Вы знали, что Ларри Пейдж – исполнительный директор компании Alphabet – считает своим наставником Стива Джобса – основателя корпорации Apple? В свою очередь, для Сундар Пичаи – генерального директора компании Google – в качестве наставника выступает Ларри Пейдж. За спиной каждого выдающегося деятеля науки, культуры или искусства стоит не менее выдающийся наставник. Такой человек может дать ценный совет, поддержать или направить в нужное русло. В Университете Талантов наставник помогает молодому человеку раскрывать таланты, развивать компетенции, находить и получать лучшие знания и опыт, построить свою карьерную траекторию.
В Университете Талантов ежегодно проходит «Олимпиада наставников» – состязание для специалистов, развивающих потенциал молодежи. Участники Олимпиады обмениваются опытом в работе с одаренными детьми, знакомятся с лучшими наставническими практиками и развивают компетенции современного наставника.
Если в прошлом году наставники разрабатывали и представляли проекты, направленные на сопровождение талантливой молодежи, то в этом году Олимпиада отличалась своим форматом и дала возможность наставникам продемонстрировать свои навыки на практике, в ходе проведения тренингов с наставляемыми.
16 и 17 ноября на базе Приволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма состоялся финал Олимпиады наставников. В первый день соревновались кандидаты в наставники – 24 студента Казанского педагогического колледжа, Нижнекамского педагогического колледжа, Набережночелнинского государственного педагогического университета, Елабужского педагогического университета и Южно-федерального университета (г. Ростов-на-Дону). Будущие наставники работали в командах по 2–3 человека. Второй день Олимпиады был посвящен 9 действующим наставникам – тем, кто уже обладает опытом сопровождения талантливой молодежи.
Продемонстрировать свой потенциал и компетентность наставники могли в 3 конкурсных заданиях: «Модерация», «Тренинг надпредметных компетенций» и «Подготовка к статусному собеседованию». Приглашенные эксперты и представители крупных и перспективных компаний Республики Татарстан (Казанский вертолетный завод, «Татнефть», особая экономическая зона «Алабуга», группа компаний «Современные технологии», ICL, «Юнайт Девелопмент Групп», «Джи групп», ИТ-парк и кластер «Иннокам») выступали в качестве членов жюри и оценивали работу наставника с наставляемыми.
Пройти конкурсные испытания наставникам помогли казанские школьники. Для них это мероприятие было не менее волнительным. Ребята приняли участие в тренингах на развитие надпредметных компетенций, где наставники рассказали о качествах и компетенциях специалиста, которые наиболее ценятся работодателями в современном мире. Также школьники узнали «лайфхаки», благодаря которым можно с легкостью пройти статусное собеседование. Тренинг проходил в формате диалога между наставником и наставляемым: ребята поняли, почему нельзя скрещивать руки во время собеседования и для чего нужно задавать открытые вопросы представителям компании.
После этого школьники общались с представителями крупных предприятий и проходили статусное собеседование. Некоторым из них представилась возможность пройти стажировку, посетить предприятие с экскурсией или в будущем стать сотрудником организации. Элина Цурова, ученица 10 класса гимназии № 19 (г. Казань), рассказала о том, что ей дало участие в статусном собеседовании: «Собеседование прошло информативно, я пообщалась с представителями компании “Татнефть”. Они вселили в меня уверенность, что у меня действительно есть потенциал. Мои сегодняшние наставники – Алена Астахова, Анна Волкова, Элина Фаизова (студентки 4 курса Казанского педагогического колледжа) построили нам “фундамент”, который помог справиться с этим испытанием. Я поняла, что все действительно находится в моих руках».
Победителями в категории начинающих наставников стали Карина Иванова, Анастасия Андриянова, Илюза Вагизова – студентки 3 курса Казанского педагогического колледжа по специальности «Преподаватель начальных классов». Победители поблагодарили своего наставника: «Мы благодарны Динаре Маратовне Сайдашевой – она не только наш преподаватель по психологии и куратор, но и наставник, который может ответить на все вопросы и поддержать в любое время дня и ночи».
Первое место среди опытных наставников заняла Ирина Владимировна Фесенко – наставник и тренер надпредметных компетенций Университета Талантов, директор Центра детского творчества и общественный помощник уполномоченного по правам ребенка (г. Зеленодольск). Ирина Владимировна поделилась, почему она решила принять участие в состязании: «С 2015 года я являюсь наставником и тренером надпредметных компетенций в Университете Талантов. В этом году я решила принять участие в Олимпиаде, поскольку в ней появилось больше практических заданий. Я не ожидала, что стану победителем: у меня были очень сильные соперники».
Финалисты Олимпиады наставников войдут в Открытое сообщество наставников, пройдут курс «Управление продюсированием талантов» и смогут составить свой индивидуальный трек развития.
Екатерина Дьякова,
Медиалаборатория Университета Талантов