DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено
Как создать комфортную среду для профессиональной самореализации одаренных детей?

Как создать комфортную среду для профессиональной самореализации одаренных детей?

Чтобы молодые люди не потерялись в огромном мире профессий и смогли добиться успехов в карьере, в республике проводятся различные профориентационные мероприятия. Например, на V Республиканском форуме «Открытие талантов», организованном Университетом Талантов при поддержке Министерства образования и науки Республики Татарстан, состоялась выставка «Мой Татарстан. Мой Талант», где были представлены возможности профессионального развития в Республике Татарстан в шести сферах: социальное творчество, спорт, культура и искусство, наука, техника, предпринимательство.

В республике уделяется большое внимание системе сопровождения молодых талантов, в том числе сопровождению и профессиональной ориентации одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья. Наставники и тьюторы Университета Талантов создают комфортную образовательную среду и поддерживают их на пути к успеху, чтобы они могли найти себя и получить возможности для развития в той сфере, которая им интересна.  

5 декабря на базе Национального культурного центра «Казань» состоялось мероприятие «Навигатор профессионального ориентирования детей с ОВЗ». Это совместный проект Университета Талантов с республиканским общественным движением «Татарстан – новый век». В нем приняли участие более 60 детей и родителей г. Казани. Мероприятие также посетили Татьяна Ларионова, заместитель Председателя Государственного совета РТ, руководитель депутатской группы «Мэрхэмэт» – «Милосердие» в Государственном совете Республики Татарстан, региональный координатор партийного проекта «Крепкая семья»; Светлана Матвеева, исполнительный директор Worldskills Казанского национального исследовательского технологического университета (КНИТУ-КХТИ); Алсу Тарханова, председатель Исполкома Высшего совета республиканского общественного движения «Татарстан – новый век», а также специалисты со всей республики, работающие с особенными детьми.

Мероприятие было организовано с целью подготовки системы сопровождения одаренных детей и молодежи с ОВЗ в карьерном определении и профориентации с учетом их особенностей. Молодые люди и их родители узнали, как можно применить талант детей в той профессиональной деятельности, которая им интересна, чтобы в дальнейшем работать на результат.

Работа велась на двух площадках:

  • Игровой модуль «Атлас будущих профессий» для детей
  • Родительское собрание «Роль родителя в индивидуальной продюсерской поддержки ребенка»

В ходе игрового модуля «Атлас будущих профессий» молодые люди с помощью наставников и специалистов учились адаптироваться в социуме, взаимодействовать друг с другом и познавали мир будущих профессий. С помощью ассоциаций они объясняли друг другу, какая профессия указана на карточках, и выявляли, какая сфера деятельности их больше привлекает.

Дания Юсупова, психолог реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Милосердие» в Кукморском районе, рассказала, в чем польза проведения подобных мероприятий:

– Это мероприятие развивает не только детей, но и их родителей, а также специалистов в сфере работы с особенными детьми. Дети научились ориентироваться в мире профессий и заглядывать в будущее, так как эти игры связаны как раз с компетенциями будущего. Главное, что такие мероприятия интересны не только детям, но и взрослым.

Проект по сопровождению и профессиональной ориентации детей с ограниченными возможностями здоровья только набирает обороты. Лилия Орлова, руководитель проектной группы направления «Открытое сообщество наставников» Университета Талантов, отметила преимущества игрового формата и совместной работы «подросток – наставник – специалист – тьютор – родитель»:

Специалисты по работе с детьми с ОВЗ передают наставникам Университета Талантов свой опыт и уникальную технологию сопровождения. В свою очередь, наши наставники делятся своими методиками и инструментами. Происходит некий взаимообмен, который позволяет выстроить работу наиболее качественно. И в этой связке работают не только наставник и специалист, но и тьютор и родитель. Главным преимуществом такого игрового формата является то, что он всегда интересен детям, а также и взрослым. Соответственно, возникает взаимный интерес, когда увлечены и сами ребята, и наставники. Мы видим, что они сообща размышляют и решают задачи, продвигаясь по пути к самоопределению.  

В это время родители знакомились с ролью родителя в индивидуальной продюсерской поддержке ребенка. Тренинг для родителей провели координатор «Лаборатории родительского образования» Алина Горячева и наставник Университета Талантов Юлия Сивова. В ходе дискуссии участники тренинга пришли к выводу, что родитель может стать продюсером для своего ребенка, для этого нужно много работать над собой и учиться правильно воспринимать негативные и позитивные проявления детей. Негативные проявления молодых людей напрямую связаны с их потребностями, и чтобы их минимизировать, нужно проявлять к детям больше внимания и уметь с ними правильно коммуницировать.

Алина Горячева рассказала, какие инструменты необходимо применять родителям в сопровождении детей:

– На собрании мы познакомили родителей с «Кувшином чувств и эмоций», который позволяет понять эмоциональное состояние человека. С помощью этого инструмента мы разбирались с причинами негативных чувств и эмоций, а также поняли, как вести себя в подобных негативных ситуациях, чтобы вывести ребенка из негативного состояния в позитивное.

Илина Баймуратова, ученица 11 класса школы № 172 для детей с ОВЗ (г. Казань), победительница IV Национального чемпионата «Абилимпикс» в номинации «фотограф-репортер», поделилась с нами планами на будущее и рассказала, что нового узнала на игровом модуле «Атлас будущих профессий»:

– В будущем я вижу себя творческим человеком, и моя профессия точно будет связана с искусством. Меня привлекает профессия фотографа, и я хочу профессионально заниматься фотографией. Полтора месяца назад я записалась на курсы по фотоискусству. Прилагая усилия, работая над собой и оттачивая свое мастерство, я иду к своей цели. На мероприятии я пришла к выводу, что все в моих руках и зависит лишь от меня. Я сама пишу свою историю.

Подводя итоги мероприятия, родители, наставники, специалисты и эксперты сошлись во мнении, что такие мероприятия нужно масштабировать и проводить по всей республике, а также совершенствовать методики и разрабатывать более качественную систему сопровождения детей с ОВЗ.

Фоторепортаж

Лилиана Муллаярова,
Медиалаборатория Университета Талантов