DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено
«Паспорт компетенций», технические кружки на предприятиях и тьюторы в вузах: какой должна быть инфраструктура для развития таланта в Татарстане

«Паспорт компетенций», технические кружки на предприятиях и тьюторы в вузах: какой должна быть инфраструктура для развития таланта в Татарстане

Выявление, развитие и сопровождение одаренных детей – долгий, ответственный и трудоемкий процесс. Поэтому важно, чтобы в нем участвовали все ключевые институты общества: министерства и ведомства, бизнес, образование и предприятия. Слаженное взаимодействие социальных институтов позволит молодым талантам реализовать свой потенциал в полной мере и создать положительные изменения в республике, стране и мире.

24 августа на площадке Молодежной школы талантов прошла стратегическая сессия «Республиканская система развития и сопровождения талантливой молодежи» для обсуждения мер поддержки талантливых молодых людей Татарстана. На сессии приняли участие более 30 представителей министерств и ведомств, вузов, ссузов, школ и предприятий республики. Обсуждение проводилось с целью разработки предложений для улучшения системы сопровождения одаренных детей.

– Университет Талантов сопровождает одаренную молодежь от 12 до 30 лет. В нашей базе находится 4900 студентов. В эту категорию входят победители республиканских, российских и международных олимпиад и конкурсов. У них широкий спектр интересов. Мы каждому из них помогаем составлять индивидуальный план развития. Мы за формирование среды для талантливой молодежи в муниципальных районах, в школах, ссузах и вузах. Есть запрос именно в создании системы поддержки одаренных детей. Без вашей помощи сделать это трудно. На этой сессии мы предлагаем вам сформировать единое мнение о том, какой должна быть система сопровождения талантливых детей и как должно проходить их развитие в Республике Татарстан, – рассказал исполнительный директор Университета Талантов Айдар Акмалов.

Эксперты сначала работали в своих командах по направлениям, которые представляли, затем расформировались так, чтобы в составе каждой из групп были представители всех пяти представленных социальных институтов. Участники обсудили следующие вопросы:

– Какой должна быть инфраструктура для развития таланта?

– Что в себя включает система сопровождения таланта?

– Каково место и роль работодателя в системе сопровождения?

– Как организовать систему сопровождения на месте обучения?

– HR-бренд работодателя и образовательного учреждения. Как не потерять талант на всех этапах его развития?

Каждая команда разработала и представила свои идеи по выстраиванию работы с юными талантами.

Первая команда подчеркнула необходимость улучшения взаимодействия школ, вузов и предприятий, чтобы ученики со школьной скамьи познакомились с работодателем, смогли получить целевое образование в вузе и потом устроиться на работу. Участники группы предложили структурировать технические кружки для школьников, которые уже работают на различных предприятиях, и улучшить механизмы вовлечения учеников в эти кружки. Авторы идеи отметили, что для этого важно привлекать в систему образования молодых инициативных преподавателей.

Что касается вузов, первая команда считает, что в вузах должны быть тьюторы, осуществляющие профессиональное продвижение студентов, а задачи для проектной работы студентов должны ставиться предприятиями. Это позволит студентам получить нужные компетенции и коммуницировать с работодателем.

Вторая команда выдвинула предложение создать «Паспорт компетенций» молодых людей. Этот паспорт будет содержать в себе не дипломы и грамоты, а список компетенций и навыков будущего молодого специалиста. Заполнять такой паспорт будут не образовательные учреждения, а сами школьники и студенты. Команда также предложила развивать наставничество как на производстве, так и в бизнесе, а также широко использовать практику неформальных стажировок, то есть проводить хакатоны и профессиональные пробы.

Третья команда считает, что ключевую роль в системе сопровождения талантов играют министерства, которые могут являться и заказчиками, и мотиваторами, и участниками образовательного процесса. Команда предложила идею создать «Карту развития» каждого ребенка с 1 класса и до первого рабочего дня. При этом ученику должна быть дана возможность пройти повторную оценку своего потенциала и выбрать другую сферу развития.

Представители четвертой команды обратили внимание участников сессии на то, что нельзя загонять ребенка в рамки, а нужно предоставить все инструменты и возможности для развития и при этом не зацикливаться на создании системы сопровождения. Команда также считает, что работодатели должны тесно взаимодействовать с Университетом Талантов и наставниками, которые сопровождали ребенка.

Пятая команда сделала акцент на важности системы наставничества Университета Талантов и составления индивидуальной траектории развития. По их мнению, такая поддержка должна осуществляться на всех этапах развития ребенка: в школе, ссузе и вузе.

Руководитель направления «Экспертно-аналитическое сопровождение» Университета Талантов Разина Рамазановна Нигматуллина отметила, что стратегическая сессия позволила создать эффективную площадку для общения и составления планов на будущее:

– Одна из главных задач этой сессии – чтобы партнеры Университета Талантов обсудили, как разные социальные институты могут взаимодействовать между собой для выстраивания системы сопровождения одаренной молодежи. На сессии участники выработали единое мнение о том, как они могут повлиять на развитие талантов.

Участники обсуждения подчеркнули эффективность деятельности Университета Талантов по сопровождению талантов и поделились мнением, как планируют с ним сотрудничать.  

Татьяна Сунгатуллина, директор гимназии имени В. В. Давыдова (г. Набережные Челны):

– Мы сотрудничаем с Университетом Талантов с 2015 года. Наши учителя и дети постоянно участвуют в хакатонах, Молодежной школе талантов, тренингах на развитие «прорывных» компетенций. На базе нашей школы тоже проходят события Университета Талантов: тренинги и профпробы. Мы мотивируем своих учащихся присоединиться к Университету Талантов и очень довольны тем, что они развивают новые компетенции, которые помогают им и в учебе, и в проектной деятельности, и в личном развитии. Это очень ценное взаимодействие, и мы будем интенсивно продолжать сотрудничество.

Олег Баранник, директор по маркетингу Системы управления инновациями Starbase.ru (г. Москва):

– На сессии я представлял интересы бизнеса. Для меня важна не столько система, сколько конечный продукт этой цепочки – тот работник, который ко мне придет устраиваться на работу. Я считаю, что на каждом конкретном участке нужно хорошо делать свое дело, и тогда это будет самоорганизующаяся система. То, что делает Университет Талантов, принесет значительные результаты. На Молодежной школе талантов я уже посмотрел несколько проектов и отправил информацию о них своим партнерам для поиска возможностей инвестирования. Мне кажется, это огромная польза для ребят.

После окончания сессии эксперты смогли пообщаться с участниками Молодежной школы талантов и ознакомиться с их проектами. Предложения, выдвинутые на сессии, будут обсуждаться на дальнейших встречах, и самые актуальные из них начнут реализовываться в ближайшее время.

Лейсан Файзуллина,
Медиалаборатория Университета Талантов