DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено
Профессии будущего, динамика рынка труда и soft skills: школьники Арского района узнали, как достичь успеха в карьере

Профессии будущего, динамика рынка труда и soft skills: школьники Арского района узнали, как достичь успеха в карьере

Время не стоит на месте, тенденции меняются с огромной скоростью, и рынок труда предъявляет высокие требования к уровню образования. Чтобы стать востребованным специалистом, важно не стоять на месте, учитывать тренды и прогнозы на будущее и развивать надпредметные компетенции, которые актуальны вне зависимости от профессии.

С 16 по 18 января на зимней профильной школе «Открытие талантов» более 60 школьников Арского района от 12 до 17 лет изучали профессии и компетенции будущего, учились создавать проекты и знакомились с hard и soft skills.

Профильная школа была посвящена карьерной навигации. Выбор профессии – очень ответственное решение для каждого молодого человека, ведь от этого зависит его дальнейший успех. Для знакомства с профессиями будущего в первый день школы ребята разделились на 5 команд. Наставники Университета Талантов предложили школьникам поделиться своими достижениями, выявить сильные стороны и «зоны роста» каждого участника, чтобы на основе этого распределить роли внутри команды. После этого ребята объединили свои усилия и поделились своим видением актуальных профессий из будущего. Это позволило командам спроектировать образ будущего одной из пяти отраслей:

  • IT-технологии
  • Космос
  • Менеджмент
  • Медиа
  • Культура и искусство

Игра позволила молодым людям не только познакомиться с новыми профессиями, но и научиться работать в команде, взаимодействовать друг с другом и нести ответственность в рамках своей роли в команде. Командность и эффективность сотрудничества – одна из надпредметных компетенций, которую необходимо развивать для достижения успеха в любой сфере.

Также школьники пришли к общему выводу, что будущее связано с новыми технологиями, разработками и автоматизацией, именно из-за этого многие профессии могут исчерпать себя, так как машина сможет управлять какими-либо процессами быстрее. Соответственно, проектировщики таких машин будут очень востребованы в недалеком будущем.

Ученик 8 класса Ташкичинской общеобразовательной школы Арского района Асгат Гараев рассказал о том, чем была полезна для него профильная школа:

– Знания о профессиях будущего помогут мне сделать правильный выбор, от которого будет зависеть мое дальнейшее развитие. Здесь мне удалось выявить свои сильные стороны, например, я понял, что у меня хорошо получается взаимодействовать с окружающими и выступать в роли лидера. В дальнейшем я буду развивать в себе лидерские навыки. После окончания учебы я планирую работать на руководящей должности. Мне понравился командный формат работы: вместе мы можем больше понять и добиться лучшего результата. Мы учимся друг от друга полезным приемам, ведь кто-то силен в химии, а кто-то, например, в физике, это позволяет обмениваться знаниями и получить хороший опыт.

Во второй день школьники разобрались с понятиями hard и soft skills:

  • soft skills – это надпрофессиональные навыки, которые необходимы для успешного участия в рабочем процессе, то есть эти навыки связаны непосредственно с личностными качествами человека
  • hard skills – это профессиональные навыки, применяемые в конкретной области

85% успеха зависит именно от надпрофессиональных навыков, но часто многие делают упор лишь на профессиональное развитие. Поэтому в любой своей деятельности необходимо делать акцент на развитии soft skills:

  • Когнитивность – нахождение, анализ, систематизация большого объема информации, принятие максимально эффективных решений;
  • Открытость, инициативность, предприимчивость – принятие условий жизни в качестве задачи, предложение своих инициатив, действий, поиск и привлечение необходимых ресурсов, монетизация и реализация услуг для достижения поставленной цели;
  • Управление проектом под результат – продвижение идей от «дизайна мысли» до «утилизации последствий» с гарантией результата, способность быть продюсером;
  • Командность и эффективность сотрудничества – взаимодействие с людьми для достижения персональных и общих результатов;
  • Видение и лидерство – предвосхищение, генерация и продвижение новых идей и результатов, способность двигаться к тому, чего не видят другие.

Полученные знания ребята закрепили на практике, решив кейс «Команда мечты». Его суть заключалась в том, чтобы научить молодых людей работать в команде, критически мыслить, целесообразно распределять временные ресурсы и обязанности.

