DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено
Лилия Орлова – о педагогических достижениях, универсализме и целях в наставничестве

Лилия Орлова – о педагогических достижениях, универсализме и целях в наставничестве

Наставники Университета Талантов, как и их наставляемые, всегда открыты новым знаниям, не перестают развиваться и достигают значительных успехов в своей и многих других сферах. С каждым годом наставническая деятельность в Университете Талантов набирает обороты, появляются новые идеи и проекты. Важную роль в трансляции опыта сопровождения одаренных детей и талантливой молодежи играет Открытое сообщество наставников, которое ведет свою работу с 2015 года. Руководителем этого сообщества является Лилия Николаевна Орлова, многогранная личность и профессионал своего дела с неиссякаемой энергией. Лилия Николаевна получила музыкальное образование (отделение народных инструментов Нижнекамского музыкального училища и музыкальный факультет Казанского государственного педагогического университета), а сейчас обучается в Казанском федеральном университете (КФУ) по специальности «экскурсовод». Системное мышление и большой педагогический и наставнический опыт позволяют ей находиться в режиме «нон-стоп», решать различные задачи одновременно, а также уделять время себе, своим наставляемым и родным людям.

Мы поговорили с Лилией Николаевной о педагогической династии, работе в режиме постоянной многозадачности и о том, что помогает ей оставаться в энергетическом тонусе.

В семье нас было четверо детей, и я была старшей сестрой, на которой всегда лежала большая ответственность. К 16 годам я уже выработала системное мышление, когда ставила себе задачи и совмещала их между собой. В некоторых моих педагогических разработках можно проследить ноосферное мышление – когда человек позиционирует себя как человек космоса. Для меня это такая мировоззренческая культура, когда каждый человек на планете своими поступками может изменять мир.

Мой первый опыт работы был в стройотрядах. Группа из нашего музыкального училища отправилась в молдавские поля, где осваивала технологию обработки и сбора овощей и фруктов. Это позволило нам заработать первые деньги, понять ответственность за выполняемую работу. Я до сих пор храню грамоту за качественный труд и ответственность, которую мне тогда вручили. Она мне очень ценна. Именно тогда трудолюбие, заложенное в семье, впервые проявилось за пределами родного дома, в трудных условиях.

В 18 лет я устроилась музыкальным руководителем во Всесоюзный лагерь «Юность» в Нижнекамске, охватывающий 800 детей. Работа с ребятами, отрядами, подготовка к сценическим выступлениям – все было на моей ответственности. Так, организация летнего отдыха детей стала моим хобби, которым я занималась около 30 лет. Я прошла путь от музыкального работника до начальника лагеря и автора профильных программ. Тот запал, который был в 18 лет, сохранился во мне до сих пор. Мне и сегодня нравится работать с группами, большими аудиториями. После окончания музыкального училища с 1990 года я работала учителем музыки в детской хоровой студии при средней школе № 26 (г. Нижнекамск) с углубленным изучением художественного направления, преподавала уроки по баяну, аккордеону, уроки музыки. Была большая практика проведения концертов, выездных мероприятий. Параллельно работала художественным руководителем по мероприятиям с молодежью в Управлении по делам молодежи Нижнекамска, организовывала большие городские мероприятия, благодаря чему накопила опыт руководства. К тому же 13 лет я трудилась артистом городского оркестра народных инструментов, играла на домре-альт. Это держало меня в тонусе: я участвовала в создании музыки, творчески обогащалась, общалась со зрителем. Также я работала аккомпаниатором в хореографическом коллективе, играла в народном ансамбле «Нардуган». В Нижнекамске я выросла от преподавателя музыки до руководителя ансамблей и хоров. Это было очень увлекательно: индивидуальные уроки, классы, кружки, вечерние мероприятия. Вся эта деятельность помогала мне развиваться как профессионалу.

В летний период мы организовывали отдых детей в профильных сменах лагерей, где я начала работать в качестве педагога-организатора. Профильная смена «Инталия» в Анапе в 2005 году была реализована мной в детских оздоровительных лагерях «Витязево», «Счастливое детство» по республиканской программе отдыха и оздоровления. Здесь я выросла от должности культорганизатора до начальника лагеря. Также под моим руководством с 2009 года реализовывалась профильная смена «Лига IQ», где я организовала 43 смены для одаренных детей-олимпиадников.

