В рамках реализации госпрограммы «Стратегическое управление талантами в Республике Татарстан на 2015–2020 годы» и Концепции «Перспектива» большое внимание уделяется развитию у одаренных и талантливых детей и молодежи «прорывных» компетенций. Это надпредметные навыки, которые помогают молодому человеку достичь высоких результатов и найти применение своему потенциалу в изменяющихся условиях.
Чтобы помочь молодым людям развивать «прорывные» компетенции, наставникам необходимо освоить тренинговые технологии. С 15 по 16 сентября на базе Национального культурного центра «Казань» состоялся тренинг «Тренер прорывных компетенций», который проходит в рамках курса «Управление продюсированием талантов». 10 наставников Университета Талантов осваивали тренинговые технологии, оценили свой уровень развития «прорывных» компетенций и закрепили новые инструменты на практике. Тренинг провели наставники Университета Талантов – Екатерина Салихова, координатор курса «Управление продюсированием талантов» и Татьяна Зарипова, координатор сетевого проекта «Тренинг-класс».
– В рамках интенсива мы даем наставникам усвоить технологию тренерской работы, осмыслить каждый ее элемент на практике, установить взаимосвязь элементов в тренинге. Тренеры-наставники должны быть ресурсно подготовлены к проведению курсов на высоком и качественном уровне, чтобы студент Университета Талантов на занятиях не просто весело проводил время, но и закреплял полученные знания и применял их на практике, – рассказала Татьяна Зарипова.
В первый день обучения наставники вписали информацию на листе бумаги в 5 колонках: имя, о себе, я эксперт, зона развития и планируемый результат. Позже участники приступили к изучению и самодиагностике «прорывных» тренерских компетенций, которые заданы осями координат на листе бумаги (так называемый «Парус»):
– импровизация
– управление мотивацией
– технологичность
– работа с сопротивлением
Участники тренинга сошлись во мнении, что импровизация – один из важных показателей профессионализма, ведь это предполагает наличие определенного набора ресурсов и инструментов.
В завершение первого дня тренинга наставники Университета Талантов рассмотрели формулу «ВВОПШЕ»:
– введение понятий
– введение технологий
– отработка технологий
– пауза
– шлифовка технологий
Для применения ее на практике, участники поделились на группы из двух человек, выбрали себе один из тренингов на развитие «прорывных» компетенций (например, когнитивности или управления проектом под результат) и исследовали его на введение технологии «ВВОПШЕ».
На второй день наставники изучили и актуализировали функциональные элементы тренинга на основе формулы «ЭЭЛЛеКТРРО»:
– эго
– эксперимент
– летопись
– лидерство
– конкуренция
– рассказ
– рынок
– обнибус (общее)
Также наставники ознакомились с понятием «сторителлинг-банк» и такой компетенцией тренера, как импровизация. Cторителлинг – это искусство доносить поучительную информацию с помощью знаний, рассказов, историй, которые возбуждают у человека эмоции и мышления. Он позволяет воздействовать на аудиторию с помощью историй, которые могут быть и вымышленными.
В завершение тренинга наставники Университета Талантов выделили качества, необходимые для тренеров «прорывных» компетенций:
– тренер «прорывных» компетенций должен быть вдохновляющим мотиватором, который всегда готов прийти на помощь молодому человеку и поддержать его
– наличие определенной коучинговой позиции
– абсолютно точное понимание темы, которую человек преподает (другими словами, профессионал своего дела). Например, если это тема «генерация идей», то должно быть осознание того, как рождается идея и как происходит процесс ее превращения в конечный продукт
– обладание широким кругозором
– понимание технологий в тренерстве, несоблюдение которых приведет к нарушению структуры и искажению самого понятия тренинга
Татьяна Зарипова поделилась критериями успешной работы тренера:
– Самое главное условие успешной работы тренера – умение восполнять свои энергетические ресурсы. Очень сложно в 8-часовых тренингах уметь удерживать баланс энергии. Мне бы хотелось, чтобы коллеги относились к себе бережно и «экологично», не были выжатыми, как лимон, а всегда находились на подъеме. Важно уметь обмениваться энергией с группой. Такая синергия дает пользу сразу двум сторонам. На одном из мероприятий Университета Талантов мы работали с Александром Гальчиным – экспертом и тренером в области публичных выступлений. Меня поразило, что после каждого тренинга он находит рояль и начинает играть на нем: таким образом он восполняет свою энергию. Например, для меня идеальный способ восполнить энергию – бег.
Наставник Университета Талантов, специалист по работе с молодежью отдела профориентации в центре по трудоустройству молодежи (г. Набережные Челны) Анна Прокопьева рассказала, что нового она узнала на тренинге:
– Технологии «ВВОПШЕ» и «ЭЭЛЛеКТРРО» были для меня ранее незнакомы. Это очень полезно знать для анализа собственной работы в плане проведения тренингов. Я ставила цель на эти два дня – изучить и более детально проработать упражнения тренингов по 5 «прорывным» компетенциям Университет Талантов, чтобы владеть истинным видением и технологиями идеального проведения выступлений. В итоге это должно быть результативным и для детей, и для тренеров. Я планирую применять эти знания на площадках при работе со студентами Университета Талантов. Я бы сама с удовольствием побывала в роли студентов, для меня каждый образовательный модуль – как глоток свежего воздуха. На этом тренинге я зарядилась такой дозой вдохновения и энергии, что хочется заняться самой разработкой новых техник, создавать новый материал.
Альфинур Латыпова, наставник Университета Талантов, сотрудник Казанского юридического центра, специалист по работе с интеллектуальной собственностью:
– В Университете Талантов я с 2015 года, и слышала об этих тренингах и ранее, мы уже работали с ними на Молодежной Школе Талантов, однако в процессе подробного разбора тренерских технологий пришло лучшее понимание того, как использовать свои знания на практике. В своей работе я тоже контактирую с молодежью, а какие-то элементы тренингов я могу применить даже в отношениях с родственниками. К примеру, в прошлом году я решила собрать 36 членов семьи. Нужно было как-то интересно провести встречу, и я применила упражнения, с которыми познакомилась на образовательных модулях и тренингах. Например, предложила им выстроиться в ряд по возрастанию даты рождения. Это был веселый опыт, в котором я применила такую компетенцию, как «когнитивность». Чем больше инструментов ты узнаешь, тем более вариативно ты можешь применить эти навыки в работе.
Стать наставником Университета Талантов могут учителя, преподаватели, психологи, родители, представители компаний и все, кто работает с талантливой молодежью в республике. Для этого необходимо заполнить заявку здесь или отправить запрос на почту mentor@utalents.ru. Обучение в КУПТе бесплатное, длится 1 год и 3 месяца. Более подробная информация здесь
Екатерина Дьякова,
Медиалаборатория Университета Талантов