DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено
Национальные проекты, стратегия поддержки одаренных детей и молодежи и подписание соглашения с «Золотым сечением»: итоги бенчмаркинг-тура в Сочи

Национальные проекты, стратегия поддержки одаренных детей и молодежи и подписание соглашения с «Золотым сечением»: итоги бенчмаркинг-тура в Сочи

Чтобы повысить конкурентоспособность и занять свое место в числе лидеров, государству необходимо обеспечить качественное образование, подготовку достойных кадров, а также разработать стратегию выявления, поддержки и сопровождения одаренных детей и талантливой молодежи. Для этой цели по инициативе Президента России Владимира Путина был создан Образовательный центр «Сириус» (г. Сочи). Школьники от 10 до 17 лет, достигшие успехов в науке, спорте, искусстве и литературном творчестве и прошедшие отбор, могут принять участие в образовательных программах с участием ведущих педагогов – профессионалов в данной области.

Образовательный Фонд «Талант и успех», который является учредителем «Сириуса», также работает над созданием региональных центров выявления и поддержки одаренных детей. Так, 3 декабря 2016 года между Фондом и Университетом Талантов было заключено соглашение о сотрудничестве. Благодаря такой совместной работе татарстанские дети представляют свои разработки на региональном этапе Всероссийского конкурса научно-технологических проектов и получают возможность поехать на проектную смену «Большие вызовы» (г. Сочи), а  наставники Университета Талантов проходят повышение квалификации на базе Центра и участвуют в масштабных всероссийских конференциях и семинарах.

С 27 по 29 января в рамках бенчмаркинг-тура команда Университета Талантов приняла участие в работе III Всероссийской конференции «Путь к успеху: национальные проекты и стратегия поддержки одаренных детей и молодежи» (г. Сочи). В ее работе приняли участие помощник президента Российской Федерации Андрей Фурсенко, заместитель председателя Правительства РФ по вопросам социальной политики Татьяна Голикова, руководитель Фонда «Талант и успех», сопредседатель Центрального штаба Общероссийского народного фронта Елена Шмелева, а также более 800 представителей федеральных и региональных органов власти, организаций общего, среднего и высшего образования, госкорпораций и других предприятий высокотехнологичного бизнеса.

Университет Талантов третий год принимает участие в конференции в рамках бенчмаркинг-тура. В этом году в состав делегации вошли 38 человек, среди них сопредседатель Научно-экспертного совета госпрограммы «Стратегическое управление талантами», советник мэра г. Набережные Челны по вопросам развития образования Файруза Мустафина, исполнительный директор Университета Талантов Айдар Акмалов, победитель Всероссийской олимпиады наставников Ирина Фесенко, руководители направлений, координаторы проектов и сертифицированные наставники.

В первый день конференции модераторы, эксперты и участники конференции обсуждали ряд вопросов:

  • опыт ведущих российских педагогических и профессиональных школ;
  • комплексное развитие региональных образовательных систем;
  • модели профориентации и сопровождения школьников;
  • пути развития музыкального образования среди детей и юношества;
  • работу Центра трансфера технологий Научно-технологического университета «Сириус».

Директора сильнейших школ страны поделились опытом выявления, обучения и сопровождения одаренных детей в общеобразовательных учреждениях. Многие из них отмечали, что при создании среды для развития одаренных детей необходимо уделить особое внимание качественной кружковой деятельности, профориентационной работе, подготовке педагогических кадров, выстраиванию сотрудничества с предприятиями.

Директор Специализированного учебно-научного центра (СУНЦ) при Уральском федеральном университете Андрей Мартьянов рассказал о реализации проекта «Back to school – вернись в школу в новой роли», благодаря которому они восполняют нехватку педагогических кадров. 24 учителя СУНЦ из 100 являются выпускниками этого центра. Их девиз – учить ребят так, как хотели бы обучаться они сами. По мнению руководителей проекта, для ребенка необходимо создание будущей траектории, чтобы он чувствовал, что в нем нуждаются, как в будущем профессионале.

