DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено
В Татарстане более 300 школьников стали участниками осенних профильных школ «Открытие талантов»

В Татарстане более 300 школьников стали участниками осенних профильных школ «Открытие талантов»

Новые технологии, современные гаджеты и инновации играют все более значимую роль в нашей жизни. Цифровизация оказывает большое влияние на все сферы общественной жизни, в том числе на образование и трудоустройство. Медицина, инжиниринг, строительство, освоение космоса – каждая из этих сфер очень быстро модернизируется и ставит перед человечеством новые задачи.

С учетом трендов 21 века и всеобщей модернизации появились так называемые «профессии будущего». Это профессии, где работа осуществляется с применением IT-технологий или с помощью искусственного интеллекта. Теме «Профессии и компетенции будущего» и были посвящены профильные осенние школы «Открытие талантов», которые прошли с 31 октября по 2 ноября в Казани, Буинске, Актаныше и Бугульме для 300 молодых людей в возрасте от 15 до 18 лет. Профильные школы стали подготовительными префорумами к республиканскому форуму «Открытие талантов» 2018, который состоится в Казани с 28 ноября по 1 декабря. Задачи осенних школ – познакомить студентов с hard skills (знания и навыки по профессии) и soft skills (надпредметные компетенции, которые необходимо развивать и применять вне зависимости от профессии), рассказать им о трендах и технологиях будущего, составить вместе с наставниками и работодателями района индивидуальную карьерную траекторию и план самореализации с конкретными возможностями внутри своего города и района.

На открытии осенней профильной школы в селе Актаныш начальник управления образования Исполнительного комитета Актанышского района РТ Нафиса Римовна Шафикова поделилась успешными результатами работы в сфере сопровождения талантливых и одаренных детей и молодежи района:

– Со стороны главы администрации Актанышского района Энгеля Наваповича Фаттахова предусмотрено поддержка одаренных детей в виде именной стипендии главы района. Совместно с центром труда и занятости Актанышского района ведется профориентационная работа: учащиеся проходят тестирования и посещают крупные промышленные предприятия района. Школьники района ежегодно занимают призовые места на олимпиадах республиканского и всероссийского уровней. Так, в 2017–2018 учебном году более 40 учеников стали призерами республиканского этапа Всероссийской олимпиады школьников, из них 4 прошли на всероссийский этап. Район занимает 7 место по республике по призовым местам на олимпиадах.

В Актанышском районе ведется системная работа по выявлению и развитию талантов у детей, начиная с дошкольного уровня – проводятся кружки совместно с учреждениями дополнительного образования, социальными партнерами. В школы, совместно с Республиканским олимпиадным центром Министерства образования и науки РТ, приглашаются специалисты по разным предметам из вузов Казани, вместе с ними ведется работа по подготовке школьников к олимпиадам.

На осенней школе учащиеся работали в командах вместе с наставниками. Школьники Актанышского района распределили между собой командные роли: кто-то был лидером, кто-то таймкипером, кто-то весельчаком, а кто-то логистом. Это позволило детям развить компетенцию «Открытость, инициативность, предприимчивость» и попробовать себя в новой роли в команде.

Наставники рассказали ребятам, какие изменения происходят в мире прямо сейчас, какие процессы преобладают в ведущих областях: глобализация, автоматизация, рост сложности систем управления, рост требований к экологичности и интенсивное использование программных устройств.

На проектной сессии «Отрасли будущего» каждая команда должна была выбрать одну из ведущих отраслей (IT-технологии, инжиниринг, космос, медиа и mix-реальность) и ответить на вопросы: какие технологии появятся в будущем в этой отрасли? Какие задачи будут решать профессионалы, работающие в этой сфере? Какой навык будущего им потребуется для решения этих задач? Студенты предположили, что с внедрением в медицину IT-технологий вполне может появиться должность онлайн-врача, благодаря чему пациентам не придется больше ожидать приема в очереди, а работа врачей станет эффективнее. Благодаря совмещению этих двух сфер также станет возможным болеть на дому, ведь за показателями здоровья будут следить датчики. Другая команда выдвинула версию, что не за горами время, когда человеческий труд уйдет в прошлое и на замену придут роботы-продавцы, роботы-операторы и т.д.

