DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено
Ярослава Вихарева: «Если тебе нравится, что ты делаешь, то лидером быть легко»

Ярослава Вихарева: «Если тебе нравится, что ты делаешь, то лидером быть легко»

«Страстное желание что-либо сотворить уже само по себе свидетельствует о наличии таланта» – слова британской писательницы Дианы Сеттерфилд точно характеризуют студентов Университетов Талантов. Каждый из них хочет привнести в эту жизнь что-то новое, развивать себя и вместе с тем свою родную республику.

Ярослава Вихарева, ученица 11 класса гимназии № 28 (г. Казань), студент Университета Талантов, участник молодежного оргкомитета Молодежной школы талантов, победитель городских этапов конкурсов «Ученик года» и «Лидер года» – яркий пример того, как каждый шаг на пути к цели превращается в достижение и не дает остановиться. Победы в Чемпионате научных состязаний (ЧНС), олимпиадах по литературе, конкурсах по лидерству, волонтерство – это только некоторые грани ее активной жизни. Ярослава поделилась с нами своими секретами успеха – почему нужно строить маршрут от результата к цели, как ведение дневника помогает в достижении миссии и где находить энергию для учебы, общественной жизни и творчества.

История знакомства с Университетом Талантов – моя история больших перемен. В 2015 году в мою школу пришло приглашение на участие в ЧНС от Университета Талантов. Ученик, готовившийся на этот конкурс, в итоге отказался от участия, и я решила взять работу над его проектом на себя. Я переделывала его и провела огромную исследовательскую работу. Учитывая, что я не любила химию и ранее не занималась такой деятельностью, для меня это был огромный опыт. В рамках моего проекта «Дым без огня» я получала дым с помощью смеси соляной кислоты и аммиака. Я защитила свою разработку перед членами жюри и заняла первое место на городском этапе. Это был мой первый опыт выступления, и когда я увидела горящие глаза у зрителей, было неожиданно и очень приятно. Именно тогда я поняла, что мне нравится выступать на публике.

Победа в ЧНС дала мне возможность принять участие в Молодежной школе талантов (МШТ) 2016 года. Тогда она проходила в Набережных Челнах, в моем родном городе. Я была в огромном предвкушении и хотела поскорее узнать, что меня ждет. На МШТ я подробнее познакомилась с деятельностью Университета Талантов, мне понравилась его структура и его команда. Победы в городском этапе Чемпионата научных состязаний в 2016, 2017 году, во всероссийских олимпиадах школьников по литературе в городском и республиканском этапах – все это помогло мне прийти к цели стать студентом Университета Талантов.

Все эти годы я чувствую, как расту и развиваюсь. Сначала я участвовала в МШТ в роли студента, а в 2018 году вошла в состав молодежного оргкомитета. Работа в молодежном оргкомитете для нас была огромным опытом, нашей собственной победой, ведь мы принимали участие в создании программы. На утренних сессиях мы давали ребятам порцию мотивации, заряжали их на целый день, а вечером проводили мероприятия, чтобы участники могли отдохнуть и разрядиться. Я до сих пор держу связь со своей командой – ребятами из молодежного оргкомитета.

Мой самый любимый образовательный модуль в Университете Талантов – «Хочу, могу, надо». Руководитель программы продюсерской поддержки молодежи с выдающимися способностями Аделя Ахметова предложила нам задать самим себе вопросы: «Что я хочу от жизни?», «Что я могу делать лучше всего?», «Что надо делать в этом мире, чтобы стать востребованным специалистом?». До этого модуля я не знала, чего я хочу. Тогда я поняла, что хочу выбрать профессию журналиста. На последнем образовательном модуле Университета Талантов я поставила себе цель – сдать ЕГЭ на максимальные баллы. Все свое свободное время я посвящаю русскому языку, литературе, английскому языку, потому что хочу стать крутым журналистом. Хочу сделать путь к сдаче к ЕГЭ интересным и познавательным, поэтому нахожу новые способы подготовки. Каждый раз я поражаюсь, как процесс получения новых знаний может быть интересным.

В Университете Талантов я узнала про надпредметные компетенции. Их нужно развивать, чтобы быть более гибким и достигать больших результатов. В последнее время при подготовке к экзаменам я стараюсь развивать когнитивность – умение из огромного количества информации находить и систематизировать самое необходимое. Также я составляю mind-map карты (ментальная карта – рисунок или схема, по которой четко видно, что и как делать для достижения цели). Этому способу я научилась также на МШТ. Компетенцию «Видение и лидерство» я развиваю и применяю в жизни. В школе я президент общественной организации «СССР» – «Союз самостоятельных, смелых ребят». Мы проводим мероприятия, участвуем в различных событиях, защищаем проекты. Благодаря Университету Талантов я реализовала два проекта, один из которых – «Психология влияния» – попал в Топ-100 проектов на МШТ в 2016 году. Директор моей школы одобрила эту инициативу, и теперь она реализуется у нас. На «Психологии влияния» старшеклассники проводят уроки для младшего звена и тренируют свои наставнические навыки. Это очень объединяет всех школьников, инициатива проводить подобные уроки начинает исходить и от младшеклассников. Второй мой проект «Технология будущего» (я представила его на ЧНС в 2016 году) был посвящен внедрению в уроки технологии занятий по IT, психологии и финансовой грамотности. Я была очень рада, что в 14 лет у меня уже есть такой опыт! Мои наработки даже прошли апробацию в нашей школе.