Вызовы российского образования обсудили на пленарном заседании, посвященном национальному проекту «Образование». Проект будет реализовываться как минимум на протяжении 6 лет. Основная его цель – обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования, воспитание гармонично развитой и социально-ответственной личности. Особенность проекта состоит в его реализации через «целевые» модели, основы проектов, которые включают в себя:

– обеспечение профессионального роста педагогических работников;

– формирование цифровой образовательной среды;

– создание системы наставничества обучающихся образовательных организаций;

– вовлечение деловых объединений и представителей работодателей в управление и развитие образовательными организациями;

– развитие систем дополнительного образования детей.

Эксперты также затронули тему инфраструктуры образования для одаренных детей, и «Сириус» является авангардом в этой области. Заместитель руководителя образовательного фонда «Талант и успех» Алексей Горбачев рассказал о деятельности региональных центров поддержки одаренных детей, ведущих свою работу в стране с 2016 года по поручению президента Российской Федерации. Вовлечение, мотивация, обучение, сопровождение и профессиональная навигация  – это ключевые аспекты траектории развития ребенка в регионах. Сегодняшняя задача таких центров – найти лучших педагогов, которые будут сопровождать одаренных детей и талантливую молодежь. Эксперты конференции уверены, что в стране много талантливых педагогов и много наработок, важно только объединить все практики и развивать компетенции учителей. Также необходимо вовлекать первые лица власти, бизнеса в профессиональное сообщество практиков, наставников.

Второй день конференции был посвящен национальному проекту «Наука» как инструменту реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации. Работа началась с пленарного заседания о формировании новой научно-образовательной инфраструктуры. Эксперты отметили, что для формирования науки необходимы кадры, финансирование и системный подход.

Артем Оганов, профессор Сколковского института науки и технологий, подчеркнул, что развитие талантов требует больших инвестиций:

– Таланты стоят дорого. Мы не можем создать переход на науку, не тратя на него ни копейки. Кадры важно привлекать не только заработной платой, но и другими условиями. В то же время столицы перегружены талантливой молодежью. Этим ребятам нужно помочь расправить крылья. Необходимо наладить отток молодых ученых в провинции. Возможно, работу по привлечению специалистов в регионы нужно вести совместно с вузами.

Участники также познакомились с концепцией университета «Сириус». Его цель – проведение совместных научных исследований с ведущими научными организациями, приглашение ведущих ученых. Вуз будет выявлять лидеров и объединять вокруг них школьников, студентов, педагогов. Уже ведется работа по формированию образовательных программ. Через 3–4 года руководство хочет начать прием студентов и открыть бакалавриат. Образовательная программа будет завершаться аспирантурой. Университет станет местом соединения различных программ всех уровней образования.

На секции «Ресурсы и перспективы общественного развития: Россия – страна больших возможностей. Гранты Президента, другие формы поддержки и включения молодежи в приоритетные исследования и разработки» участники обсудили подготовку лидеров для новых сфер социального и экономического развития.

Андрей Кузнецов, директор Института лазерных и плазменных технологий Национального исследовательского ядерного университета Московского инженерно-физического института (МИФИ), отметил, что современный инженер должен обладать навыками исследователя:

– Темпы изменения технологий ускорились многократно, поэтому готовить специалиста под какую-то одну технологию бессмысленно. Нельзя готовить отдельно инженеров и отдельно исследователей. Наши студенты занимаются в квантовых лабораториях, и в этом году мы запустили проект «Квантовые технологии» в формате WorldSkills. Команда нашего института уже выиграла межвузовский чемпионат. Чем быстрее мы перейдем от формата лабораторий к реальной деятельности, тем быстрее наука привлечет больше людей.

Директор по внутренним исследованиям и академическому развитию студентов Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) Иван Груздев считает, что нужно восстановить моду на науку:

– В нашем вузе организуется работа по популяризации науки. Например, научная коммуникация для студентов, научные бои, ежегодный фестиваль науки, конкурс научных блогеров, популяризация профессии ученого. Существует ярмарка исследовательских проектов, где может поучаствовать каждый студент, это формат, который ничему не обязывает.