Для меня знаковым событием стал конкурс «Учитель года» в 2005 году, где я заняла призовое место. Тогда я поняла, что нужно двигаться дальше. В 2008 году после переезда в Казань я стала работать в МБОУ «Татарская гимназия им. Г. Ибрагимова № 17 Московского района». Столица Татарстана дала шанс больше раскрыть свои таланты. Здесь была возможность работать в республиканском центре  «Черноморец», городском центре творческого развития и гуманитарного образования для одаренных детей в должности заведующей по оргмассовой работе. В Казани я уже готовила учащихся на конкурсы «Ученик года», «Созвездие», «Татар кызы», «Большая перемена». Я понимала, что возможностей в Казани намного больше: здесь можно встретиться с экспертами, поддерживать, продвигать молодежь. При этом я не забывала о малой родине и постоянно поддерживаю связь с родным городом.

Когда у тебя множество задач, это дает тебе самодисциплину, возможность понять свои способности в разных сферах. В Казани я параллельно работала в школе, Казанском суворовском училище, республиканском олимпиадном центре. Во время каникул трудилась в сфере организации отдыха детей. С олимпиадным центром было связано открытие образовательного центра «Дуслык», где я была заместителем директора по воспитательной работе и где мы начали проводить круглогодичные профильные смены. Мечта о создании республиканского центра наподобие Образовательного центра «Сириус» реализовалась. В Суворовском училище мы с коллективом курсантов занимались хоровой деятельностью, создали ансамбль гитаристов. Ребята полюбили играть на гитаре, начали писать свои стихи и песни – это было самым большим моим достижением в этом учебном заведении. Увидеть, как у маленького пятиклассника, который раньше не знал, как подступиться к гитаре, возникает интерес – очень ценно. В 2012 году мне удалось участвовать во всероссийском конкурсе «Педагог года», где я стала лауреатом среди всех педагогов дополнительного образования суворовских училищ России. В 2014 году в нашем суворовском училище также был внутренний конкурс «Педагог года», где я одержала победу.

В 2013 году у меня появилась «звезда» по имени Университет Талантов, и в этом направлении я двигаюсь до сих пор. Знаковая встреча с экс-сопредседателем госпрограммы, нынешним начальником управления образования и инноваций Центросоюза Российской Федерации Сергеем Сергеевичем Гилем состоялась на одной из первых проектных сессий по концепции «Перспектива» 13 августа 2013 года. Далее в 2015 году я участвовала в качестве эксперта в Летней молодежной школе «Открытие талантов» и поняла, что мне нужно включиться в новую роль в этой команде. В октябре 2015 года я стала координатором «Олимпиады наставников»: работала с коллегами, разрабатывала кейсы, этапы, положение олимпиады. Это творческое направление, которое позволяет выявить наставнические качества коллег, их призвание.

В 2018 году я стала руководителем проектной группы направления «Открытое сообщество наставников». Этот блок намного шире, чем координация. Здесь нужно обладать вертолетным видением, уметь видеть качество каждого наставника. Для наставников очень важно общение, взаимодействие друг с другом. Поэтому мы проводим факультеты, олимпиады наставников. Их предложения помогают расширять наши горизонты, и мы реализовываем их запросы. Сейчас в нашем сообществе насчитывается 270 человек. После прохождения курса «Управление продюсированием талантов» наставники карьерной навигации сопровождают студентов по индивидуальному плану развития. Также есть наставники, работающие с проектными группами и в тренинговых форматах.

Мой наставник – Сергей Сергеевич Гиль, мы с ним всегда поддерживаем связь. Я неоднократно читала его диссертацию «Самореализация подростков: условия и технологии педагогического содействия», посвященную сопровождению талантов. Всегда беру за основу его позицию: быть открытым к таланту и сопровождать, не навязывая свои мысли, решения. Жизнь молодого человека – это самостоятельный трек. «Свобода – необходимое условие самореализации личности». Мыслить масштабно, равняться на мировые стандарты – эти его советы я запомнила на всю жизнь. Сергей Сергеевич – это человек, который может показать твои сильные стороны и зоны роста. По его мнению, человеческие ценности – основа деятельности, и если их нет в любой сфере, работа бессмысленна. До встречи с Сергеем Сергеевичем у меня были наставники, которые были ярким маяком и вдохновляли советом. Мой педагог из музыкального училища Софья Абдулловна Гарифзянова – именно такая. Она вырастила большую плеяду исполнителей. Для нее было важно, чтобы каждый ушел с урока с открытой душой и желанием прийти еще раз и учиться новому вместе. И в своей работе я стараюсь следовать ее примеру.