В этом учебном году я стала победителем Республиканской олимпиады школьников и студентов, посвященной первопечатнику Ивану Фёдорову. На этом состязании я ощутила свою силу и мощь, это был очень творческий процесс. Среди заданий были вопросы про историю книгопечатания, Казанского университета, Казани в целом. В последнем вопросе нужно было написать сочинение о вымирании книг, а я написала стихотворение, закончив его словами «Надо нам читать, чтоб в век роботизации компьютерами не стать». Я получила огромное удовольствие не от своего результата, а от самого процесса участия в олимпиаде. Мне в целом очень интересна литература в плане ее практического применения. Я люблю проводить анализ текстов, писать эссе, стихотворения. Изучение литературы помогает мне расширить кругозор и красиво излагать свои мысли.

Еще одним замечательным увлечением в моей жизни стало волонтерство. Мне всегда было интересно исследование внутренней организации события и коммуникация со зрителями. За эти три года я участвовала в Чемпионате России по регби, Кубке Конфедераций, Чемпионате мира по футболу, домашних матчах «Рубина», культурном мероприятии Instameet. Для меня важно видеть, как люди работают в коллективе, и познавать внутренний мир каждого из команды. На FIFA я была городским волонтером. Это было так интересно: общаться с иностранцами, помогать им добираться до определенных мест, встречать и провожать их в аэропорту. В нашей Казани собрался весь мир. Я смогла улучшить свой уровень знания английского. Мозг начинает сам включаться, начинает искать пути к общению. Также было интересно наблюдать за менталитетом иностранцев. Например, колумбийцы, австралийцы эпатажные, веселые. Немцы, наоборот, очень спокойные, чопорные.

Когда ты приходишь на свою волонтерскую точку, ты находишься в предвкушении. Меня заряжает состояние потока, массовости, причастности к очень большому событию.

Если тебе нравится, что ты делаешь, то лидером быть легко. Я – Президент гимназии на протяжении 4 лет. Я координирую мероприятия различной направленности своей команды, мы готовим мероприятия, участвуем в конкурсах. Чтобы быть лидером, нужно любить свое дело и развивать навыки целеполагания, когда ты знаешь, чего хочешь и как этого достичь. Рецепт успеха прост: когда каждое место, где ты должен побывать за этот день, и определенные задачи, которые ты должен выполнить, вдохновляют тебя на следующие действия. Ты как шестеренка, которая не может остановиться. Вдохновение я беру из прошлых достижений и предвкушения будущих побед.

Когда у тебя есть план, тебе легче построить маршрут к своей цели. Я строю шаги от обратного к тому месту, где нахожусь сейчас. Нарисовать маршрут от точки А до Б сложнее, потому что ты находишься в пропасти. Но когда ты представляешь, что ты уже достигла определенного пункта, то понимаешь нюансы, необходимые для достижения цели. Чаще всего я так и поступаю со своими планами. Свой индивидуальный план развития я создала на #МШТ2018. Я поставила себе цель – отточить навык публичных выступлений. Мне все это очень нравится. Я выступаю в школьных городских мероприятиях в роли ведущей. Мечтаю вести свой выпускной в школе.

«Делать то, что нравится. Не делать то, что не нравится». Я следую этому совету моего наставника – координатора Открытого сообщества наставников Руслана Нуриева. Это очень просто и одновременно сложно. На V Республиканском форуме «Открытие талантов» Руслан провел со мной глубинное интервью о моих успехах, поражениях, целях. Я полностью пересмотрела свои взгляды на жизнь и два дня ходила счастливая. Глубинное интервью помогает понять, чего ты на самом деле хочешь. Я хочу стать телеведущей. Даже если телевидение в классическом понимании умрет, новости будут выходить в онлайн-формате. В любом случае в будущем вижу себя рядом с камерой, с микрофоном в руках.

Мне очень нравится цитата Леонида Леонова «Все победы начинаются с победы над собой». Чтобы начать что-то делать, нужно начать. Это очень просто для понимания, но сложно для реализации. Все говорят, что успешного человека формируют привычки. Есть ЗУДящие привычки – здоровые, унылые, долго выполняемые привычки. Все обещают это делать, но не делают (например, начать бегать по утрам, делать зарядку и т.д). А есть ПУП-привычки – полезные, приносящие удовольствие. Для их выполнения нужно начинать с малого, как-то себя вдохновлять. Например, для меня очень важно ведение дневника – freewriting, когда ты освобождаешь свои мысли, анализируешь себя. Если ты хочешь начать вести дневник, нужно хотя бы открывать его и каждый вечер писать по одной строчке. Когда проходит этап формирования привычки, все эти действия кажутся незначительными. Но со стороны – это необратимая цепочка, которую ты уже не разорвешь. Это очень важно – сформировать правильные привычки. Для меня это огромный инсайт, который действительно работает.

Алина Минневалиева,
Медиалаборатория Университета Талантов