Наставники Университета Талантов помогают молодому человеку раскрывать потенциал и развивать компетенции, а также находить и получать лучшие знания и опыт, учиться проводить рефлексию, ставить и достигать цели.Для этого им нужно уметь правильно взаимодействовать со студентом, следить за трендами в образовании.
Чтобы понимать, каким образом помочь наставляемому, наставник проводит диагностику и оценку потенциала и компетенций студента. 11 октября в Национальном культурном центре «Казань» прошёл образовательный модуль в рамках курса «Управление продюсированием талантов», на котором была представлена новая версия системы диагностики и оценки потенциала и компетенций студента Университета Талантов. Наставники обсудили её и составили алгоритм работы со студентом, состоящий из трёх блоков.
Блок 1.
Оценка личности студента Университета Талантов строится на результатах, полученных при прохождении ряда тестов в личном кабинете студента. Они делятся на тесты способностей и профили надпредментных компетенций.
Тесты способностей, в свою очередь, делятся на числовые и вербальные тесты. Первые оценивают способность студента работать с числовой информацией и делать простейшие расчёты, а вторые рассчитаны на понимание и интерпретирование текстовой информации.
Надпредметные компетенции – это основные свойства личности, которые необходимы лидерам XXI века. Список из 10 таких свойств был сформирован в рамках Давосского международного экономического форума, прошедшего в 2016 году. Университет Талантов развивает у студентов 5 групп компетенций, которые в своём содержании коррелируют с «компетенциями будущего» Давосского форума:
- Когнитивность – нахождение, анализ, систематизация большого объема информации, принятие максимально эффективных решений
- Открытость, инициативность, предприимчивость – принятие условий жизни в качестве задачи, предложение своих инициатив, действий, поиск и привлечение необходимых ресурсов, монетизация и реализация услуг для достижения поставленной цели
- Управление проектом под результат – продвижение идей от «дизайна мысли» до «утилизации последствий» с гарантией результата, способность быть продюсером, управление «Я-проектом»
- Командность и эффективность сотрудничества – взаимодействие с людьми для достижения персональных и общих результатов
- Видение и лидерство – предвосхищение, генерация и продвижение новых идей и результатов, способность двигаться к тому, чего не видят другие, создавать то, чему нет аналогов
На основе результатов тестов прорывных компетенций студента, наставник составляет его профиль. Так наставник видит потенциально сильные стороны студента и «зоны роста».
Блок 2.
Кроме профилей прорывных компетенций и числовых тестов, наставник также изучает направления карьеры, которые могут подойти студенту в качестве его дальнейшего профессионального пути:
- Практическое направление – работа с предметами, устройствами, механизмами, с учётом принципов механики и физики.
- Познавательное направление – взаимодействие с идеями и научными принципами.
- Социальное направление – деятельность, направленная на помощь другим.
- Управленческое направление – достижение целей с помощью других людей.
- Организационное направление – работа, подразумевающая организационную и административную деятельность, а также следование установленным методам.
- Предпринимательское направление – создание чего-то нового и подразумевающая достижение конкретного результата.
- Эстетическое направление – деятельность, направленная на выражение художественных и творческих идей.
Когда студент определяется со своим родом занятий, работа наставника не заканчивается. Теперь он должен помочь молодому человеку достичь результата, выстроив вместе с ним его план развития, учитывая при этом карьерные деструкторы. Это элементы поведения, отрицательно влияющие на карьеру. Чаще всего они проявляются в стрессовых ситуациях. В профиле студента проводится оценка уровня следующих деструкторов:
- Прямолинейность – способность допускать слишком резкие высказывания по отношению к другим. Отсутствие желания устанавливать и поддерживать отношения. Предпочтение исключительно деловому подходу.
- Индивидуализм – стремление не вовлекать в решение вопроса коллег и подчинённых. Уклонение от совместных обсуждений. Отношение к работе в команде как к пустой трате времени.
- Замкнутость – отсутствие стремления устанавливать контакты с окружающими. Уклонение от публичных выступлений, выхода на первый план. Сложности с оказанием влияния на окружающих и продвижением своего мнения.
