DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено
Олег Волков: «Наставнику необходимо уметь ставить перед подопечным сложные задачи и уметь контролировать ход их решений»

Олег Волков: «Наставнику необходимо уметь ставить перед подопечным сложные задачи и уметь контролировать ход их решений»

На Летней молодежной школе «Открытие талантов» в рамках деловой программы состоялась стратегическая сессия «Республиканская система развития и сопровождения талантливой молодежи». Участниками сессии стали более 30 экспертов: представители министерств и ведомств, вузов и ссузов, школ и предприятий Татарстана. Мы пообщались с одним из экспертов деловой программы – Олегом Волковым, начальником отдела дополнительного профессионального образования Чебоксарского института (филиала) Московского политехнического университета. Он рассказал нам об идеальном наставнике и школе будущего.

– На деловой программе речь шла о разработке системы сопровождения талантливой молодежи. Как Вы считаете, какой она должна быть?

– Мы поделились на команды и обсуждали этот вопрос с позиций представителей сфер образования, бизнеса, производства. В ходе деловой программы состав команд менялся, таким образом, мнения дополнялись, и мы приходили к общим решениям.

Мы начинаем вплотную заниматься развитием детей, начиная с определенного возраста, например, с 12 лет. Однако последние достижения нейронауки и психологии доказывают, что человеческий мозг полностью развивается до шести лет. Самый важный для дальнейшего развития этап – возраст от трех до шести лет, когда уже известны задатки и способности ребенка. Это наглядно демонстрирует, например, программа «Лучше всех» на Первом канале: родители, зная о сильных сторонах своих маленьких детей, помогают им достичь успеха. Важная часть сопровождения талантов – диагностирование и тестирование их способностей. После этого необходимо подобрать ребенку наставника; главные наставники – конечно, родители. Для того, чтобы родители могли воспитать ребенка, необходимо обучать их еще в статусе будущих родителей. Думаю, очевидно такое уравнение: одаренные родители = одаренные дети. Если мы создадим систему подготовки будущих одаренных родителей из нынешней молодежи, обучим их необходимым методикам работы со своими детьми в качестве их наставников, то школе, как общеобразовательному учреждению, останется главная задача – индивидуально развивать ребенка.

На деловой программе мы обсуждали, как нужно выстроить сопровождение талантливой молодежи от школы к вузу и от вуза к предприятиям в Татарстане. Во главе всей системы должен стоять, конечно, ребенок, ради которого все задумано. А оператором поддержки будет выступать Университет Талантов – ведь именно здесь есть методики обучения наставников для школы и вуза. Важно и то, что задачи для ребенка должны носить конкретный практический характер, чтобы молодой человек был готов в будущем решать их в своей профессиональной деятельности.

– Каким, на Ваш взгляд, должен быть идеальный наставник?

– Он должен любить детей. Думаю, это самое главное. Также он должен быть специалистом как минимум в одной отрасли и обязательно в педагогике. Наставнику необходимо уметь ставить перед подопечным сложные задачи и уметь контролировать ход их решений. Это важно в любой сфере: руководитель держит под контролем работу над проектом. Если же этого нет, то нет и чувства ответственности у выполняющего. Важно уметь не только контролировать, но и поддерживать в молодом человеке стремление к саморазвитию, получению знаний и дать понимание того, что каждый проект поднимает его на новую ступень интеллектуального развития.

– Как Вы считаете, какие компетенции, необходимые в будущем, наставники должны помогать развивать своим студентам уже сейчас?

– В первую очередь целеполагание. После определения задатков, необходимо поставить цели на ближайшие 10–15 лет. Конечно, нужно способствовать постоянному интеллектуальному развитию. Навык работы в команде также необходим: нужно учиться не только принимать решения, но и быть членом команды, исполнителем. Важно отслеживать тренды в той сфере, в которой силен молодой человек, чтобы он мог создавать социально необходимые проекты и приносить пользу обществу.

– Как Вы считаете, какие тренды сформировались сейчас в сфере образования?

– Мировой тренд – индивидуальное образование, исходя из собственных задатков. Не нужно бояться менять сферу деятельности, изучать что-то кардинально новое, ведь именно это развивает интеллект. Есть мысль, что человек развивается, если делает две вещи: читает сложную научную литературу и постоянно осваивает что-то новое. В любой сфере можно развить свои способности до предела и достичь успеха, будь то создание тортов или вышивка крестиком.

– Университет Талантов уже более трех лет занимается сопровождением талантливой молодежи  в республике. Как Вы считаете, на что нужно обратить внимание в вопросах поддержки одаренных детей в стране?

– Университет Талантов достиг успехов за три года своей деятельности. Я надеюсь, что такие организации появятся в каждом регионе, и будут иметь четкий план действий и методики подготовки современных педагогов. Также хочется, чтобы школы стали более открытыми, доступными для предприятий, чтобы выстраивать ту самую систему сопровождения. Еще один интересный момент для будущих школ: нужно сделать их более открытыми для отцов учеников. Недавно я был в Саратове на межрегиональном форуме по современному отцовству, где мы обсуждали создание советов отцов в каждой школе. Сегодня более 90% педагогов – женщины, а ведь для полноценного развития любому ребенку необходимо не только женское, но и мужское воспитание. Это сделает мужчин наставниками дополнительного образования для своих детей и тех детей, которые растут в неполных семьях.

Эльсинора Габдуллина,
Медиалаборатория Университета Талантов