Мой преподаватель в университете по финансовой экономике Револьд Михайлович Энтов разрешал пользоваться всеми источниками, включая конспекты и учебники. Он знал, какие задачи нужно давать, чтобы их нельзя было найти в интернете. Запрещено было только общение друг с другом. Однако сейчас я считаю, что и это не так уж и правильно, поскольку нужно поощрять коллективную работу.
– Какими качествами должен обладать наставник?
– Раз человек становится наставником, значит, он уже является специалистом в определенной области. Наставникам важно любить детей – должно быть наличие эмоциональной связи, эмпатии. Наличие доверия к наставляемому необходимо, чтобы давать ему степень свободы. Мы оказываемся в ситуации, когда наставник может знать, как надо делать, а ребенок смотрит сквозь его призму и видит иное решение ситуации, может быть даже лучшее.
– Какой, по-Вашему, должна быть идеальная модель системы образования?
– Мы постоянно работаем над этим вопросом: главное – отойти от понимания образования как узкого набора институтов (школа, колледж, вуз). Нужно коренное изменение, чтобы изменить подход к ситуации. Многие не догадываются, что большая часть образования происходит внутри семьи. Когда мы гуляем во дворе, играем в футбол или жарим шашлык – все это создает образовательный контекст. Люди, которые отвечают за образование в стране, должны смотреть на это с высоты птичьего полета. Это очень сложная задача.
Екатерина Дьякова,
Медиалаборатория Университета Талантов