Меня вдохновляют студенты и в целом команда Университета Талантов. Это неравнодушные люди, которые готовы вносить изменения в нашу республику. Университет Талантов для меня – родное место, где я могу быть максимально полезной, выражать свои мысли, работать на результат. Мне важно видеть реализацию наших идей. Именно тогда я понимаю, что многое сделала для одаренных детей и республики в целом. Мои наставляемые доверяют мне все внутренние мысли, вопросы и верят, что наставник – это человек, направляющий в нужное русло. Для меня важно дать уверенность человеку, вдохновение, чтобы он самостоятельно добился поставленных перед собой целей.

Сейчас у меня период переосмысления своих возможностей, внутреннего трека. В образовательной деятельности я вышла на педагогическую пенсию по выслуге лет. Проработав в школе 28 лет, сейчас нахожусь в академическом отпуске и понимаю, что нужно больше работать над самодисциплиной и эффективностью, постоянно развиваться. Большое внимание уделяю здоровью и спортивному развитию. Я посвящала себя разным видам спорта: баскетбол, теннис, ушу, каратэ, танцы, аквааэробика. Сейчас я занимаюсь с персональным тренером по фитнесу. Понимаю, что связь тела и мыслей должна быть равнозначна. Для меня важно найти гармонию, чтобы на работе быть полезным руководителем, наставником, в семье – здоровой мамой и женой.

Мне важно быть в энергетическом тонусе. Иногда меня называют «человек-оркестр», «неугомонный метеор». Все интересуются, как я все успеваю. Но я не знаю ответа на этот вопрос. Во многих сферах я нахожу заложенные во мне ресурсы, это дает возможность развиваться дальше. Быть учителем можно всегда, а наставничество – тот период, когда ты можешь сделать больше, чем учитель.

При переезде в Казань у меня была основная цель: стать учителем высшей категории, доработать до выслуги, стать образцовым учителем для своих учеников. Я достигла этой цели очень быстро. За один год работы в Казани я стала учителем высшей категории. Я поняла, что это не точка, а запятая, чтобы двигаться дальше. Именно Университет Талантов дал возможность обучиться новым технологиям и методикам. Я прошла многие модули курса «Управление  продюсированием талантов» и имею сертификацию «Управление проектами» в Школе наставников фонда «Сколково» и института Шифферса, образовательного фонда «Талант и успех», освоила компетенции «Фасилитатор», «Тренер надпредметных компетенций», «Профессиональный коучинг», «Игропрактик». Благодаря бенчмаркинг-турам мне посчастливилось побывать на образовательных стажировках в Польше и Калининграде, на многих ключевых образовательных площадках Москвы, Сочи и Санкт-Петербурга. Для меня это большой профессиональный рост и ресурс для обмена накопленными знаниями с коллегами-наставниками. Сейчас у меня другая цель, и надеюсь, что это только начало пути. В индивидуальном плане развития я поставила себе цель – быть успешным руководителем, вдохновляющим лидером.

Я горжусь своими сыновьями, один из них Адель – студент Университета Талантов, старшему Артуру 27 лет, он предприниматель в сфере музыкального бизнеса. Они – двигатели моего роста. Горжусь тем, что достойно веду учительскую династию. Я учитель в четвертом поколении. Постоянно учиться и развиваться – мое кредо. И сейчас я обучаюсь в КФУ на экскурсовода и являюсь аккредитованным экскурсоводом Казанского Кремля. Мой прадед был муллой, просвещал в деревне земляков. Я тоже стараюсь гордо нести одну из главных позиций нашего рода – просвещение. Из профессиональных достижений особенно горжусь победой в республиканской премии «Наставник для таланта» в Университете Талантов в 2016 году. Призвание быть наставником для людей дает толчок для большего саморазвития и культурного роста. Горжусь, что живу в Татарстане. Я понимаю, что наша республика – благодатное место для развития, роста, здесь созданы все возможности для реализации себя.

Алина Минневалиева,
Медиалаборатория Университета Талантов