Мир вокруг нас меняется все более быстрыми темпами. Автоматизация производства приводит к исчезновению многих профессий, требующих человеческого труда, а многим сотрудникам необходимо повышать квалификацию и развивать надпредметные компетенции, чтобы оставаться востребованным. Специалисту будущего как никогда важно учиться и приспосабливаться к меняющимся условиям. Насколько это возможно в нынешних реалиях?
Лика Чекалова, куратор «Школы навигаторов» и методолог проекта по развитию наставничества Агентства стратегических инициатив (г. Москва), рассказала нам о том, что нужно менять в системе образования, как проводить профориентацию молодежи и почему необходимо постоянно учиться и изучать новые возможности.
– Соответствует ли образовательная система изменениям, которые происходят в мире?
– Физически границы государства, областей и т.д. еще существуют, но по факту их нет. Сейчас с развитием интернета (банально Google Maps, через которые можно увидеть любой уголок Земли) у человека появляется чувство, что он является гражданином мира. Глобализация – это не привилегия корпораций, мол, «сейчас мы протянем мосты и построим везде свои филиалы». Глобализация – это ощущение внутри. Мы ощущаем мир глобальным, а планету – единой.
У каждого человека есть возможность выбрать в этом мире то место и тот образ жизни, который ему подходит. Другой вопрос, обращает он на это внимание или нет. Сейчас ничего не стоит переместиться в другую точку земного шара, можно построить свою жизнь, как тебе хочется, для этого нет никаких формальных препятствий. В связи с этим мы воспринимаем как норму множество альтернативных сценариев развития, причем не на уровне стран, а на уровне отдельно взятого человека. Это множество образов жизни будет реализовываться параллельно, и под каждый из них необходимо создавать инфраструктуру. Рынки это прекрасно понимают, и современный маркетинг фактически адресный. Он нацелен создать для каждого уникальную сборку продуктов и услуг, отражающую тот образ жизни, который человек выбирает.
Надо понимать, что образование ничем не отличается от маркетинга в плане адресности. Если я выбираю себе один специфический образ жизни, а другой человек – другой, то образование должно подходить и для одного, и для другого. Попытка создавать универсальные стандарты, чтобы мы все учились одинаково, попросту не соответствуют времени.
– Чего, на Ваш взгляд, не хватает современной системе образования?
– Первая ассоциация со словом «обучение» – это люди, сидящие за партами, пишущие конспекты и читающие книжки. Надо понимать, что мы осваиваем при таком формате обучения – навыки анализа и написания текстов, исследовательские навыки и т.д. Такие умения нужны в довольно узкой области деятельности.
Когда человек входит во взрослый мир, его деятельность может быть самой разнообразной, при этом совершенно не обязательно, что она потребует работы с литературой и теоретическими построениями. Когда человек получает базовое образование, для него будет полезнее «распробовать» разные виды деятельности и получить представление о разных видах практики. Это и формирует те самые надпредметные компетенции – навыки оперирования разными практиками и разными способами мышления, действия в разных ситуациях.
В отличие от государственной, система образования остается неизменной уже порядка 300 лет. Но мы уже сейчас видим, что она не удовлетворяет запросам людей и вызывает все больше негатива как со стороны учащихся и родителей, так и со стороны педагогов – им тоже некомфортно работать в таких условиях. У работодателей также возникают вопросы – они строят коммуникации с людьми и запрашивают необходимые навыки и компетенции, но не получают этого.
– Как нужно выстраивать профориентационную работу с молодежью?
– Я считаю профориентацию в классическом виде устаревшей технологией. Это когда на основании тестирования человеку предписывается некий набор профессий, которым он мог бы себя посвятить. Чтобы реально понять, к чему человек предрасположен, тестирования явно недостаточно, нужен целый комплекс мер, включающих в себя разнообразные и многоплановые профессиональные пробы – возможность не просто прийти на какой-то один мастер-класс или экскурсию на предприятие, но пробовать себя в определенный период времени, возможно, это должны быть какие-то стажировки. Через эту практику и решение реальных задач можно понять, что тебе нравится и к чему ты расположен.
К тому же принципиально должны поменяться карты профессий в системе профнавигаций и вообще отношение к профессиям, потому что сейчас их границы очень сильно меняются. Нормой практики становится полипрофессионал – человек, который сочетает в себе достаточно широкий спектр задач, а у нас, к сожалению, профессии понимаются шаблонным, «квадратно-гнездовым» способом.
– Как мероприятия, подобно Фестивалю тренингов надпредметных компетенций, помогают детям найти свое место в жизни?
– Буквально недавно я проводила сессию со студентами – это взрослые люди, которые поступили в вуз и вроде бы определились со своим направлением по жизни. Почти все они сказали, что на самом деле поступили в вуз «по инерции», рекомендациям или ориентируясь на проходной балл. Когда я им задала вопрос «Можно ли учиться по-другому, не сидя за партой и получая оценки?», они не смогли ничего придумать, мне приходилось «клещами» вытягивать из них мысли и идеи. На данный момент экспериментальная педагогика накопила огромный багаж приемов, который в некоторых странах применяется уже порядка десяти лет, в том числе на уровне системы образования. На этом фоне ограниченность представления о том, как можно учиться, очень плачевна для нашей страны. Учитывая скорость изменения окружающего мира, любому человеку придется учиться всю жизнь. Если у человека нет представления о возможных способах обучения (даже, например, поехать в путешествие или поговорить с умным человеком), то он не сможет продуктивно обучаться подзадачам в течение жизни.
Проведение Фестиваля тренингов надпредметных компетенций очень интересно и важно, потому что детям уже сейчас дают попробовать иные способы обучения и сформировать свою авторскую позицию по отношению к этому. Сейчас говорят, что дети и родители – заказчики образования. На самом деле это не так, потому что они не знают, каким образование может быть и какая его форма подходит лично им. Такие тренинговые форматы чрезвычайно ценны для осознанного заказа обучения и формирования авторской позиции.
Дмитрий Олешков,
Медиалаборатория Университета Талантов