В 9–11 классах школьникам необходимо сделать осознанный и ответственный выбор своей будущей профессии. Перед ним встают сложные и важные вопросы – «кем я хочу стать?», «какое образование мне получить?» «в какой области я хочу работать и развиваться?». Абитуриенту важно знать, что ответить на эти вопросы может только он сам, при этом найти свое направление ему могут помочь вузы нашей республики. Вероника Земскова, руководитель центра довузовского образования и профориентационной работы Университета управления «ТИСБИ» (г. Казань), рассказала нам, какие мероприятия для школьников проводит университет, как можно принять более уверенное решение о своем будущем и каких работников ждут предприятия.
— Какую работу ведет ТИСБИ в сопровождении талантливой молодежи?
— Работу с талантливыми ребятами мы начинаем еще со школьной скамьи. Проведение олимпиад, различных конкурсов, защита проектов – все это оказывает влияние на их развитие. На защите проектов мы принимаем порядка 90 разработок. Там принимают участие как школьники, так и студенты нашего и других университетов. Мы проводим не только очные, но и дистанционные олимпиады и конкурсы, чтобы в них могли принять участие ребята не только из Казани, но и из Башкирии, Крыма и других регионов. Также мы проводим квесты, куда приглашаем учащихся из разных школ Казани. Квесты проводят наши студенты, они состоят из различных тренингов, деловых игр. В последнее время мы получаем запрос на участие в подобных мероприятиях от школ из близлежащих районов республики.
Когда ребята сами проявляют интерес, нам легче раскрыть им какие-то нюансы и «завлекалочки». Поэтому у нас проходят дни открытых дверей, где мы договариваемся о встрече в университете с теми, кто больше всего проявил себя.
— Проводите ли вы профпробы?
— Мы только подходим к такому формату. На данный момент мы остановились на квестах. Но у нас есть разработанное нашими информационными специалистами профтестирование – своя программа, с которой мы выезжаем в школы, чтобы ребята могли определить, какие направления и профессии им подходят. Это профтестирование мы начинаем проводить с 8 класса, чтобы к 9–11 классам они могли определиться с будущим профилем.
— Чем полезны для предприятий и молодежи такие мероприятия, как выставка возможностей профессионального развития «Мой Татарстан. Мой талант»?
— Я думаю, что мероприятия такого формата нужно проводить почаще, потому что таким образом много ребят узнают о вузах, предприятиях и направлениях развития в республике. У них возникает много вопросов о том, как и куда пойти учиться – в колледж или вуз?
— Какие мероприятия нужно посещать школьнику, чтобы выбрать свою будущую профессию?
— Нужно посещать дни открытых дверей, чтобы увидеть, что представляет из себя вуз, потому что обычно на подобных мероприятиях мы представляем факультеты и профессии, которым можно обучиться. Также обязательно проходить профпробы и профтестирования, чтобы попробовать все на практике и понять, например, какой тип работы вам ближе – человек-человек или человек-техника.
Более подробно о факультетах и профессиях мы рассказываем на экскурсии по вузу. К примеру, раньше экономический факультет выпускал экономистов, а управленческий – управленцев. Сейчас же появились направления, которые объединяют несколько профилей, например, бизнес-программирование.
— Как и когда стоит окончательно определиться со своим будущим?
— Из моей практики могу сказать, что очень часто ребята, обучаясь в колледже или заканчивая бакалавриат, говорят: «Наверное, это все-таки не мое». Кто-то может с ходу определиться, чем будет заниматься, а кому-то нужно больше времени. Поступая в колледж, ты пробуешь определенное направление. Если оно тебе не понравится, ты всегда можешь поступить в вуз на другую специальность. Аналогична ситуация с магистратурой в вузе. Изучая профессии и компетенции, востребованные в современном постоянно меняющемся мире, можно выбирать себе образование по нескольким направлениям, становясь таким образом специалистом широкого профиля. Такие люди сегодня более востребованы.
— Какие профессиональные навыки сейчас необходимы специалисту?
— В этом вопросе нельзя ответить как-то обобщенно, потому что для экономиста нужны одни навыки, а для инженера-технолога – другие. Но при том условии, что сейчас все идет «в цифре» – это как цифровое обучение, так и цифровая экономика – то выпускники обязательно должны обладать цифровыми компетенциями, чтобы уметь применять их в любой сфере деятельности.
Дмитрий Олешков,
Медиалаборатория Университета Талантов