Успех компании зависит от качественной работы персонала. Современные работодатели ищут талантливых сотрудников, обладающих лидерскими качествами, способных работать в команде и приспосабливаться к любым изменениям. Чтобы обеспечить себя лучшими кадрами, многие организации проводят различные обучения, соревнования и тренинги на развитие компетенций для талантливых и одаренных молодых людей.
Ак Барс Банк на протяжении многих лет принимает активное участие в развитии молодежи. Так, успешно реализовывалась программа «Именная стипендия Ак Барс Банка», которая предоставляла студентам возможность получать ежемесячную стипендию и пройти производственную стажировку с дальнейшим трудоустройством. Ак Барс Банк традиционно поддерживает долгосрочную инновационную образовательную программу – конкурс «50 лучших инновационных идей Республики Татарстан». Спонсорская поддержка позволяет молодым ученым, представившим актуальные работы в области развития науки и техники, направить выделенные банком денежные премии на развитие собственных научных разработок. С 2018 года в Ак Барс Банке ведет работу Центр развития талантов – площадка для обучения и развития сотрудников, клиентов, партнеров банка и всех желающих.
22 января в Центре Развития талантов Ак Барс Банка состоялся «День студента», в рамках которого более 150 студентов приняли участие в бизнес-играх, квестах и симуляциях для развития самых востребованных рынком труда компетенций, а также познакомились с представителями банка и узнали о возможностях для трудоустройства.
Для развития навыков расстановки приоритетов и принятия решений Алия Айтуганова, главный бизнес-тренер Ак Барс Банка, провела со студентами бизнес-симуляцию «Инбиола». Бизнес-симуляции – это современный метод обучения сотрудников для тренировки деловых навыков в решении бизнес-кейсов и формирования команды, работающей на достижение единого результата. Задачи игры заключались в следующем:
- провести диагностику существующих стратегий поведения в режиме интенсивного внедрения проектной деятельности в подразделении;
- найти и поощрить результативные стратегии и инструменты;
- трансформировать игровые результаты в технологии работы бизнес-подразделения.
Студенты погрузились в научный центр «Инбиола», который специализируется на создании новых видов животных, максимально адаптированных к жизни на Земле. Участники разделились на 5 команд-лабораторий. Каждая лаборатория выводила свой вид животных. Перед сотрудниками стояла задача – сохранить жизнь животным, отслеживая их биометрические показатели с использованием современных препаратов, созданных фармацевтами научного центра.
Фармацевты – выбранные командами специалисты. Принимаемые ими решения изменяют игру и влияют на жизнь животных. В каждой лаборатории есть распорядитель, который ведет подсчеты, фиксирует в протоколе изменения и отвечает за распределение ресурсов игры, только он коммуницирует с фармацевтами. Победителем становится та лаборатория, чье животное к концу игры будет иметь высокие показатели жизнедеятельности (иммунитет, скорость реакции, здоровье, обмен веществ, интеллект, настроение).
Алия Айтуганова подвела итоги игры:
– Игра метафорическая, и полное ее осмысление приходит после игры. Каждая ее деталь – это составляющая нашей работы в реальной жизни. Фармацевты – это руководители, которые дают задачи сотрудникам в виде препаратов. Если бы лаборанты использовали все препараты, которые им предоставляют фармацевты, то показатели жизнедеятельности животного улучшились, несмотря на состав препарата. Решение задач – это полученный опыт, развитие и рост сотрудника в любом случае. Переписка между фармацевтами и лаборантами – это коммуникации между руководителем и сотрудником. Лаборанты, которые не отвечают фармацевтам, в жизни игнорируют слова руководителя и тем самым не развиваются.
Участники пришли к выводу, что игра – это жизнь, где животное представляет из себя отдел компании, показатели жизнедеятельности животного – это метрики работы отдела, процесс старения – это инфляция. Это игра позволила понять молодым людям, что в любой деятельности важно исполнять поручения руководителя и уметь общаться с сотрудниками для результата.