Госкорпорации и частные компании также заинтересованы в поддержке талантов. Например, «Роскосмос» реализует образовательную и профориентационную программы. По словам Дмитрия Шишкина, директора Департамента развития персонала и сопровождения проектов Госкорпорации «Роскосмос», на сегодняшний день перед ними встает задача популяризации работы отечественной космонавтики. Так, в Москве работает Центр космонавтики и авиации, открываются аэрокосмические классы, ведется сотрудничество с «Сириусом», идет работа в направлении WorldSkills в рамках компетенции «Инженерия космических систем».

В рамках конференции Университет Талантов и Уральский образовательный центр «Золотое сечение» подписали соглашение о сотрудничестве. Две стороны будут совместно работать по вопросу раннего трудоустройства. «Золотое сечение» практикует трудоустройство студентов 1, 2 курсов на предприятия Екатеринбурга. Сейчас такую работу будет проводить и Университет Талантов. Взаимодействие между институтами развития началось на II Всероссийской научно-практической конференции «Управление талантами: стратегия и технологии развития человеческого капитала и инновационного потенциала территорий». Обе стороны договорились о сотрудничестве не только в научном направлении, но и в таких направлениях, как спорт, искусство.

На подведении итогов III Всероссийской конференции «Путь к успеху» Андрей Фурсенко выделил главные задачи, которые будут реализованы на рабочих местах:

– Эта конференция, действительно, была единым совместным путем к успеху, где не было четкого ранжирования по уровням образования и регионам. Практические выводы и предложения коллег по развитию технологии образования, возможностям связи между регионами, связям между различными образовательными структурами и исправлению бюрократических «перекосов» будут рассмотрены. Каждая такая встреча позволяет сделать нашу работу немного эффективнее.

Конференция дала толчок для дальнейшей деятельности в развитии одаренных детей и молодежи. В будущем предстоит работа по реализации национальных проектов «Образование» и «Наука», усовершенствованию системы  выявления, поддержки одаренной и талантливой молодежи, созданию и работе Ассоциации ведущих школ России.

Бенчмаркинг-тур в Сочи был плодотворным для делегации Университета Талантов.  Представители делегации Университета Талантов познакомились с лучшими практиками и поделились своим опытом с коллегами из регионов. Победитель Всероссийской олимпиады наставников 2018 года, наставник Университета Талантов, тренер надпредметных компетенций, директор Центра творчества (г. Зеленодольск) Ирина Фесенко заинтересовалась проектом, представленным на конференции, и хочет развивать эту идею в Университете Талантов:

– Я познакомилась с интересными людьми, работающими с одаренными детьми, отметила для себя несколько проектов, например, «Система управления здоровьем». Идея проекта в том, что люди, которые правильно общаются между собой, не испытывают трудностей со здоровьем, бизнесом и т.д. Я хочу внедрять этот проект в свою наставническую практику. Также после общения с коллегами по направлению библиотечных систем я узнала о существовании грантов для библиотек. Оказалось, что эти гранты также могут развивать учреждения дополнительного образования. При нашем учреждении нет библиотек, и я выдвинула свою идею создания библиотеки на его базе. Коллеги отметили новаторство этой идеи.

Айдар Акмалов рассказал, как полученный опыт найдет свое применение в деятельности Университета Талантов:

– Планы, представленные на конференции, нас очень вдохновили. Наши наставники переняли федеральный опыт и увидели вектор развития. Это позволяет понять важность работы на местах. Через неделю мы будем разбирать представленные на конференции наилучшие практики и планировать конкретное участие их лидеров – ученых-исследователей в деятельности Университета Талантов со студентами, наставниками, экспертами. Также планируем тесное взаимодействие с другими региональными центрами.

В Татарстане работает Научно-экспертный совет, который решает задачи в сфере стратегического управления талантами, развивается межведомственное взаимодействие, ведутся сетевые формы работы. Все это заложено в модели регионального центра. Со стороны «Сириуса» Университет Талантов получает методическую поддержку и возможность коммуникации с экспертами. Многие формы работы «Сириуса» с работодателями и вузами позволяют Университету Талантов идти по проверенному пути. Кроме того, Университет сам оказывает организационную и методическую поддержку при создании регионального центра в Пензенской области.

Фоторепортаж

Алина Минневалиева,
Медиалаборатория Университета Талантов