Как создать комфортную среду для профессиональной самореализации одаренных детей?

Как создать комфортную среду для профессиональной самореализации одаренных детей?
Репортаж о мероприятии «Навигатор профессионального ориентирования детей с ограниченными возможностями здоровья»

Чтобы молодые люди не потерялись в огромном мире профессий и смогли добиться успехов в карьере, в республике проводятся различные профориентационные мероприятия. Например, на V Республиканском форуме «Открытие талантов», организованном Университетом Талантов при поддержке Министерства образования и науки Республики Татарстан, состоялась выставка «Мой Татарстан. Мой Талант», где были представлены возможности профессионального развития в Республике Татарстан в шести сферах: социальное творчество, спорт, культура и искусство, наука, техника, предпринимательство.

В республике уделяется большое внимание системе сопровождения молодых талантов, в том числе сопровождению и профессиональной ориентации одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья. Наставники и тьюторы Университета Талантов создают комфортную образовательную среду и поддерживают их на пути к успеху, чтобы они могли найти себя и получить возможности для развития в той сфере, которая им интересна.  

5 декабря на базе Национального культурного центра «Казань» состоялось мероприятие «Навигатор профессионального ориентирования детей с ОВЗ». Это совместный проект Университета Талантов с республиканским общественным движением «Татарстан – новый век». В нем приняли участие более 60 детей и родителей г. Казани. Мероприятие также посетили Татьяна Ларионова, заместитель Председателя Государственного совета РТ, руководитель депутатской группы «Мэрхэмэт» – «Милосердие» в Государственном совете Республики Татарстан, региональный координатор партийного проекта «Крепкая семья»; Светлана Матвеева, исполнительный директор Worldskills Казанского национального исследовательского технологического университета (КНИТУ-КХТИ); Алсу Тарханова, председатель Исполкома Высшего совета республиканского общественного движения «Татарстан – новый век», а также специалисты со всей республики, работающие с особенными детьми.

Мероприятие было организовано с целью подготовки системы сопровождения одаренных детей и молодежи с ОВЗ в карьерном определении и профориентации с учетом их особенностей. Молодые люди и их родители узнали, как можно применить талант детей в той профессиональной деятельности, которая им интересна, чтобы в дальнейшем работать на результат.

Работа велась на двух площадках:

  • Игровой модуль «Атлас будущих профессий» для детей
  • Родительское собрание «Роль родителя в индивидуальной продюсерской поддержки ребенка»

В ходе игрового модуля «Атлас будущих профессий» молодые люди с помощью наставников и специалистов учились адаптироваться в социуме, взаимодействовать друг с другом и познавали мир будущих профессий. С помощью ассоциаций они объясняли друг другу, какая профессия указана на карточках, и выявляли, какая сфера деятельности их больше привлекает.

Дания Юсупова, психолог реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Милосердие» в Кукморском районе, рассказала, в чем польза проведения подобных мероприятий:

– Это мероприятие развивает не только детей, но и их родителей, а также специалистов в сфере работы с особенными детьми. Дети научились ориентироваться в мире профессий и заглядывать в будущее, так как эти игры связаны как раз с компетенциями будущего. Главное, что такие мероприятия интересны не только детям, но и взрослым.

Проект по сопровождению и профессиональной ориентации детей с ограниченными возможностями здоровья только набирает обороты. Лилия Орлова, руководитель проектной группы направления «Открытое сообщество наставников» Университета Талантов, отметила преимущества игрового формата и совместной работы «подросток – наставник – специалист – тьютор – родитель»:

Специалисты по работе с детьми с ОВЗ передают наставникам Университета Талантов свой опыт и уникальную технологию сопровождения. В свою очередь, наши наставники делятся своими методиками и инструментами. Происходит некий взаимообмен, который позволяет выстроить работу наиболее качественно. И в этой связке работают не только наставник и специалист, но и тьютор и родитель. Главным преимуществом такого игрового формата является то, что он всегда интересен детям, а также и взрослым. Соответственно, возникает взаимный интерес, когда увлечены и сами ребята, и наставники. Мы видим, что они сообща размышляют и решают задачи, продвигаясь по пути к самоопределению.  

В это время родители знакомились с ролью родителя в индивидуальной продюсерской поддержке ребенка. Тренинг для родителей провели координатор «Лаборатории родительского образования» Алина Горячева и наставник Университета Талантов Юлия Сивова. В ходе дискуссии участники тренинга пришли к выводу, что родитель может стать продюсером для своего ребенка, для этого нужно много работать над собой и учиться правильно воспринимать негативные и позитивные проявления детей. Негативные проявления молодых людей напрямую связаны с их потребностями, и чтобы их минимизировать, нужно проявлять к детям больше внимания и уметь с ними правильно коммуницировать.

Алина Горячева рассказала, какие инструменты необходимо применять родителям в сопровождении детей:

– На собрании мы познакомили родителей с «Кувшином чувств и эмоций», который позволяет понять эмоциональное состояние человека. С помощью этого инструмента мы разбирались с причинами негативных чувств и эмоций, а также поняли, как вести себя в подобных негативных ситуациях, чтобы вывести ребенка из негативного состояния в позитивное.

Илина Баймуратова, ученица 11 класса школы № 172 для детей с ОВЗ (г. Казань), победительница IV Национального чемпионата «Абилимпикс» в номинации «фотограф-репортер», поделилась с нами планами на будущее и рассказала, что нового узнала на игровом модуле «Атлас будущих профессий»:

– В будущем я вижу себя творческим человеком, и моя профессия точно будет связана с искусством. Меня привлекает профессия фотографа, и я хочу профессионально заниматься фотографией. Полтора месяца назад я записалась на курсы по фотоискусству. Прилагая усилия, работая над собой и оттачивая свое мастерство, я иду к своей цели. На мероприятии я пришла к выводу, что все в моих руках и зависит лишь от меня. Я сама пишу свою историю.

Подводя итоги мероприятия, родители, наставники, специалисты и эксперты сошлись во мнении, что такие мероприятия нужно масштабировать и проводить по всей республике, а также совершенствовать методики и разрабатывать более качественную систему сопровождения детей с ОВЗ.

Фоторепортаж

Лилиана Муллаярова,
Медиалаборатория Университета Талантов

Комментарии

anonymous user
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий