Среди студентов Университета Талантов есть ребята, которые вдохновляют своими успехами и обладают сильным рвением к получению новых знаний. Кто-то достигает успехов в спорте, кто-то – в науке, а кто-то в 16 лет может дать фору программистам-профессионалам.
Алёна Ярцева, ученица 9 класса гимназии № 102 (г. Казань), уже знает более 9 языков программирования и разрабатывает интересные и очень полезные проекты. Кроме того, она совмещает учебу в гимназии с обучением в Малом университете Казанского федерального университета (КФУ), Яндекс.Лицее и IT-школе Samsung.
Героиня рубрики «Лица Университета Талантов» рассказала нам о том, над какими проектами она ведет работу, для чего важно планировать свое будущее и что ей помогает расслабиться и сконцентрироваться на важных вещах.
В 9 лет я пришла на занятия кружка по робототехнике. Посещать их мне понравилось куда больше, чем заниматься танцами или ходить в музыкальную школу. Так все и началось. Сейчас я знаю больше 9 языков программирования. Первыми из них были Basic и JAVA. Кроме языков программирования я учу английский язык. Многих статей по программированию нет на русском языке, но их очень много представлено на английском. Мне очень нравится их изучать.
В 8 классе я сдала вступительные экзамены и поступила в Яндекс.Лицей.Там я углубилась в изучение языка программирования Python, который востребован и в IT-компаниях, и в научной среде. Этот язык мне показался очень интересным. В последнее время я увлеклась математическим моделированием, пишу на Python программы на графики уравнений.
Про IT-школу Samsung я узнала из интернета, в сентябре 2018 сдала вступительные экзамены и далее прошла курс начальной подготовки. Обучение длится один год. Сейчас мы приступили к созданию мобильного приложения для андроида – это что-то среднее между фитнес-приложением и тамагочи, которое помогает человеку следить за своим здоровьем. Например, не забывать пить воду. Мы хотим, чтобы это приложение было ориентировано не на спортсменов, а на обычных школьников, как мы, и студентов.
Благодаря Университету Талантов я поступила в Малый университет КФУ. За время обучения я успела повторить и углубиться в языки программирования Python, Pascal и web-разработку, а также в скретч, начала в этом семестре учить 1С и разбираться с программированием микроконтроллеров. С научным руководителем я прошла курс 10–11 класса по дифференциалам, разобрала некоторые математические модели, решала интересные математические задачи. Также здесь я начала писать научно-исследовательскую работу, которая направлена на применение математических моделей в заповедниках. Например, сколько должно быть в заповеднике зайцев и лис, чтобы они спокойно проживали на одной территории и ни один вид не страдал. Или как сохранить баланс в среде, если произошла масштабная катастрофа. Многое из этого можно описать с помощью математического моделирования.
Летом 2018 года я участвовала в смене интеллектуального направления «Сэлэт-Санак». На этой смене мы создавали сайт. Я занималась бэкендом, то есть внутренним наполнением сайта, также еще была группа дизайнеров, фронтенд. Если выражаться профессионально, фронтенд – это то, что мы видим на сайте, а бэкэнд – вся внутренняя логика и структура сайта. Самое интересное, что язык программирования, на котором мы его создавали, нам пришлось выучить за 3 дня по англоязычным статьям. Бывало, что мне в шутку предлагали устроиться на работу, потому что я классно программирую.
В одной из смен «Сэлэт» я была довольно активной, и меня знали все дети и вожатые. Одна из участниц подошла ко мне после смены, сказала, что своим примером я вдохновила ее заниматься программированием, и подарила мне браслет, на котором было написано «Университет Талантов». Меня заинтересовал этот институт развития, и я решила поискать информацию в интернете и узнала о том, что ежегодно проводится Молодежная школа талантов (МШТ). Я заполнила заявку и поехала на МШТ, где в короткий срок я получила новые знания и знакомства.
