Научно-экспертный совет (НЭС) – орган общественно-профессиональной экспертизы государственной программы «Стратегическое управление талантами в Республике Татарстан на 2015–2020 годы», который включает в себя ведущих экспертов, ученых, руководителей, технологов, наставников и представителей других сфер общества. Лидеры экспертного сообщества обеспечивают постоянство и качество экспертной оценки результативности предпринимаемых действий и проводимых мероприятий.
30 октября на базе Института международных отношений Казанского федерального университета прошло заседание НЭС. Среди вопросов, которые были на повестке, эксперты обсудили:
- предварительные итоги мониторинга доступности мер поддержки талантливой молодежи в Республике Татарстан
- регламент сетевого взаимодействия портала Университета Талантов и тренеров госпрограммы «Стратегическое управление талантами в Республике Татарстан на 2015–2020 годы»
- проведение Второй всероссийской научно-практической конференции «Управление талантами: стратегия и технологии развития человеческого капитала и инновационного потенциала молодежи»
- программа Форума «Открытие талантов 2018»
Проведение мониторинга доступности мер поддержки талантливой молодежи в республике является одной из важнейших задач реализации госпрограммы. О предварительных результатах мониторинга по республике рассказала Айгюль Хурамшина, кандидат социологических наук:
– На данный момент проведен анкетный опрос трех групп населения Республики Татарстан – дети и молодежь, наставники, родители. Дети и молодежь полагают, что в будущем будут востребованы их личные качества, например, ответственность. Уже сейчас мы можем сделать вывод, что в Татарстане и дети, и их родители, и наставники ощущают на себе меры государственной поддержки в сфере развития талантов. Наша задача – сохранить эту положительную тенденцию в реализации мер поддержки.
Мониторинг доступности мер поддержки и условий самореализации одаренных детей и молодежи в Алькеевском и Бугульминском районах показал, что сферы образования, творчества и информационных технологий среди опрошенных вызывают больше интереса, чем сферы сельского хозяйства и политики. В каждом районе были опрошены по 300 человек, среди которых: дети и молодежь, родители, наставники (учителя, педагоги дополнительного образования, тренеры и т.д.). В результате опроса по существующим условиям для развития способностей детей в школе выяснилось, что в Алькеевском районе на основное школьное обучение приходится 11,20% времени – это в три раза меньше, чем в Бугульминском. Это может быть связано с тем, что анкетирование в Бугульминском районе прошли городские школьники, а в Алькеевском – сельские.
Лилия Фатхуллина, кандидат социологических наук, доцент кафедры инновационного предпринимательства и финансового менеджмента Казанского национального исследовательского технологического университета – КХТИ, обозначила моменты, на которые необходимо обратить внимание:
– На основе анкетирования по двум районам нельзя сделать выводы по всей республике. Стоит отметить, что дети и молодежь знают, что им необходимо, больше, чем их родители и наставники. На вопросы о мерах поддержки талантливой молодежи 40% родителей затрудняются ответить. Наставники в обоих районах указывают на нехватку финансовой поддержки.
Чтобы добиться более точных результатов анкетирования, эксперты предложили добавить в вопросник варианты ответа. Это позволит анкетируемым сориентироваться в вопросе и не испытывать затруднений при ответе. Также было предложено добавить в анкету вопросы для наставников, которые прошли обучение в Университете Талантов, чтобы выявить эффективность их работы в сравнении с теми наставниками, которые не проходили обучение (школьные учителя, педагоги дополнительного образования и др.).
Комплексная реализация мер поддержки студента Университета Талантов возможна благодаря сообществу наставников. Лилия Орлова, руководитель проектной группы направления «Открытое сообщество наставников» Университета Талантов, в своем выступлении рассказала об идее создания регламента сетевого взаимодействия портала Университета Талантов и тренеров госпрограммы. Этот регламент необходим, чтобы документально закрепить основы взаимодействия наставника со студентом и отразить, какими нормативными документами наставник руководствуется в сопровождении талантливого молодого человека.
Айдар Акмалов, исполнительный директор Университета Талантов, в ходе заседания отметил:
– Регламент – инструмент, который позволяет детально описать взаимодействие наставника и студента через практические действия. Мы понимаем, что три ключевых направления – диагностика, составление индивидуального плана развития и участие наставников в проведении образовательных модулей – являются основой взаимодействия наставника и студента. В пилотном режиме мы должны согласовать регламент. В конце года мы хотим утвердить регламент либо приказом Министерства образования и науки РТ, либо постановлением или распоряжением Кабинета Министров.
Разина Рамазановна Нигматуллина, доктор биологических наук, профессор, руководитель направления «Экспертно-аналитическое сопровождение», познакомила экспертов с проектом программы II Всероссийской научно-практической конференции «Управление талантами: стратегия и технологии развития человеческого капитала и инновационного потенциала молодежи», которая пройдет с 28 по 29 ноября на базе Казанского государственного энергетического университета. Цель конференции – оказать содействие учреждениям, организациям, бизнес-специалистам и педагогам в выборе стратегий и технологий деятельности по работе со способной и мотивированной молодежью. Участники конференции обсудят научные подходы и поделятся реальным опытом управления интеллектуальным потенциалом и человеческим капиталом.
Обсуждая Республиканский реестр конкурсных мероприятий для выявления и поддержки одаренных и талантливых детей и молодежи в Республике Татарстан, Айдар Акмалов отметил, что необходимо выработать систему включения новых конкурсов и олимпиад в реестр:
– Республиканский реестр конкурсных мероприятий – это документ, который позволяет победителям и призерам олимпиад в разных направлениях стать студентами Университета Талантов и получить годичную программу индивидуальной поддержки. Сейчас мы получаем заявки на включение конкурсов в реестр. Предлагаем согласовывать включение того или иного конкурса в заочном формате – чтобы изучить документы. После этого мы отправляем экспертное заключение в Министерство образования и науки Республики Татарстан и согласуем включение конкурса в реестр. В случае отказа, мы даем организаторам рекомендации, которые позволят конкурсу повысить свой уровень и войти в реестр.
Также на заседании обсудили работу площадок соорганизаторов Университета Талантов в городах и районах Республики Татарстан. На данный момент их насчитывается 81, среди них: центры дополнительного образования и внешкольной работы, школы, колледжи, университеты. Эти площадки во многом перевыполняют функцию продюсирования, которая возложена на Университет Талантов. Сейчас выстраиваются каналы взаимодействия и расширяется формат сотрудничества – увеличивается список городов–площадок соорганизаторов. Площадки совершенствуют свои подходы, представляют себя и Университет Талантов на федеральных проектах.
Светлана Кириллина,
Медиалаборатория Университета Талантов