DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено
История успеха. Тимур Шайхутдинов – о бизнесе «из дела», вдохновении кофемашиной и спасении казанцев от одинаковых фотографий

История успеха. Тимур Шайхутдинов – о бизнесе «из дела», вдохновении кофемашиной и спасении казанцев от одинаковых фотографий

«Мне не хватает мотивации» – часто говорят люди, которые не могут начать заниматься спортом, открыть собственное дело или добиться успеха в определенной сфере. Нужно ли на самом деле искать стимул и ждать мотивацию, чтобы достичь своих целей? О том, как превратить любимое дело в успешный бизнес, нам рассказал герой рубрики «История успеха», основатель творческой студии «Видимый свет», директор цветочной мастерской «Дари», руководитель отдела обучения сети фотошкол «Пикча», фотограф и видеограф Тимур Шайхутдинов.

Тимур поделился тем, как он создал свою творческую студию, что его подтолкнуло начать обучать профессиональных фотографов, и зачем его студия бесплатно снимает крупные события в Казани.

Впервые я вышел снимать свадьбу на фотоаппарат «Зенит» в 14 лет. А вообще фотографией я занимаюсь с детства. Мой папа Марат Шайхутдинов был фотографом, работал оператором на канале «Россия», потом на «ТНВ». Я наблюдал за эволюцией фотографов. Их вначале было мало, и они были молодцами. Потом их стало много, и они перестали двигаться вперед, стараться, потому что и так вроде все нормально, фотографы востребованы.

Амбиции у меня были большие. Я понимал, что для реализации моих проектов, чтобы менять мир в лучшую сторону, все действия должны быть крупными, и мне нужна команда. Вначале мы были вдвоем с видеографом Денисом Матвеевым. Я проводил семейные фотосессии, снимал свадьбы, он занимался рекламными роликами и графикой. Потом мы с ним разошлись, и я начал искать своих соратников: потихоньку привлекал фотографов и видеографов. Сейчас у нас большая команда. Мы базируемся в «Видимом доме» – в здании исторического наследия на Дзержинского. В нем жил Лев Толстой, казанский губернский архитектор Фома Петонди. Там 600 квадратных метров творчества в виде кирпичей, пола и потолка. В этом году нашей студии будет 7 лет.

«Видимый свет» – единственная казанская студия, которая создает свои проекты. Все обычно ждут какого-то проекта и финансирования, а мы сами реализуем свои идеи. У нас всегда есть 3–4 проекта, которые мы сами спонсируем, сами ведем, и вы про них слышите. Это выставка «Видимая Казань», фотоклуб «2 ЭТАЖ». Скоро в «Видимом доме» начнутся квартирники.  Мы это делаем ради того, чтобы жизнь у всех была интересней.

Я и мои друзья, которые работают у меня в студии, фотографируем крупные события в городе.  Мы любим Казань, и нам кажется, что это довольно крутой город, в котором можно жить всю жизнь. Поэтому иногда мы творим безвозмездно, вкладывая большие деньги и усилия для того, чтобы наш город рос, процветал, и о нем узнало как можно больше людей. Я фотографировал Универсиаду, наша студия бесплатно освещала события Чемпионата Мира. За мою жизнь, скорее всего, в Казани больше не будет подобного рода мероприятия, как Чемпионат по футболу. Нельзя было упускать такую возможность.

Одна из моих целей – сделать Казань столицей фотографии в России.  Я хочу, чтобы у нас были фотографы с мировым именем. Поэтому я создал фотоклуб «2 ЭТАЖ» для профессиональных фотографов, чтобы научить их фотографировать еще лучше. Мы собираемся каждую неделю, общаемся, разбираем новые темы. Я с высоты своей колокольни делюсь своим опытом. Учим работать со студийным светом, общаться с моделями, правильно позиционировать себя на рынке фотографии, строить композицию, формировать кадр, обрабатывать фотографии, правильно одеваться на съемку. Участники фотоклуба практикуются на втором этаже «Видимого дома». Скоро в Национальном музее Татарстана откроется выставка фотоклуба, позже мы проведем выставки в парках Казани.

Фотография формирует наследие. Это один из самых главных способов рассказать о том, что происходит в этом мире. Если у людей спрашивать, что они знают о мире, у них в головах всплывут фотографии и видео. Разные люди видят мир по-разному. Фотограф с помощью своих работ рассказывает окружающим о том, как он видит мир. А люди, смотря на его фотографии, расширяют свой кругозор и насыщаются.

Мне кажется, что у фотографии есть начало, но нет конца. У песни есть конец, у видео есть конец, но у фотографии – нет. Одну и ту же фотографию можно воспринимать по-разному. Например, девушка, поругавшись с парнем, увидит в этой фотографии одно, а если в ее жизни произошло другое событие, она посмотрит на это же фото другими глазами.

Мне нравятся люди. Мой любимый жанр – портрет. Люди – это высшая раса на земле из известных нам. В людях заложено очень много всего. Каждый человек – это целый мир.

