«Стейкхолдер», «Дорожная карта проекта» и «Шаг развития»: как проходит развитие проектной деятельности молодежи в Татарстане

«Стейкхолдер», «Дорожная карта проекта» и «Шаг развития»: как проходит развитие проектной деятельности молодежи в Татарстане
Репортаж с проектной школы для участников стратегической инициативы «Кадры будущего для регионов»

В этом году Республика Татарстан стала одним из 7 субъектов России, где в пилотном режиме реализуется инициатива «Кадры будущего для регионов» Агентства стратегических инициатив. Куратором проекта в Татарстане выступило Министерство образования и науки Республики Татарстан, а Университет Талантов был выбран проектным офисом по реализации инициативы на территории республики.

Главной целью этого проекта для Татарстана является развитие проектной культуры молодежи, начиная со школьного возраста. Разработанные командами проекты будут направлены на поднятие уровня жизни населения региона. Результатом инициативы станет вовлечение молодых талантов в кадровый резерв республики.

Реализация проекта состоит из четырех этапов. Первый этап проекта – отборочный. До 15 июня ученики 14–17 лет со всех районов республики подавали заявки, среди которых Агентством стратегических инициатив были отобраны лучшие. В результате второго этапа реализации инициативы в республике прошли обучения для школьников, тьюторов и наставников. Были сформированы проектные команды, паспорта навыков или «скиллфолио», разработаны индивидуальные образовательные программы.

С 31 по 3 ноября прошел очередной этап реализации инициативы. Школьники в возрасте от 14 до 17 лет из Казани, Елабуги, Набережных Челнов, Нижнекамска продолжили свою работу над проектами.

На протяжении четырех дней со школьниками работала Ирина Кузьмина, координатор Проектной олимпиады Университета Талантов, студент 4 курса Московского Политеха, главный специалист по интеллектуальным системам моделирования и управления Института опережающих исследований им. Е. Л. Шифферса, учредитель Ассоциации участников технологических кружков. Ирина рассказала о проектах участников инициативы:

– Для меня было интересно работать не с технологичными, а с социальными проектами, где основной упор делается не на материальную составляющую, а на большое желание помочь людям. Например, проект про экологическое воспитание школьников. Здесь я услышала также о достаточно интересном проекте, который направлен на ликвидацию исторических ошибок в фильмах. Обычно у людей словосочетание «социальный проект» ассоциируется исключительно с помощью пожилым людям и домашним животным. Данный проект подтверждает, что его понятие гораздо шире, чем может казаться.

Ирина поделилась самыми распространенными затруднениями и ошибками в школьных и молодежных проектах:

– Использование фраз: «Все будут готовы с нами сотрудничать. Все будет хорошо. У нас все идеально. Это сделают за меня другие» могут помешать реализации проекта

– Попытка с нуля построить всю отрасль может привести к тому, что проект окажется слишком большим, и реализовать его будет не под силу даже устоявшимся командам

– Проект также может распасться из-за нежелания некоторых членов команды активно действовать

Чтобы избежать этих ошибок, важно четко определить проблему, которую решает проект, и понять, действительно ли ваши действия смогут решить эту проблему.

В первый день участники поиграли в предпринимательскую игру «Инженер или предприниматель». Ребята должны были представить себя предпринимателями, которые решают определенные кейсы. Игра состоит из карточек, при помощи которых можно пройти все стадии жизненного цикла проекта и попробовать себя в разных ролях. При анализе решения в той или иной ситуации приходит понимание того, какую роль ты играешь в проекте – предприниматель ты или инженер. Игра помогает «увидеть» все стадии проекта и затем применить полученные знания в реальной жизни.