После этого наставники провели для школьников игры по Атласу новых профессий. Это альманах актуальных отраслей и специальностей, которые будут востребованы в ближайшие 15–20 лет. Во время игр у студентов была возможность подключить свое воображение и смекалку, способность моделировать жизненные ситуации различного характера.

Например, игра «Курьер, прощай!» позволила детям увидеть на практике, какие сферы деятельности уже не актуальны и не пользуются популярностью, задуматься о том, по какому профессиональному пути стоит пойти. «Профессиональное лото» дало возможность лучше и эффективнее усвоить знания о надпрофессиональных компетенциях, соотнести профессии будущего со школьными предметами. Во время игры «Компас профессий» участники вместе с вымышленным героем столкнулись с трудностями и непредвиденными обстоятельствами на его профессиональном пути и искали пути решения. Эта игра показала ребятам, что из любой ситуации можно найти выход.

Во второй день осенней школы студенты глубже ознакомились с надпредметными компетенциями – жизненно необходимыми навыками личной эффективности.

Школьники Бугульминского района рассуждали о том, какими навыками должен обладать успешный в своем деле специалист будущего. Во время игры «Кейс кукол – работа мечты» студенты разбирали положительные и отрицательные качества шести разных кандидатов и решали, кого из них они хотели бы видеть в качестве своего сотрудника. Эта игра позволила участнику каждой команды оценить сильные стороны и «зоны роста» персонажа, аргументировать, какой набор качеств и почему необходим для их «компании». Эти же навыки необходимо развивать и в себе, чтобы стать востребованным специалистом. К таким навыкам относятся hard&soft skills. «Твердые» навыки (hard skills) – это навыки, приобретенные в процессе профессионального обучения, а «мягкие» (soft) – косвенные, зарождающиеся в нас при попытках решить ту или иную жизненную ситуацию. К soft skills – надпредметным компетенциям относятся:

  1. Когнитивность – нахождение, анализ, систематизация большого объема информации, принятие максимально эффективных решений
  2. Видение и лидерство – предвосхищение, генерация и продвижение новых идей и результатов
  3. Открытость, инициативность, предприимчивость – принятие условий жизни в качестве задачи, предложение своих инициатив, действий, поиск и привлечение необходимых ресурсов
  4. Управление проектами под результат – продвижение идей от «дизайна мысли» до «утилизации последствий» с гарантией результата
  5. Командность и эффективность сотрудничества – взаимодействие с людьми для достижения персональных и общих результатов

Анжела Портнова, студент Университета Талантов, ученица 10 класса Малобугульминской средней школы, поделилась своими планами на будущее:

– На осенней школе я узнала о профессиях, которые будут востребованы в будущем и которые уже утратили свою популярность. Я познакомилась с новыми людьми и хочу в дальнейшем продолжить с ними общение. После окончания школы я хочу стать механиком нефтяных оборудований – отучиться в филиале Казанского национального исследовательского технологического университета в Бугульме и остаться здесь работать, чтобы развивать свой город.

В Бугульминском районе проходят муниципальные научно-практические конференции, экологическая конференция младших школьников, научно-практическая конференция Ярослава Гашека на базе гимназии № 7 и ежегодный непрерывный цикл предметных и межпредметных, метапредметных олимпиад. Об успешности района свидетельствует тот факт, что выпускники вузов активно возвращаются в свой район – в каждой школе 20% учительского состава школы – это ее выпускники.

Татьяна Юрьевна Михайлова
, руководитель информационно-методического центра Бугульминского района, рассказала о программе поддержки одаренных детей, которая действует в районе:

– В рамках программы поддержки одаренной молодежи проводится мониторинг выпускников. Школьная управленческая команда отслеживает профессиональный и социальный путь своих выпускников и приглашает не только на вечера встреч, но и на мероприятия по поддержке одаренных детей. Очень интересный опыт есть в школе № 6: первоклассники знакомятся с опытом лучших старшеклассников и выпускников своей школы, которые уже состоялись как профессионалы в предпринимательстве, науке и других сферах.

