DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено
PSA-диаграмма: как найти новые ресурсы для оптимального решения ситуаций в коллективе?

PSA-диаграмма: как найти новые ресурсы для оптимального решения ситуаций в коллективе?

На V Республиканском форуме «Открытие талантов», который состоялся в Казани при поддержке Министерства образования и науки Республики Татарстан, участники обсуждали роль наставника в реализации потенциала одаренных и талантливых детей и молодежи. Один из навыков, который помогает развивать наставник Университета Талантов своим наставляемым – командность и эффективность сотрудничества. Члены команды должны принимать активное участие в совместной работе, поддерживать товарищей на пути к достижению цели и работать над разрешением конфликтных ситуаций в команде. В психологии существуют различные методы, позволяющие проводить анализ происходящего и находить оптимальные решения.

Методика PSA-диаграмма (Problem Stakeholder Analysis – анализ проблем заинтересованных сторон) позволяет выявить существующие противоречия в коллективе, определить причину, по которой ситуация ранее не решалась, и найти новый ресурс для разрешения конфликта.

8 декабря 24 наставника Университета Талантов из Казани, Елабуги и Набережных Челнов приняли участие в мастер-классе «Методика PSA-диаграмма», который провела эксперт Университета Талантов, психолог, психотерапевт единого европейского регистра, официальный преподаватель и супервизор практики Европейской Ассоциации психотерапии, генеральный директор консультативно-тренинговой компании «Hi-human technologies» (г. Москва) Марина Белокурова. На мастер-классе она рассказала об инструменте, позволяющем диагностировать проблемную ситуацию и решить самые разнообразные задачи.

PSA-диаграмма рассматривает ситуацию как совокупность внутренних конфликтов вовлеченных в нее лиц и дает системное видение. Главная особенность метода – возможность учесть все существующие фрагменты ситуации. Мастер-класс был разделен на две части: сначала эксперт познакомилась с наставниками, выявила профессиональные запросы каждого и подсказала решение по каждой ситуации. Во второй части занятия наставники построили PSA-диаграмму и нашли решение общей ситуации.

– Наставнику важно уметь чувствовать каждого ребенка. Для этого нужно развивать в себе не только экстравертную установку – навыки общения, но и интровертную: понимать себя, свое внутреннее пространство. Необходимо научиться оценивать ситуацию, в нужный момент «шагнуть в сторону», на это нужны годы опыта, – подчеркнула Марина Белокурова.

Одна из практик, которая поможет посмотреть на себя со стороны – упражнение «мать – дитя». Один взрослый играет роль ребенка, а второй – матери. «Ребенок» мог совершать любые действия, при этом «мать» все время держала его за руку и не отпускала из-под контроля. Через 30 минут партнеры менялись ролями. Участники выполняли упражнение с помощью невербального общения, без разговоров. В конце наставники поделились своими выводами. «Мать» насильно удерживала «ребенка», который оказывался в позиции пойманного. Женщины могли оценить себя в качестве матери: стоит ли так сильно контролировать своих детей? После упражнения приходит понимание, что необходимо скорректировать собственное поведение по отношению к ребенку, стать мягче.

Для выполнения PSA-диаграммы участники мастер-класса выбрали ситуацию «Уставший наставник. Почему так?». Они определили 12 сфер, окружающих наставника ежедневно: работа, студенты, государство, начальство, семья, сам наставник, деньги, ожидания от самого себя, здоровый образ жизни, учеба, общество, жизнь. Далее была создана диаграмма: проблемная ситуация была помещена в центр, от нее «лучиками» расходились определенные сферы. Каждый наставник выбрал позицию, исходя из собственных внутренних ощущений. После этого каждый рассказал, насколько комфортно он ощущает себя с позиции выбранной им сферы и все осуществили переход: каждый остался на той позиции, где его состояние было максимально интенсивным, неважно, в положительную или отрицательную сторону.

Марина Владимировна модерировала выполнение диаграммы, обобщая мнения наставников, определяя напряженные линии взаимодействия. Главными сферами, оставшимися в центре диаграммы после второго перехода, оказались: жизнь, деньги, общество, начальство и сами наставники. Эти направления – ресурсные фигуры, которые способны подтолкнуть к решению проблемы уставшего наставника. В процессе обсуждения участники пришли к решению ситуации: это понимание своего призвания. Если наставник может четко ответить на свой вопрос «для чего я это делаю?», он сможет решить эту ситуацию. Ответом стало понимание собственных ресурсов, глубинное чувство, которое есть у каждого наставника.

После завершения практики участники дали обратную связь, задавали вопросы, после чего Марина Владимировна выделила важные черты выполнения PSA-диаграммы:

- необходимо выбирать проблему, которая важна для всех участников

- важно доверять себе и подходить к процессу творчески

- каждый занимает место в диаграмме, которое ему комфортно, обращая внимание на ощущения собственного тела

- каждый высказывает свои ощущения и переживания

Наставник Университета Талантов Элеонора Королева считает PSA-диаграмму очень полезной практикой:

– Марина Владимировна замечательный тренер, благодаря которому мы провели эффективную работу через самих себя. Лично мне сначала необходимо усвоить эту практику, разобрать более подробно, тогда, возможно, я буду применять ее в своей работе. Такие практики необходимо «проживать», их нельзя просто объяснять. Сегодня была проведена индивидуальная работа с каждым участником мастер-класса, состоялась проработка запросов каждого. Все было построено на практике, что для нас, наставников, очень показательно.

Марина Владимировна считает, что наставникам Университета Талантов удалось найти решение проблемы и успешно построить диаграмму:

– Главная ценность методики – развитие интуитивного подхода к решению проблемных ситуаций, которые не получается решить с помощью логики. Это возможность не просто определить внутренние линии напряжения, но и найти главный ресурс, который позволит выстроить шаги, регулирующие ситуацию. У нас сегодня было решение актуальной проблемы уставших наставников, которым сложно разделить себя между столькими запросами и сферами своей жизни. Человеку важно  ответить на вопрос: «Зачем я все это делаю?». С помощью этого ответа он сможет решить все свои задачи, связанные со здоровьем, графиком на день, верным распределением собственных обязанностей. Если наставник осознает свое предназначение, у него не будет ощущения, что жизнь проходит мимо. Он будет понимать, что находится на своем месте и делает дело, которое считает призванием. В начале мастер-класса мы обсуждали запросы и нахождение ресурсов, а во второй части все раскрылись и смогли вместе прийти к решению поставленной проблемы.

Фоторепортаж

Эльсинора Габдуллина,
Медиалаборатория Университета Талантов