Меня вдохновляют цели, которые я перед собой поставил. Вообще, я вдохновляюсь от всего: от самого себя, от своей жизни, от своих переживаний, от девушек, даже от того, как шумит кофемашина.

Все мои действия направлены на то, чтобы люди жили как можно дольше. Это возможно, если у них жизнь будет интересной. Вы, может, замечали, что некоторые старики чуть ли не ждут своей смерти. А есть люди, которые живут интересно. Такие люди будут жить долго. Например, Стивен Хокинг. Мы создаем фотографии, видео, творческие проекты, чтобы вдохновить людей на интересную жизнь.

Ни одного робота нельзя создать без творческой составляющей. Без этого он не сможет быть красивым. Мой братишка – ученый, и он вдохновляется группой Pink Floyd и различными фильмами. Ему помогает не только научная литература. Творчество присутствует во всем.

Чтобы стать профессионалом в области фотографии, для начала я читал много книжек. Причем таких старых, как «Поэтика фотографии» Валентина Михалковича и Валерия Стигнеева. У меня все это откладывалось в голове. Сейчас уже 10 лет я ничего не читаю, беру информацию с помощью глаз, ушей, носа. Вот там ритм красивый, а здесь всего два фонаря, а на отражении на стекле их больше. Интересно наблюдать за походками, жестами разных людей. Такие вещи очень сильно помогают. Мне нравятся работы фотографов Алекса Уэбба, Дэвида Бэломера, Юры Трескова. Не то, чтобы я у них учусь, они просто делают крутые вещи.

Без трудностей человек не станет сильным. Они появляются, когда ты начинаешь себя закалять и ставишь перед собой амбициозные цели. Если идешь к своей цели, не сворачивая никуда, цель тоже чувствует, что ты к ней идешь, и вся вселенная начинает тебе помогать. Когда достигаешь цели, понимаешь, что теперь можно ставить любые другие цели. Когда перестаешь ставить цели, то перестаешь бороться за жизнь.

Когда ты идешь к успеху, значит, ты добился успеха. Движение – это и есть успех. Когда ты не просто радуешься достигнутому, а все время идешь к своей цели, что-то делаешь ради того, чтобы у тебя получилось, и наслаждаешься этим.

Нужно заниматься таким бизнесом, который тебе будет приятен. Бизнес нужно открывать не исходя из вопроса «На чем же можно зарабатывать?», а исходя из своих интересов. Возможно, начать зарабатывать сразу не получится. Чтобы выйти в ноль и плюс надо время. В это время ты будешь улучшать свой товар, и это должно тебя зажигать. Потом, когда это и деньги начинает приносить, это вообще здорово.

Мои бизнесы вышли не из бизнес-моделей, а из дела. Я хотел создать профессиональную студию, как в Европе – с крутым светом, с различными фонами, с циклорамой, а не локацию с большими окнами, как в других казанских студиях. И я ее сделал. Я заметил, что казанские фотографы не умеют толком работать со студийным светом, они привыкли фотографировать от окошка, и их надо научить. Вот я и открыл фотоклуб, где учу их.

Когда я начинал заниматься фотографией, я и не думал на ней зарабатывать. Однажды мне предложили поснимать за деньги, потом еще раз и еще раз. Но до сих пор некоммерческих съемок у меня раза в три-четыре больше коммерческих.

Вести бизнес мне помогает опыт, полученный во время студенчества. Я был в студенческом совете факультета № 5 КАИ. Это институт радиоэлектроники и телекоммуникаций. Я был режиссером, двигателем всех мероприятий, научился взаимодействовать, управлять людьми. Еще помогает то, что у меня много друзей-бизнесменов. Мы с ними общаемся, дружим, они чем-то делятся, и я прислушиваюсь к их словам. Иногда экспериментирую: делаю какие-то неожиданные бизнес-ходы.

Мотивировать людей решиться – самого себя не уважать. Кто не хочет, пусть не решается, может всю жизнь в скафандре жить. Это эволюция такая: если человек решился, делает что-то, его слышно и видно, он добивается успеха. Если не делает, то о нем никто не слышит. Поэтому я лучше буду помогать людям, которые уже поняли, чего хотят. С такими людьми мне интересно общаться. Ты должен сам себя проверять и выяснить, что тебе нужно. Это может вызвать слезы, могут опускаться руки, но если свой талант не будешь показывать людям, «обкатывать» его, то не важно, насколько ты талантлив. Всегда надо действовать.

Я против кумиров и фанатизма. Наставники нужны, просто у меня их не было. Возможно, если бы были наставники, которые долго меня вели, из меня бы получился кто-то другой. Кумира быть не должно, потому что это вызывает зависимость и никакого отношения к вдохновению не имеет. Тебе может нравиться чье-то творчество, харизма, но когда ты начинаешь жить его жизнью больше, чем своей, то об этом стоит задуматься.

Я не верю в то, что у человека что-то не получается. Не получается сейчас, может получиться потом. Я не скажу человеку: «Ты лучше фотографией не занимайся». Если он будет продолжать делать – будет движение и результат.

Лейсан Файзуллина,

Медиалаборатория Университета Талантов