В третий, завершающий день наставники рассказали студентам о пятилучевой модели развития своего потенциала. Эта модель «вобрала» в себя все, что было изучено на протяжении первых двух дней осенней школы:

– hard skills

– soft skills

– достижения

– опыт

– нетворкинг

Школьники Буинского района записали свои полезные навыки и компетенции, вспомнили все свои достижения и моменты триумфа, подумали о том, какой опыт у каждого уже имеется и какими полезными социальными связями он владеет. Благодаря анализу каждого «луча» модели студенты оценили свои сильные стороны и «зоны роста», осознали необходимость и выгодность тех или иных навыков и достижений. После этого ребята применили на практике навык самопрезентации – позиционирование себя в роли реального кандидата и проходили вымышленное собеседование.

Затем школьники встретились с руководителям предприятий, смогли задать им интересующие вопросы и зарекомендовать себя как целеустремленного и готового к работе потенциального сотрудника. Встреча прошла в формате «открытого стола»: каждый из работодателей перемещался между столами, отвечая на вопросы ребят. Во время встречи глава администрации Буинского района Марат Азатович Зяббаров рассказал о мерах поддержки одаренной и талантливой детей и молодежи в районе:

– Нашим школьникам мы предлагаем экскурсии на различные предприятия, например, на заводы, сельскохозяйственные предприятия. Студенты возвращаются к нам, чтобы пройти производственную практику в родном районе, при этом они оказывают полный спектр услуг сельхозпредприятию по своим специфичным направлениям и получают денежное вознаграждение. Сейчас мы запустили новый проект, благодаря которому в течение пяти лет планируется создать 700 дополнительных рабочих мест. Была организована встреча с «аграрной» молодежью, где были представлены интересные проекты, которые не требуют больших затрат: спортивные площадки, приобретение для организаций велосипедов, скейтбордов, роликов. Мы готовы поддержать  и реализовать эти инициативы.

Лилия Назимовна Садретдинова, заместитель главы администрации Буинского района по социальным вопросам, рассказала, какие условия для развития детей и молодежи существуют в районе:

В районе мы ведем системную работу с талантливой молодежью. Раскрываем таланты детей в разных направлениях: они занимаются в спортивных школах, задействованы в спортивных сессиях и районных олимпиадах; также многие дети участвуют в творческих конкурсах, фестивалях, связанных  с хореографией, вокалом и актерским мастерством.

Лилия Назимовна отметила, что в дальнейшем планируется построить новую гимназию для одаренных детей и физкультурно-оздоровительный комплекс. Все эти меры направлены на то, чтобы у талантливой молодежи были все условия для развития и реализации себя в родном районе.

Даниил Грабилов, студент Университета Талантов, ученик 10 класса Лицея-интерната № 6 (г. Буинск), рассказал, как в дальнейшем будет применять полученные знания:

Я нахожусь на стадии выбора своей будущей профессии, поэтому хотел узнать здесь, какие профессии появятся в будущем и будут актуальны. В своей команде мне досталась роль «человека-настроение». Я довольно общительный человек и считаю, что могу поддержать каждого из ребят.

Во время образовательной программы я узнал много новых терминов и понятий: например, hard & soft skills. Все приобретенные здесь навыки могут пригодиться мне в будущем: занимая определенную должность, я уже буду знать, какие мои обязанности можно отнести к «твердым» навыкам, а какие – к «мягким». Мне также очень нравится, что весь материал преподносится в виде игры, дискуссии:  мы не просто сидим за партами и что-то «зубрим», а можем выразить свое мнение и прийти с командой к общему решению.

По результатам трехдневной работы студенты узнали, какие профессии уже уходят в прошлое, а какие, наоборот, только начинают появляться. Осенние профильные школы показали ребятам, какими навыками и знаниями должен владеть «человек будущего». За эти три дня у ребят сформировалось более четкое понимание того, чему они хотят посвятить свою жизнь в дальнейшем, и каждый научился задавать самому себе правильные вопросы и ставить цели, необходимые для достижения желаемого результата.

Никита Кочнев,
участник Медиашколы Университета Талантов

Карина Иванова, Альбина Акбердина,
Медиалаборатория Университета Талантов

Фоторепортаж (Буинск)

Фоторепортаж (Актаныш)

Фоторепортаж (Бугульма)