Айгуль Нурдинова, студентка 4 курса Института экономики Казанского государственного аграрного университета, рассказала, как полученные навыки пригодятся ей в будущем:
– Я планирую работать в банке на руководящей должности. В игре, как в жизни, если проявлять себя активно, выполнять необходимые задачи и функции, то можно добиться успеха. Если упускать все предоставленные возможности, то развития и роста не будет. Я играла роль фармацевта и сразу почувствовала себя руководителем.
Бизнес-квест «У штурвала» провела Наталья Черножукова, бизнес-тренер Ак Барс Банка. Квест направлен на развитие навыков устойчивости к неблагоприятным условиям, принятия решений и понимания ролей в команде.
Участники разделились на команды и познакомились с алгоритмом принятия решений проблем, которые приходят из внешней среды:
- обозначить проблему как несоответствие действительности с запланированным;
- перевести проблему в задачу и выбрать одну приоритетную;
- обозначить регламент обсуждений и собрать нужных людей;
- инвентаризировать информацию;
- рассмотреть несколько (не менее 3) вариантов возможных решений;
- рационально проверить варианты;
- выработать один вариант решения.
Каждый член команды получил карточку, где описана его роль: капитан, офицер, конструктор, матрос, старший помощник, старший радист. Участники игры «попали» на палубу столкнувшегося с айсбергом судна «Титаник». Главная задача игры: спасти как можно большее количество людей. В каждом раунде озвучивались происходящие события, командам необходимо было оценить ситуацию и принять решение в условиях ограниченного времени.
Татьяна Демкова, студентка 3 курса Института управления, экономики и финансов Казанского федерального университета, рассказала, что помогло ее команде одержать победу:
– Изначально мы познакомились с алгоритмом, который помог нам принять правильные решения в игре. Мы поэтапно следовали ему и соблюдали все необходимые шаги, тем самым не допустили ни одной ошибки, спасли палубу и стали победителями. Этот алгоритм я смогу применить в работе, когда передо мной будет много поставленных задач.
Принимая участие в игре «Олигарх», студенты научились развивать навыки принятия командных решений и командного взаимодействия, стратегического мышления, расстановки приоритетов и фокуса на основном. Игру провела Елена Бояршинова, бизнес-тренер Ак Барс Банка. В ней делается акцент на принятие правильных объективных решений, которые основываются на фактах, а не мнениях. В течение семи раундов – «дней» участники выполняли роль агентов ФСБ и расследовали преступление.
Участники полностью погрузились в ситуацию. В ходе расследования появлялись новые преступления, которые необходимо расследовать и проанализировать. Елена Бояршинова отметила, что не нужно торопиться с принятием решения в первый раунд, так как в данный момент идет акцентирование на личное мнение, а не на факты.
– В игре проведена очень хорошая аналогия жизненной ситуации. Когда мы устраиваемся на работу или получаем задание, мы получаем большой поток информации и не понимаем, как сделать правильный выбор. Эта игра позволяет разобраться в сложившейся ситуации, учитывать различные факторы. При этом игра тренирует навык принятия правильного решения в сжатые сроки, – подчеркнула бизнес-тренер.
Александр Хаметзянов, директор Центра развития талантов Ак Барс Банка, рассказал о пользе тренингов для профессионального развития:
– Участие в тренинге – это хорошая возможность познакомиться с работой крупнейшего банка республики и понять, какие навыки нужны, чтобы стать успешным специалистом. Наши профессиональные коучи и эксперты помогли студентам в развитии soft skills – надпредметных компетенций.
В ноябре прошлого года Ак Барс Банк совместно с Университетом Талантов, Университетом «Иннополис» и Казанским федеральным университетом организовал хакатон по созданию финансовых решений. В будущем Центр развития талантов планирует расширять направленность образовательных и лидерских интенсивов для молодежи республики и проводить семинары по риск-менеджменту и банковскому делу.
Светлана Кириллина,
Медиалаборатория Университета Талантов