- Самоуверенность – отсутствие стремления приобретать новые знания и осваивать новые области.
- Нерешительность – уклонение от принятия решений. Отсутствие стремления выдвигать предложения и выступать инициатором действий.
- Нестабильность – раздражительность, отсутствие контроля эмоций. Склонность транслировать негативный настрой коллегам и подчинённым. Потенциальный инициатор конфликтов.
- Директивность – стремление соблюдать тотальный контроль над всеми процессами. Сложности при необходимости поделиться частью ответственности.
- Ригидность – негативное восприятие перемен, склонность сопротивляться новому. Отсутствие творческих идей.
— Эта система действительно интересна, но к ней надо правильно относиться. Одна из задач наставника – сформировать правильное отношение к этим тестам. Они не дают оценки, хороший ты или плохой. Они дают понимание тех “зон роста” и сильных сторон, на основе которых впоследствии формируются рекомендации по профессиональному самоопределению. У нас, как у наставников, ответственная задача – правильно интерпретировать эти данные и донести их так, чтобы студент понял, куда ему нужно двигаться. Крайне важным я считаю блок, связанный с карьерной навигацией. Там мы не столько работаем с личными качествами студента, сколько предоставляем ему возможность подумать над дальнейшим карьерным самоопределением. Если бы в своё время, мне кто-то помог сформировать подобные рекомендации, я бы сэкономила большое количество времени на поиск собственного профессионального пути,– считает наставник Университета Талантов Александра Карташова, руководитель службы развития инноваций кластера «Иннокам».
Блок 3.
Достичь своей цели в одиночку студенту крайне сложно. Для успешного достижения цели нужно уметь работать в команде. Для составления полной картины о личности студента в рамках диагностики и оценки потенциала и компетенций студента Университета Талантов, наставник выясняет, какая командная роль больше всего подходит студенту. Это знание помогает молодому человеку окончательно составить стратегию достижения своей цели и составить индивидуальный план развития. Всего ролей в команде восемь:
- Координатор. Определяет цели и ключевые направления работы команды, назначает ответственных за участки работы. Координирует усилия команды.
- Мотиватор. Решителен, готов взять на себя лидирующую роль, вносит соревновательную мотивацию в работу команды. Приводит команду к достижению цели, иногда может действовать жёстко.
- Аналитик. Внимателен и осторожен при принятии решений. Проводит критический анализ возможных вариантов. Удерживает команду от преследования недостижимых целей.
- Реализатор. Превращает стратегии и принципиальные решения в конкретные задачи. Вносит методичность и последовательность в решение задач. Доводит дело до конца.
- Миротворец. Привносит гармонию в работу команды, стремится минимизировать конфликты и разногласия. Прислушивается к позициям и мнениям окружающих. Доброжелателен и не амбициозен.
- Исследователь ресурсов. Представляет команду за её пределами, находит для неё ресурсы извне. Дипломатичен, любит общаться, легко устанавливает контакт с другими.
- Контролер. Устанавливает высокие требования к качеству работы, лично проверяет детали. Нетерпим к неряшливости и неаккуратности. Беспокоится, всё ли сделано правильно, все ли требования выполнены.
- Генератор идей. Творческий человек, источник оригинальных идей. Заботится о концептуальной проработке проблем, стоящих перед командой. Рассматривает ситуации в долгосрочной перспективе.
С выбором роли в команде завершается третий блок и алгоритм диагностики и оценки потенциала и компетенций студента Университета Талантов подходит к концу. Теперь молодой человек при помощи наставника составляет свой индивидуальный план развития и начинает путь к достижению своей цели.
— Оценка способностей играет важную роль в продвижении студента, но не стоит забывать про личный подход. Кому-то важно, чтобы его оценивали, а кого-то лучше не перехваливать. Определенного шаблона нет, всё индивидуально. Наставник направляет, выступает в роли навигатора. Мы лишь поможем студенту самому думать и анализировать,– считает Альберт Главин, наставник Университета Талантов, психолог подросткового клуба «Герда».
Дмитрий Олешков,
Медиалаборатория Университета Талантов