На рефлексии с наставниками в конце второго дня ребята отметили, что поняли, на развитие каких компетенций им лучше сделать упор, чтобы достичь успеха в ближайшем будущем.

В третий день участники профильной школы работали над созданием своей  идеальной карьерной лестницы. В работе школы приняли участие исполнительный директор Университета Талантов Айдар Акмалов, глава Арского муниципального района Ильшат Нуриев, начальник Управления образования Рамиль Мухамадияров, директор средней школы № 6 (г. Арск) Дилюс Мустафин, начальник отдела по делам молодежи и спорту Ильяс Габдулгазизов, военный комиссар Алмаз Бурганов, начальник Управления культуры Рамиль Мухутдинов.

Ильшат Нуриев рассказал о поддержке молодежи района в их самореализации:

– Сегодня идет сильной отток молодежи с Арского района в большие города. Молодые люди считают, что в районах нет перспектив. Наша задача – доказать им обратное и дать понять, что они сами в силах создать условия для своего развития, а администрация готова поддержать любые начинания наших молодых талантов. Сотрудничество с Университетом Талантов позволяет нам показать детям, что мы готовы их сопровождать, открывать перед ними новые горизонты, ведь Университет Талантов показывает все возможности и знакомит с мерами государственной поддержки для талантливой и одаренной молодежи.

На протяжении всего дня у школьников была возможность пообщаться с каждым из гостей, рассказать о своих проектах и узнать о мерах поддержки, которые им может предоставить район.

Во время обучения в профильной школе команды набирали баллы. Команда «Охотники за удачей», показавшая лучший результат, получила возможность поехать на следующую профильную школу, которая состоится в Казани.

Ученица 9 класса средней образовательной школы № 2 (г. Арск) Чулпан Сабирова поделилась с нами своими планами на будущее:

– Я являюсь министром милосердия в школьном ученическом самоуправлении. За эти три дня я научилась работать в команде, поняла, что нужно прислушиваться к мнению каждого, решать вопросы сообща и по мере их поступления, не откладывая в долгий ящик. Я уже решила, что в будущем буду фармацевтом, так как считаю, что такой специалист будет востребован еще много лет. Поэтому мне было очень полезно поработать в команде и изучить soft skills, так как мне нужно будет много общаться с людьми и уметь находить общий язык с каждым.

Наставники – те люди, которые вовремя могут направить молодого человека, помочь скорректировать его траектории для эффективного достижения целей, поэтому параллельно с профильной школой для учащихся проходила образовательная программа для педагогов. Учителя на протяжении трех дней учились правильно налаживать контакты, задавать детям правильные вопросы, чтобы понять их эмоциональное состояние, узнали, как создавать доверительную атмосферу в классе, и попробовали себя в роли фасилитатора.

Участники-педагоги попробовали себя в трех модулях курса «Управление продюсированием талантов»:

– Стартовый модуль «Университет талантов – площадка для развития потенциала детей и молодежи» и «Золотой стандарт ребенка». Педагоги познакомились с деятельностью Университета Талантов, узнали о 7 мерах государственной поддержки одаренных и талантливых детей и молодежи и о том, как ведется работа с молодыми талантливыми людьми в Университете Талантов. В рамках этого модуля педагоги учатся понимать индивидуальные особенности детей и уметь работать с ними. 

– «Фасилитация». Участники модуля разбирались с понятием «фасилитация», затем учились правильно выстраивать доверительные отношения с детьми и создавать позитивную атмосферу в классе во время учебного процесса. 

– «Открытое сообщество наставников», тренинги надпредметных компетенций. Педагоги выделили компетенции, которые должен развивать каждый наставник, а также узнали, как нужно развивать эти навыки. 

Лейсан Надершина, учитель русского языка и литературы средней школы № 1 им. В. Ф. Ежкова (г. Арск), рассказала, что нового она узнала на образовательном модуле для педагогов:

– Я поняла, что детям стоит предоставлять свободу выбора и не навязывать свое мнение. Не стоит давить на ребенка. Он всегда сам должен приходить к осознанному, взвешенному решению. Таким образом ребенок становится ответственнее и обдумывает каждое свое действие. Примечательно, что Университет Талантов дает детям знания, необходимые в жизни, которые не предусмотрены школьной программой, а также занимается образованием педагогов и знакомит нас с современными тенденциями.

Фоторепортаж

Лилиана Муллаярова,
Медиалаборатория Университета Талантов