DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено
Директор Центра личностного развития Университета ИТМО Анастасия Причисленко: «Когда ты развиваешься во всех сферах, твоя жизнь будет не только счастливой, но и эффективной»

Директор Центра личностного развития Университета ИТМО Анастасия Причисленко: «Когда ты развиваешься во всех сферах, твоя жизнь будет не только счастливой, но и эффективной»

С 18 по 20 августа студенты Университета Талантов проходили на Летней школе «Открытие талантов» курс «Жизненная навигация», охватывающий круг вопросов, связанных с умением ставить цели, расставлять приоритеты, определять необходимые ресурсы и составлять программы саморазвития. Полученные знания помогут молодым людям принимать более качественные и осознанные решения.

Курс проводила Анастасия Причисленко, эксперт Университета Талантов, директор Центра личностного развития Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики (ИТМО). Мы поговорили с экспертом о том, как не отказаться от своей цели на пути к ней, и почему важно подробно формулировать цели.

– У молодежи часто возникает проблема: поставив цель, многие не доходят до финальной точки, не достигают ее. Расскажите, как не отказаться от своей цели?

– Курс «Жизненная навигация» был разработан для студентов вузов, однако со временем мы поняли, что в этом направлении нужно работать с более младшим поколением, подростками. В начале семестра я задавала первокурсникам вопрос «зачем вы сюда поступили?», и многие не могли осмысленно ответить, потому что на них повлияло много внешних факторов: мнение родителей и друзей, возможность поступить в университет по целевому направлению и многое другое. У некоторых школьников и студентов возникало желание сказать: «Это была не моя цель». Сейчас вообще век самоопределения, этому уделяется большое значение. Поэтому в нашем курсе есть два важных элемента. Во-первых, практикоориентированность: программы саморазвития составляются таким образом, чтобы в ближайшие дни молодой человек смог попробовать что-то сделать. Во-вторых, мы работаем с помехами: риск-менеджмент – это когда мы продумываем, что может пойти не так, а также работа со страхами, ведь именно внутренние сомнения часто не дают сделать что-то стоящее.

– Почему важно правильно формулировать свою цель, как это отразится на ее достижении?

– Можно быть очень эффективным и применять все техники тайм-менеджмента, но двигаться по жизненному пути, который приведет не туда. Наш курс «Жизненная навигация» шире, чем профориентационный, он затрагивает все сферы жизни: не только профессию, но и здоровье, личные отношения. Когда ты развиваешься во всех сферах, твоя жизнь будет не только счастливой, но и эффективной.

– Главный, на Ваш взгляд, тренд в образовании?

– Думаю, главный тренд сейчас – игры. В Центре личностного развития Университета ИТМО мы проводим для преподавателей курсы повышения квалификации, где рассказываем, как проводить игры на занятиях, чтобы ученикам было действительно интересно. Второй тренд – желание привлекать практиков: сейчас очень много книг в открытом доступе, в этом нет недостатка, а вот потребность в квалифицированных и опытных людях высока. С таким большим количеством образовательных ресурсов исключается необходимость передавать теоретические знания. Мне кажется, что в ближайшем будущем лекции перейдут в дистанционное обучение, а практика останется в виде «перевернутых классов» (модель обучения, при которой учитель предоставляет материал для самостоятельного изучения дома, а на очном занятии проходит практическое закрепление материала) или в формате встреч с приглашенными профессионалами.

– Расскажите о технологии постановки цели.

– Таких технологий много, более двух десятков. Когда мы помогаем с постановкой цели, то стараемся «развернуть» все, что для человека в данном случае актуально, а потом начинаем фокусироваться на самом главном. Молодому человеку интересно, когда мы сначала максимально «расширяем рамку», а потом разделяем ее. С помощью методики создания «колеса баланса» мы делим деятельность человека на разные сферы, чтобы понимать, из чего она состоит. И последний шаг – создание «дерева целей», где составляется их иерархия. Часто у молодежи бывает проблема: задач и планов много, но правильно расставить приоритеты не получается. За всем этим человек забывает, зачем он что-либо делает. От непонимания рождается лень. Хотя на самом деле лени как феномена не существует, не бывает тотально ленивых людей, просто есть те, кто не видит связи между тем, что он делает, и тем, что ему нужно. Появившаяся лень – сигнал организма, что человек делает что-то не так. Создав «дерево цели», ближайшие задачи мы расписываем по технологии SMART – старому и проверенному инструменту. Есть еще теория, что если человек решил что-то изменить в своей жизни и ничего для этого не сделал в ближайшие 72 часа, то, скорее всего, он так и не сделает ничего для достижения цели. Поэтому на последнем этапе работы мы максимально конкретизируем задачи, чтобы можно было «подниматься» по этому дереву к достижению все более глобальных целей.

– Каким Вы видите будущее нашей страны через 10 лет? Что, на Ваш взгляд, будет важно?

– Думаю, будет меняться сфера трудоустройства: все больше работодателей станут работать с теми проектными методами, которым сейчас обучают школьников. Рабочий график станет более свободным, но это будет накладывать определенные обязательства. График «пять дней в неделю с девяти до шести» устаревает, нынешние выпускники не готовы к этому, им такое неинтересно. Молодежь готова работать за меньшую зарплату, чтобы чувствовать себя свободнее, иметь возможность самим распределять время. Мне кажется, люди будут самостоятельно ставить себе цели и постепенно достигать их.

Эльсинора Габдуллина,
Медиалаборатория Университета Талантов