DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено
Национальный проект «Образование: цифровая образовательная среда, система наставничества для учеников и вовлечение работодателей

Национальный проект «Образование: цифровая образовательная среда, система наставничества для учеников и вовлечение работодателей

Создание современной эффективной системы образования, отвечающей вызовам нового времени – ключевой фактор развития и реализации инновационного потенциала страны.

«Пространственное развитие, инвестиции в инфраструктуру, в образование, в новые технологии и науку, содействие талантам, молодежи – все это призвано работать на одну, стратегическую задачу – прорывное развитие России», – отметил Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин в своем Послании Федеральному собранию.

Для решения этой задачи Владимиром Путиным был подписан Указ № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». В рамках Указа выделены национальные цели развития, для достижения которых необходимо разработать и реализовать правительственные инициативы, в том числе Национальный проект «Образование». Согласно документу, основная цель нацпроекта – это обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования, воспитание гармонично развитой и социально-ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей Российской Федерации и т.д.

На пленарном заседании III Всероссийской конференции «Путь к успеху», которая состоялась с 27 по 29 января в образовательном центре «Сириус» (г. Сочи), прошло рассмотрение новых моделей и возможностей нацпроекта. До этого проект еще не обсуждался в широких общественных площадках. Татьяна Голикова, заместитель председателя Правительства Российской Федерации по вопросам социальной политики, рассказала о его содержании:

– Национальный проект «Образование» включает в себя 10 федеральных проектов. Они охватывают все уровни образования, начиная от дошкольного, заканчивая высшим, а также ряд сфер, направленных на выявление талантливой молодежи, развитие творческого потенциала детей. Каждый регион России может и должен принять участие в его реализации.

Проект будет реализовываться через целевые модели, направленные на решение следующих задач:

– обеспечение профессионального роста педагогических работников;

– формирование цифровой образовательной среды;

– создание системы наставничества для обучающихся образовательных организаций;

– вовлечение деловых объединений и представителей работодателей в образовательную сферу;

– развитие систем дополнительного образования детей.

По результатам реализации нацпроекта процесс обучения должен выйти за пределы одной образовательной организации благодаря выстроенной инфраструктуре, в том числе в сетевой форме, на базе различных организаций. Сегодня в законе об образовании говорится о том, что образовательная деятельность ведется только на основании лицензии. В настоящее время по поручению Татьяны Голиковой Министерство науки и высшего образования совместно с Министерством просвещения Российской Федерации разрабатывает законопроект, суть которого – снятие ограничения, связанного с лицензированием, позволение другим организациям реализовать образовательную программу по договору.

В нацпроекте «Образование» будет сделан особый акцент на развитие высокотехнологичной материально-технической базы в сельской местности. В 8000 школах, расположенных в малых городах и селах, будут созданы центры цифрового, естественнонаучного, технического, гуманитарного профилей с охватом 400 000 детей. К 2024 году все школы планируется обеспечить высокоскоростным интернетом, особое внимание будет уделено обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья. Продолжат активное развитие детские технопарки «Кванториум». Всего планируется открыть 240 таких технопарков и 340 мобильных кванториумов.

Также особое внимание уделено нравственному развитию, профориентации обучающихся. Эксперты уверены, что ранняя профориентация очень важна, ведь она позволяет построить траекторию молодого человека. Профориентация может служить для появления большего числа молодых исследователей на базе высшей школы, а затем и в науке. Преемственность новой школы и вузов, поддержка бизнеса также дадут детям возможность правильного ориентирования в образовательной среде.

Андрей Фурсенко, помощник Президента Российской Федерации, уверен, что национальный проект «Образование» позволит по-новому взглянуть на то, что сейчас реализуется в данной сфере:

– Особенность нацпроектов в том, что их нельзя разделить на социальные проекты и проекты, направленные на развитие. Национальные цели – они общие. Этот проект поможет сформулировать завтрашние вызовы, оценить и ответить на них. Мы должны поддержать его.

Заместитель председателя комитета Государственной Думы по образованию и науке, член Центрального штаба Общероссийского народного фронта Любовь Духанина считает, что, когда мы говорим о введении российских школ в десятку лучших в мире, мы ожидаем реального прорыва:

– Образование никогда не было только ведомственным вопросом. Общероссийский народный фронт проводит множество исследований, фокус-групп, старается понять ожидания общества от развития образования. В них мы видим, что логика нацпроектов полностью соответствует ожиданиям наших граждан. Основной момент в каждой школе – использование современных технологий, общение, действия в гипернасыщенной информационной среде. Все эти пять целевых моделей соответствуют запросам граждан на развитие школы как социального института.

По ее мнению, для российских граждан также принципиально важно, чтобы все инновации в российской школе служили выравниванию образовательных возможностей. У каждой школы должна быть возможность взаимодействовать с большой инфраструктурой, где школа может почерпнуть для себя отработанные модели содержания образования, освоить новые методы оценки качества.

Профессор Сколковского института науки и технологий Артем Оганов считает, что в системе образования непременно должна популяризироваться и наука:

– Каждый человек рождается гением. Цель человека – найти такое место, где его таланты полностью будут реализованы, а цель общества – помочь человеку найти его. Особую роль в этом играет система образования. Система популяризации научного знания должна быть в стране на высоте. К ней должны иметь доступ не только те, кто живет в городах. В моей лаборатории самые оригинальные, смелые идеи генерируют именно молодые, и это нормально. Менделееву было 35 лет, когда он открыл периодическую систему. Наука – это занятие для молодых.

К 2020 году будут подведены итоги годового взаимодействия по вопросу национального проекта «Образование». Татьяна Голикова отметила, что она готова вносить свои предложения во все планируемые нормативные изменения, модели, ФГОС, которые должны начать и завершить обсуждение в первом квартале 2019 года.

Алина Минневалиева,
Медиалаборатория Университета Талантов