Наставник – это тот человек, который помогает найти верный путь и является надежным спутником для своего наставляемого, а также излучает доброту и мудрость, при этом ничего не требуя взамен. Быть благожелательным, отзывчивым, стремиться делать добро другим – этим правилам человечности следует Римма Ингелевна Ибрагимова – наставник Университета Талантов, педагог-организатор и учитель биологии Апазовской средней школы Арского района РТ, двукратный победитель «Олимпиады наставников» Университета Талантов.
Героиня рубрики «Лица Университета Талантов» рассказала нам, что привело ее к наставничеству, как завоевать доверие детей и существует ли круговорот добра в обществе.
В сфере обучения я имею многолетний опыт. После 8 класса я поступила в Арское педагогическое училище, по окончании которого начала работать старшей пионервожатой в селе Большой Карлыган Мари-Турекского района. Создала клубы отрядных и производственных вожатых, параллельно окончила биолого-химический факультет Марийского государственного университета. С 1985 года я работаю биологом в Апазовской средней школе. За моими плечами – пятнадцатилетний опыт работы заместителем директора по учебной части. Мне было необходимо постоянное движение, творческая активность, поэтому я решила продолжить преподавать биологию и стала педагогом-организатором. Когда еще училась в школе, мне очень нравилась наша старшая пионервожатая. Несмотря на свой немолодой возраст, она и пела, и танцевала вместе с нами, организовывала различные мероприятия. Она многому научила нас – активистов пионерского движения и являлась моим главным вдохновителем.
Работа с вожатыми, с активистами детского движения, ученическим самоуправлением способствовала моему творческому развитию. Появилась потребность постоянного саморазвития, чего-то нового… Однажды я заметила, что многие дети отказываются выступать на публике, стесняются. Тогда я предложила всем коллегам участвовать в театрализованном представлении и во время выступления детей выйти на сцену. В следующий раз ученики уже совместно с учителями готовили выступления, и никто не отказывался. Совместные концерты сблизили учителей и учеников, наставников и наставляемых. Появилось больше доверия друг к другу. С этого и начался мой путь как наставника.
С детства родители приучили меня тому, что помощь людям – это долг каждого из нас. Добро возвращается. Это некий круговорот в природе. Мы биосоциальные существа, нам необходимо живое общение, каждый нуждается в поддержке, крепком плече. Круговорот добра мне по душе. Наставник – это хороший друг, с которым ты не боишься поделиться горечью поражения, а также разделить радость победы. Подростков не стоит воспринимать как маленьких детей, наставник должен быть открытым и искренним со своими наставляемыми. Ребята чувствуют это и уже не стесняются говорить прямо и открыто. Доверие детей для меня – как благодарность. Я в любое время готова помочь своим наставляемым. У меня была ситуация, когда ко мне пришел молодой человек, который хотел связать свое будущее с IT-технологиями. Для меня это показалось странным, так как с этой сферой я никак не связана. Но он мне сказал одну интересную вещь: «Учитель у меня уже есть, мне нужен именно наставник, который сможет дать мне правильные ориентиры в жизни и поделиться своим опытом». Эта фраза вдохновила меня на многие вещи, в особенности, на мой проект «Творческая лаборатория преобразования идей в проекты», с которым я одержала победу на «Олимпиаде наставников».
С Университетом Талантов я дружу с 2016 года. Тогда я приняла участие в передвижной выставке «Мой город, мой талант», которая проходила на базе Арского педагогического колледжа. Там проходил кастинг, на котором эксперты высоко оценили мою работу и предложили принять участие на Молодежной школе талантов (МШТ) в Набережных Челнах. #МШТ2018 – вот уже третья Молодежная школа талантов на моем счету. После первого своего пребывания на МШТ в 2016 году, я начала разрабатывать свой проект. Я получила огромный опыт, который поменял мои взгляды и расставил новые приоритеты. Уже второй год я иду к своей цели и много вкладываю в свою разработку. Хочу, чтобы в моем родном районе все было на высшем уровне, особенно в сфере развития и сопровождения одаренных и талантливых детей и молодежи. Суть моего проекта в том, что мы будем помогать детям на пути к их цели и стараться воплощать их перспективные идеи в жизнь. Сейчас подростки очень креативные, у них множество интересных проектов, направленных на улучшение жизни.
На МШТ я чувствую себя в своей тарелке, для меня такая среда привычна. Дети заряжают меня своими эмоциями, амбициями и проектами. А их благодарность – лучшее лекарство для меня. Наставничество приносит мне удовольствие, многие дети вдохновляют меня своими мыслями и целями. В то же время я чувствую огромную ответственность, когда студенты делятся со мной своими переживаниями. Стараюсь им помочь дельным советом и направить их энергию в правильное русло. Честно говоря, все ситуации я переживаю вместе с детьми, пропускаю все их эмоции через себя. Я не устаю повторять: каждый человек – уникальное создание. Как разглядеть в нем эту уникальность, талант, помочь развить свои компетенции, не навредив при этом? Это моя задача, над которой я работаю.
Одно из главных преимуществ Университета Талантов – свобода выбора. Общаясь со студентами, я часто слышу, как они жалуются на то, что им навязывают многие вещи. Современным подросткам не хватает свободы. А Университет Талантов дает им возможность развиваться в сфере, которая их увлекает. Расширяет рамки возможного. Ребятам это очень нравится, здесь у них горят глаза. Они вдохновляются друг другом.
Лилиана Муллаярова,
Медиалаборатория Университета Талантов