В условиях изменения рынка труда, технического прогресса и глобализации становится важным вопрос профориентации молодых людей. Чтобы подготовить будущих специалистов, которые будут востребованы на своем месте и приспособлены к происходящим изменениям, необходимы педагоги-наставники, способные раскрыть их потенциал и сопровождать до получения необходимых навыков и реализации себя. Это особенно важно в вопросах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), для которых необходимо создать благоприятную среду, позволяющую активно развиваться в обществе, и разработать индивидуальную программу социальной реабилитации и профориентации.
Для решения этих задач Университет Талантов совместно с Республиканским общественным движением «Татарстан – новый век» запустил программу обучения наставников для работы с детьми с ОВЗ. Программа доступна всем педагогам и психологам, работающим в этой сфере. Участники программы по окончании курса получат наставнические инструменты и научатся применять их в рамках своего профессионального направления. В первом образовательном модуле, который состоялся 26 января в Казани, приняли участие 19 социальных педагогов, воспитателей и психологов реабилитационных центров из Казани, Набережных Челнов, Бугульмы, Елабуги, Зеленодольска, Кукмора, Менделеевска и Лаишево.
Екатерина Салихова, координатор курса «Управление продюсированием талантов» (КУПТ), рассказала, как была составлена программа обучения педагогов, работающих с детьми с ОВЗ:
– Республиканское общественное движение «Татарстан – новый век» стало инициатором нашей совместной работы в сфере развития особенных детей. Мы хотим подготовить наставников, которые понимают специфику детей, применяют новые методики для их раскрепощения и знакомят их с мерами государственной поддержки, о которых ребята, возможно, еще не знали. Один из самых сложных моментов в процессе социализации этих детей – период, когда они начинают изолироваться и перестают выходить из дома. Но в современном мире новые технологии помогают найти людям с ОВЗ свой вид трудовой занятости. На данном этапе необходимо устранить иждивенческую позицию, предоставить им возможность обучения и самостоятельной жизни. При составлении программы обучения мы использовали модели из курса «Управление продюсированием талантов», который выступает как конструктор и содержит дополнительные блоки, актуальные для этого направления.
В начале модуля педагоги делились мнениями, какими качествами должен обладать наставник. В ходе обсуждения педагоги предлагали такие качества, как профессионализм, доброта, отзывчивость, рассудительность, грамотность. После этого участники выполнили упражнение «Розочка». Педагоги оценили свои навыки по пяти траекториям, которые берут свое начало в шкале 0. Максимальная оценка каждого качества – 10. Если соединить полученные результаты линиями, то получается фигура, напоминающая розу. Полученная фигура наглядно показывает, над какими качествами необходимо поработать. Для достижения максимальной отметки нужно поставить соответствующую цель и составить план конкретных шагов, который поможет ее достичь. Это упражнение можно выполнять вместе с детьми во время их профориентации. Для этого педагогам нужно будет разобрать профессию, которая интересна ребенку, по качествам, и в дальнейшем определить, на каком этапе развития они находятся. Когда будут выявлены «зоны роста», наставник сможет помочь ребенку составить стратегию по развитию необходимых качеств.
Следующей темой для обсуждения стало место преподавателя в системе новых профессий. В «Атласе новых профессий» содержится большой блок специальностей, связанных с преподаванием и наставничеством. Среди них можно отметить профессию организатора проектного обучения, который формирует и организует образовательную программу с использованием проектной деятельности. Игропедагог – специалист, который создает образовательные программы на основе игровых методик и часто выступает игровым персонажем. В школах он будет замещать традиционного учителя. Тренер по майнд-фитнесу – специалист, который разрабатывает программы развития индивидуальных когнитивных навыков (память, концентрация внимания, скорость чтения, устный счет) с помощью специальных программ. Все эти новые профессии являются весомым поводом для развития в преподавательской стезе.
Наставнику при работе с детьми также важно понимать, что ребенок понимает и чувствует отношение наставника к нему. В этом участники убедились, выполнив упражнение в парах, где оппонент невербально передавал свое настроение или отношение другому. Почти всем участникам удалось угадать позицию друг друга. Поэтому педагогу особенно важно изначально принять правильный настрой к детям.
Наталья Соколова, психолог реабилитационного центра «Радость» (г. Казань), рассказала, какие инструменты наставничества она сможет применить в своей работе:
– На модуле я узнала много интересных методик. Думаю, что с подростками с ограниченными возможностями здоровья я смогу работать по методике постановки целей по SMART, которая лично мне помогла задать правильные вопросы и построить путь к достижению цели. После этого модуля я смогу помочь своим коллегам немного поменять взгляд в работе и поделиться новыми методиками.
Татьяна Шакирзянова, инструктор по труду в реабилитационном центре «Возрождение» (г. Бугульма), отметила важность практической составляющей модуля:
– Этот образовательный модуль – обширное мероприятие, которое содержало большое количество практической части, что в дальнейшем пригодится в проектной работе. Так как я являюсь инструктором по труду, то методика SMART-целей в нашем направлении становится все более актуальной. После обучения я планирую ввести изменения в проектную часть работы с детьми и добавить новые игры.
Второй модуль для педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья, состоится 23 февраля в Казани.
Анастасия Пигунова,
Медиалаборатория Университета Талантов