На #МШТ2018 я хотела научиться создавать и реализовывать проекты. Для этого я развиваю компетенцию «Управление проектом под результат», ведь эти навыки пригодятся мне в дальнейшем. Приобрести нужные знания мне помог курс Ирины Кузьминой «Project challenge». Посещая их, мне и моей команде пришла идея для создания проекта под названием «Умная мусорка». После МШТ в декабре мы приняли участие в Проектной олимпиаде от Университета Талантов и представили наш проект. Основная его суть в том, чтобы помочь офисным работникам разрешить проблему с заполняемостью мусорных корзин. Например, когда нужно срочно выбросить что-либо, но мусорный пакет уже заполнен, а время прихода клинингового персонала может быть и через 2 часа, и через 6 часов. Мы хотим создать датчики, которые прикрепляются к мусорным корзинам и отправляют сигнал на мобильное приложение клининг-менеджерам, оповещая о том, что уровень заполненности корзины подходит к критическому. Проект подлежит некоторым доработкам, но мы не сдаемся, а продолжаем его совершенствовать. Мой наставник Ольга Якимова, ведущий специалист отдела экономического анализа «Татнефтехиминвест-холдинг» (г. Казань), продолжает нас подбадривать и не дает забросить начатое. Она дала очень много важной информации по созданию проектов, за что я ей очень благодарна.
Благодаря #МШТ2018 я смогла разобраться со своими эмоциями. Диагностика моих компетенций показала, что мне необходимо развивать когнитивность, так как мне нелегко сосредоточиться на чем-то, иногда непросто принимать решения. Поэтому я решила посещать курс «Эмоциональный интеллект», который вела Лейсан Газизова, правообладатель сети школ «ЭИ дети» (г. Казань), руководитель Международной школы развития эмоционального интеллекта и социализации «ЭИ дети». Он оказался мне полезен, я поняла, как лучше вести себя в споре, чтобы не испытывать агрессию, научилась быстрее выходить из негативных состояний.
Кроме программирования, у меня есть много увлечений. Недавно я выиграла в Республиканском конкурсе-фестивале «Патриоты России» в номинации «Проза», заняла третье место в республиканской олимпиаде по математике «Олимп». Также я играю на гитаре. Игра на гитаре расслабляет, успокаивает меня и дает возможность отложить заботы. Я являюсь одним из организаторов школьного телевидения, потому что мне интересно выступать. Этим же можно объяснить мою любовь к выступлениям на сцене – я выплескиваю там свою энергию, это помогает сконцентрироваться позже на важной работе. В свободное время я рисую и читаю, а еще играю в «Что? Где? Когда?», где общаюсь с друзьями и «прокачиваю» логическое мышление.
Для меня безусловно важно планировать будущее. Без этого сложно сконцентрировать энергию на определенных вещах и добиться желаемого. Как реализовать свои планы? Не сдаваться. Постоянно находиться в поиске новых возможностей и двигаться к своей цели хотя бы маленькими шажками. Согласно своей траектории развития я планирую собраться и поступить в IT-лицей, чтобы получить больше знаний в своей сфере и лучше подготовиться к ЕГЭ. От результатов ЕГЭ будет зависеть, в какой университет я поступлю. Я хочу продолжать программировать и, возможно, усерднее готовиться к олимпиаде по информатике.
Одна из моих ближайших целей – поступить на программиста. Хотелось бы в MIT (Массачусетский университет), но для этого кроме ЕГЭ нужно сдавать TOEFL и SAT, что является дополнительной нагрузкой, к тому же университет находится в другой стране. Поэтому пока я рассматриваю более реалистичные для меня варианты, а именно Институт вычислительной математики и информационных технологий, Высшую школу информационных технологий и интеллектуальных систем КФУ, Университет Иннополис и Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики. Университет Талантов сделал свой вклад и расширил мои представления об университетах, где я могла бы попробовать свои силы. В будущем хочу видеть себя успешным программистом, создавшим собственную компанию, которая войдет в историю. Пока это всего лишь мечты, но почему бы не попробовать дотянуться до звезд?
Светлана Кириллина,
Медиалаборатория Университета Талантов