Второй день был посвящен изучению и последующему применению проектного инструмента «Шаг развития» института Шифферса. Согласно этому инструменту развитие проекта делится на три пространства: прошлое, настоящее и будущее. Прошлое показывает наличие определенных задач, которые надо решить, и аналитику исходной ситуации. Настоящее – преобразующие действия, сквозь которые должен пройти проект для превращения в идеальный продукт. Оно состоит из четко определенных действий (руководство, управление или планирование) и рефлексии. Будущее пространство – это пространство желаемого образа. Это не финальный этап развития проекта, а изменившаяся ситуация, которая за счет предпринятых во втором пространстве действий обретает динамику, то есть движется в нужном направлении.

Третий день начался с образовательной игры «Управление инновационными проектами», который провел наставник Университета Талантов, учитель истории и обществознания школы № 34 (г. Казань) Айнур Гаязетдинов. Основная задача игры – обучение грамотному распределению имеющихся ресурсов, учитывая сложности в виде непредвиденных ситуаций. У игроков были в наличии: личная карта проекта с этапами, карточки ресурсов (материалы, услуги, персонал) и карта общей программы. Участники должны были реализовать все 3 этапа личного проекта, используя карточки с ресурсами. Поля «стандарт» и «технологии» вводили дополнительные ограничения, например, запрет на одновременное применение карточек с ресурсами «универсальный работник» и «оборудование». В ходе объяснения игры наставник подчеркнул, что игра построена максимально реалистично, и в ней отражены все сложности проектной деятельности: «Если вы не будете работать сообща на каждом этапе реализации, то останетесь “в минусе”. Надо работать в команде, чтобы получить прибыль». Таким образом, участники пришли к точке зрения, что проект – это множество людей, и благодаря их работе из маленьких деталей складывается один большой пазл.

Затем Ирина Кузьмина познакомила участников с «дорожной картой проекта», которая позволяет определить задачи, которые предстоит решить для достижения результата с помощью имеющихся ресурсов, в том числе временных.

Обязательной частью построения дорожной карты является обозначение контрольных точек. Это даты, когда нужно задавать себе такие вопросы, как: «Достиг ли я нужного результата? Двигаюсь ли я в правильном направлении?». Если получается отрицательный ответ на эти вопросы, то есть повод задуматься и поменять что-то в своей работе над проектом.  

Валерия Наумова, ученица 10 класса школы № 9 (г. Нижнекамск), рассказала о проекте, который она хочет реализовать:

– Сейчас очень много фальсификатов на продукты питания. К примеру, мы приходим в магазин и видим четыре вида молока от разных производителей и по разной стоимости. Выбрать качественный товар покупателю поможет  «Контроль качества». Мы полностью проверяем состав по ГОСТу и публикуем результаты на своем сайте. Сначала мы планировали специализироваться только на продуктах питания, но тогда поняли, что концепция ничем не отличается от «Контрольной закупки» на Первом канале. Мы углубились в тему и решили проверять еще косметику, лекарственные препараты, состав и качество воды. Сейчас мы находимся на стадии сбора и аналитики информации. Я больше люблю практическую стадию, где нужно работать с материалами; прописать все это на бумаге оказалось сложнее, чем я думала. Спасибо Ирине Кузьминой за ценные советы, которые она дала. Хочется, чтобы инициатива «Кадры будущего» оказалась долгосрочным проектом и реализовалась  по всей стране.

Ева Охотникова, ученица 9 класса школы № 35 (г. Набережные Челны), рассказала о сложностях работы над проектом:

– Самое сложно, что все мы из разных районов: гораздо легче собираться вместе, когда все члены команды находятся в одном городе. В нашем случае надо уметь поддерживать связь и собираться вместе. Также у нас в голове сотни идей, но чтобы их реализовать, требуется много сил. Надеюсь, что после проектной школы мы продолжим работать над проектом с новыми силами.

Впереди участников инициативы «Кадры будущего для регионов» ожидает презентация своего проекта, награждение победителей и поддержка наставника.

Фоторепортаж

Екатерина Дьякова,
Медиалаборатория Университета Талантов

Комментарии

anonymous user
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий