В современном мире создание инновационной системы управления талантами является задачей, направленной на будущее общества. Эффективность и результативность такой системы зависит от выбранной методологической и исследовательской основы процесса управления талантами. Эксперты Научно-экспертного совета государственной программы «Стратегическое управление талантами в Республике Татарстан на 2015–2020 годы» занимаются анализом лучших отечественных и мировых практик по раскрытию потенциала одаренных детей и талантливой молодежи, а также выработкой предложений по их применению в Татарстане.
Эксперт Университета Талантов, член Научно-экспертного совета госпрограммы, заведующая лабораторией интеллектуального потенциала и одаренности Института прикладной семиотики Академии Наук Республики Татарстан Диляра Мансуровна Шакирова рассказала о преемственности идей в работе с одаренными, применении зарубежных подходов образования к нашим реалиям и исследовании человеческого капитала.
Я многие годы работаю бок о бок с академиком Дж. Ш. Сулеймановым в молодежной организации Республики Татарстан «Сэлэт», проводя исследования различных аспектов способности и одаренности школьников и студентов. Сфера моих научных интересов – моделирование образовательных систем, сравнительная педагогика и компьютерные технологии обучения. Будучи руководителем группы по разработке концепции одаренности в Татарстане под эгидой Министерства по делам молодежи, спорта и туризма, мы с коллегами (Дж. Ш. Сулейманов, И. Ф. Сибгатуллина и др.) около 7 лет тому назад предложили создать серьезный портал с обратной связью и центр одаренности в нашей республике. Руководил проектом тогдашний заместитель министра Андрей Кондратьев.
Отрадно, что идеи и предложения ученых получили свое отражение в Концепции «Перспектива», подняв их на государственный уровень реализации. В итоге родился Университет Талантов, вобравший в себя множество идей и подходов, которые развивались во многих регионах России.
Вспомним былое… В начале 1990-х годов мы с коллегами из Академии наук начали воплощать зарубежные модели образования в Татарстане. Научным руководителем проекта был академик М. И. Махмутов. Главное в проекте – изучить на практике эффективность сочетания российских традиций и зарубежных технологий в образовании. Модно внедрять зарубежные технологии, но редко оценивается их совместимость с нашими традициями и ментальностью народа. В мире часто идеологами новаций в образовании выступают англичане, а реализуют их модели очень быстро и успешно американцы. Кстати, азиаты талантливо заимствуют технологии западного мира, но интегрируют их в свою систему ценностей. Англо-саксонская и российская ментальности и образовательные традиции отличаются, и прямое заимствование бесперспективно. Несомненно, опыт других стран очень перспективен и для Университета Талантов, однако необходимо учитывать культурные различия и богатый советский опыт работы с одаренными.
Полезный опыт… В 90-е и начале 2000-х годов в Татарско-американском региональном институте был создан и успешно работал инновационный Центр планирования карьеры на базе синтеза российских и зарубежных подходов. Сотрудники Центра изучали когнитивные и психологические особенности абитуриентов и студентов в течение всех лет обучения. В итоге каждый выпускник получал «паспорт карьеры», с которым ребята шли к работодателю. В паспорте отражались все сильные стороны молодого человека: где можно использовать его таланты, что ему можно предложить, какие у него увлечения. Это было полное его портфолио с описанием от психолога. Любопытно, что в сложные и противоречивые 90-е годы при оценке психологических особенностей личности по методике «добро и зло» – конструктивная или деструктивная направленность личности (тест профессора Леонида Михайловича Попова) мы получили данные, что студенты с хорошим коэффициентом интеллекта имели более низкую составляющую «добра», т.е. направлены в большей степени на себя, а не на созидание в общественной жизни. Наши исследования способных и одаренных детей в последние годы показывают принципиальные изменения в этой корреляции: наиболее одаренные ребята также и наиболее созидательны. Это очень важно для нашего общества, в котором востребованы социально ориентированные и интеллектуально одаренные.
Новые тенденции… Во всем мире наметилась тенденция поиска путей развития интеллектуального потенциала (ИК) и человеческого капитала (ЧК). Даже Всемирный банк, финансовая организация, начала заниматься измерением индекса человеческого капитала (2017 год). Выбраны два главных показателя – здоровье и образование детей до 5 лет и до 18 лет. Им строить будущее нашего мира. До этого специальная комиссия по человеческому капиталу была в рамках Организации объединенных наций и оценивала в значительной мере количественные параметры. В нашей стране проблемой одаренности и человеческого капитала в рамках реальных технологий развития занимаются hr-специалисты крупных корпорации (КАМАЗ, Сбербанк, «Ашан», IKEA). Однако внимание к научным разработкам и технологиям оценки ИП и ЧК на междисциплинарной основе пока только набирает темпы.
Будущее образования… Немало специалистов утверждают, что со временем образование станет полностью дистанционным и виртуальным. Конечно, многое изменится, и процесс образования будет не таким стационарным, как сейчас. Но и полностью виртуальным оно не станет, ведь есть законы человеческой психики, особенности памяти и усвоения знаний и информации. Моторная, зрительная и слуховая память человека должны быть задействованы при обучении. Например, в Китае есть так называемые University of air (Университет воздуха) – там полностью цифровая передача данных, однако это бонус к основному образованию: курсы повышения квалификации или дополнительное образование. Сейчас также заметен перекос в сторону проектного метода. Он, несомненно, эффективен, однако если постоянно использовать только его, невозможно планомерно формировать навыки, мышление человека, и это происходит часто стихийно. В системе образования важен баланс, преемственность и развитие.
О цифровизации… Мы еще только мечтаем, а не перешли на этап цифровизации. Реальная российская практика находится на уровне компьютеризации и информатизации. Цифровизация – это принципиально другие принципы управления информацией, данными, базами не столько данных, а сколько знаний, используя методы искусственного интеллекта. Для работы с big data – большими данными, необходимы суперкомпьютеры, которых в образовании пока нет.
Главная задача всех, кто работает в сфере образования – пробудить в молодежи интерес к знаниям, чтобы молодые люди занимались наукой. Необходимо формировать мыслительные компетенции, они всегда приведут человека к чему-то новому и эффективному. Важно развивать в себе разные типы мыследеятельностных компетенций: проблемное, критическое, латеральное (элемент творческого мышления), стратегическое, опережающее мышление. Думаю, если создавать и внедрять технологии развития разных сложных типов мышления как для детей младших классов, так и для студентов университета, каждый человек способен овладеть ими.
Такие организации, как Сэлэт и Университет Талантов, иногда могут дать больше для одаренной молодежи, чем школа и вуз с их рамками во всем. У школ другая цель – дать определенную сумму знаний, научить конкретным вещам, чтобы выпустить в жизнь знающего и умеющего человека. Ребенку чрезвычайно важно посещать площадки, где фокус направлен на него самого и раскрытие его личных способностей. Молодежь часто ищет, где можно проявить активность. В Университете Талантов детям и молодым людям дается возможность проявить себя – это очень важно для личности и общества.
Эльсинора Габдуллина,
Медиалаборатория Университета Талантов