Юлия Дурнева: «Стоит ориентироваться не только на оценки, полученные учеником по разным предметам, но и на его набор навыков и качеств, чтобы помочь ему развиваться»

Юлия Дурнева: «Стоит ориентироваться не только на оценки, полученные учеником по разным предметам, но и на его набор навыков и качеств, чтобы помочь ему развиваться»
Руководитель GR проектов SkillFolio – о выявлении талантов ребенка, профориентации и сочетании soft и hard skills

В современном мире в специалисте ценятся не только знания, полученные в школе, ссузе и вузе, но и развитые надпредметные компетенции – навыки, которые не связаны с определенной профессией, но необходимы в любой деятельности. При объединении профессиональных и надпредметных компетенций человек становится высококонкурентным, гибким и приспособленным к любым изменениям. Это позволяет стать востребованным специалистом, который добивается успехов в желаемой сфере и развивает свои таланты в любимом деле.

Формирование цифрового профиля компетенций – Skillfolio – один из проектов, который реализуется в рамках инициативы Агентства стратегических инициатив (АСИ) «Навыки будущего». Сервис помогает создавать индивидуальную образовательную траекторию учащихся и развивать компетенции, которые будут востребованы в ближайшем будущем. Цифровой профиль включает оценку внимания, памяти, эмоций, мышления, мотивации, осознанности. При помощи SkillFolio можно определить сферу интересов молодого человека, зафиксировать задачи обучения и оценку развитости навыков XXI века*.

Руководитель GR проектов SkillFolio, лидер проектов АСИ Юлия Дурнева рассказала, как выявить степень развития талантов у ребенка и как «прокачать» его soft skills в семье.

– Что такое SkillFolio?

– SkillFolio – это инструмент для выявления сформированности навыков и талантов у ребенка. Проект рассчитан на молодежь от 14 до 18 лет. Для них проводятся образовательные блоки на развитие памяти, эмоционального интеллекта, осознанности, поведенческих моделей и профессиональных компетенций. У нас нет классических профориентационных тестов, это больше выявление направления развития ребенка, его будущей сферы деятельности.

Во время прохождения такого тестирования мы пользуемся разными инструментами, проводим игры, квесты и выявляем 16 критериев одаренности конкретного ребенка. По результату тестирования он получает портфолио, в котором указывается, на каком уровне у молодого человека развиты те или иные компетенции. На основе этой информации можно пойти по двум путям: развивать те навыки, которые уже сильны у ребенка, делать упор на его сильные стороны или стараться развивать «зоны роста».

– Можно ли реализовать подобный проект в образовательных и молодежных организациях?

– Такие практики абсолютно точно необходимо применять в системе образования хотя бы для того, чтобы построить индивидуальную траекторию развития каждого ребенка. Стоит ориентироваться не только на оценки, полученные учеником по разным предметам, но и на его набор навыков и качеств, чтобы помочь ему развиваться. Педагог должен задавать направление движения для ученика, который будет пробовать себя в разных сферах. Через какое-то время можно снова провести диагностику, чтобы понять динамику развития тех или иных навыков ребенка.

Сейчас мы разрабатываем профориентационный тест, который будет внедрен в SkillFolio и станет инструментом самоопределения подростка, способом обратить его внимание на ту или иную сферу деятельности. В систему образования мы внедряемся через дополнительное образование: мы провели апробацию тестирования на трех сменах «Артека» и успешно получили заключение. В следующем году будем проводить тестирование со всеми детьми, которые приедут на смены в «Артек» – а это 30 тысяч человек. Для детей это станет своеобразной отправной точкой, которая поможет сопоставить их желания с работой подсознания. Также выстраивается система оценки 360, когда молодой человек самостоятельно указывает, насколько он компетентен в той или иной сфере, например, в математике или игре на музыкальных инструментах. Он может выбрать интересную для него сферу деятельности и самостоятельно проанализировать, в чем и насколько преуспел. Наставник делает оценку навыкам своего наставляемого по тем же блокам, ответы накладываются друг на друга: где-то посередине между мнением ученика и педагога находится истина. Все это позволяет молодому человеку понять, в каком направлении ему следует двигаться. У нас есть курсы по развитию тех или иных компетенций – дизайнерское, креативное мышление, социально-эмоциональный интеллект; лицензии на них могут приобрести образовательные организации, и ученики могут бесплатно проходить их. Педагог также может посоветовать своему ученику другие занятия и мастер-классы; со временем мы планируем создать базу курсов, которые разработаны нами или нашими партнерами.

– Как именно, на Ваш взгляд, стоит развивать soft skills у ребенка?

– Автор нашей методики, директор образовательных программ SkillFolio Виктория Шиманская считает, что нужно исходить из эмоционального состояния ребенка. Наблюдения за ребенком позволят понять, что ему нравится, к чему у него есть талант. Талант – это когда ребенок с легкостью выполняет какое-то дело, интересуется им и обращает на него свое внимание. Существуют различные тренажеры, практики, курсы, в том числе и для родителей, направленные на развитие определенных навыков. Как правило, то, что можно прорабатывать в домашней обстановке, направлено на развитие эмоционального интеллекта: когда родитель и ребенок договариваются между собой, ребенок чувствует себя значимым и услышанным и понимает, что он в безопасности и любим семьей, закладывается определенная база для гармоничного развития личности. Ребенок раскрывается, говорит о том, чем бы хотел заниматься – и это занятие развивает в нем определенную метакомпетенцию. Все развивается в совокупности, интеллект и эмоциональный интеллект нельзя разделять, ведь если развивать одно, совершенно точно разовьется и другое.

– Какие ближайшие шаги планируется предпринять в сотрудничестве Университета Талантов и SkillFolio?

– Мы говорим об одном и том же: Университет Талантов ведет свои разработки, а Виктория Шиманская пять лет изучала эмоциональный интеллект, и эти исследования привели ее к необходимости развития навыков будущего в молодежи. Уверена, что наше сотрудничество продолжится: например, будет интересно сделать проект о сочетании soft и hard skills: например, как развить системное мышление в рамках изучения литературы? Мы ведем исследования на эту тему, есть инициативные педагоги в других регионах, и если обсудить эту тему с Университетом Талантов, результат не заставит себя ждать. Если не разделять предметные и метапредметные компетенции, в рамках школы будет формироваться гармоничная успешная личность.

* информация взята с сайта Агентства стратегических инициатив

Эльсинора Габдуллина,
Медиалаборатория Университета Талантов

Комментарии

anonymous user
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий