Выявление, развитие и сопровождение одаренных детей – долгий, ответственный и трудоемкий процесс. Поэтому важно, чтобы в нем участвовали все ключевые институты общества: министерства и ведомства, бизнес, образование и предприятия. Слаженное взаимодействие социальных институтов позволит молодым талантам реализовать свой потенциал в полной мере и создать положительные изменения в республике, стране и мире.
24 августа на площадке Молодежной школы талантов прошла стратегическая сессия «Республиканская система развития и сопровождения талантливой молодежи» для обсуждения мер поддержки талантливых молодых людей Татарстана. На сессии приняли участие более 30 представителей министерств и ведомств, вузов, ссузов, школ и предприятий республики. Обсуждение проводилось с целью разработки предложений для улучшения системы сопровождения одаренных детей.
– Университет Талантов сопровождает одаренную молодежь от 12 до 30 лет. В нашей базе находится 4900 студентов. В эту категорию входят победители республиканских, российских и международных олимпиад и конкурсов. У них широкий спектр интересов. Мы каждому из них помогаем составлять индивидуальный план развития. Мы за формирование среды для талантливой молодежи в муниципальных районах, в школах, ссузах и вузах. Есть запрос именно в создании системы поддержки одаренных детей. Без вашей помощи сделать это трудно. На этой сессии мы предлагаем вам сформировать единое мнение о том, какой должна быть система сопровождения талантливых детей и как должно проходить их развитие в Республике Татарстан, – рассказал исполнительный директор Университета Талантов Айдар Акмалов.
Эксперты сначала работали в своих командах по направлениям, которые представляли, затем расформировались так, чтобы в составе каждой из групп были представители всех пяти представленных социальных институтов. Участники обсудили следующие вопросы:
– Какой должна быть инфраструктура для развития таланта?
– Что в себя включает система сопровождения таланта?
– Каково место и роль работодателя в системе сопровождения?
– Как организовать систему сопровождения на месте обучения?
– HR-бренд работодателя и образовательного учреждения. Как не потерять талант на всех этапах его развития?
Каждая команда разработала и представила свои идеи по выстраиванию работы с юными талантами.
Первая команда подчеркнула необходимость улучшения взаимодействия школ, вузов и предприятий, чтобы ученики со школьной скамьи познакомились с работодателем, смогли получить целевое образование в вузе и потом устроиться на работу. Участники группы предложили структурировать технические кружки для школьников, которые уже работают на различных предприятиях, и улучшить механизмы вовлечения учеников в эти кружки. Авторы идеи отметили, что для этого важно привлекать в систему образования молодых инициативных преподавателей.
Что касается вузов, первая команда считает, что в вузах должны быть тьюторы, осуществляющие профессиональное продвижение студентов, а задачи для проектной работы студентов должны ставиться предприятиями. Это позволит студентам получить нужные компетенции и коммуницировать с работодателем.
Вторая команда выдвинула предложение создать «Паспорт компетенций» молодых людей. Этот паспорт будет содержать в себе не дипломы и грамоты, а список компетенций и навыков будущего молодого специалиста. Заполнять такой паспорт будут не образовательные учреждения, а сами школьники и студенты. Команда также предложила развивать наставничество как на производстве, так и в бизнесе, а также широко использовать практику неформальных стажировок, то есть проводить хакатоны и профессиональные пробы.
Третья команда считает, что ключевую роль в системе сопровождения талантов играют министерства, которые могут являться и заказчиками, и мотиваторами, и участниками образовательного процесса. Команда предложила идею создать «Карту развития» каждого ребенка с 1 класса и до первого рабочего дня. При этом ученику должна быть дана возможность пройти повторную оценку своего потенциала и выбрать другую сферу развития.
Представители четвертой команды обратили внимание участников сессии на то, что нельзя загонять ребенка в рамки, а нужно предоставить все инструменты и возможности для развития и при этом не зацикливаться на создании системы сопровождения. Команда также считает, что работодатели должны тесно взаимодействовать с Университетом Талантов и наставниками, которые сопровождали ребенка.
Пятая команда сделала акцент на важности системы наставничества Университета Талантов и составления индивидуальной траектории развития. По их мнению, такая поддержка должна осуществляться на всех этапах развития ребенка: в школе, ссузе и вузе.
Руководитель направления «Экспертно-аналитическое сопровождение» Университета Талантов Разина Рамазановна Нигматуллина отметила, что стратегическая сессия позволила создать эффективную площадку для общения и составления планов на будущее:
– Одна из главных задач этой сессии – чтобы партнеры Университета Талантов обсудили, как разные социальные институты могут взаимодействовать между собой для выстраивания системы сопровождения одаренной молодежи. На сессии участники выработали единое мнение о том, как они могут повлиять на развитие талантов.
Участники обсуждения подчеркнули эффективность деятельности Университета Талантов по сопровождению талантов и поделились мнением, как планируют с ним сотрудничать.
Татьяна Сунгатуллина, директор гимназии имени В. В. Давыдова (г. Набережные Челны):
– Мы сотрудничаем с Университетом Талантов с 2015 года. Наши учителя и дети постоянно участвуют в хакатонах, Молодежной школе талантов, тренингах на развитие «прорывных» компетенций. На базе нашей школы тоже проходят события Университета Талантов: тренинги и профпробы. Мы мотивируем своих учащихся присоединиться к Университету Талантов и очень довольны тем, что они развивают новые компетенции, которые помогают им и в учебе, и в проектной деятельности, и в личном развитии. Это очень ценное взаимодействие, и мы будем интенсивно продолжать сотрудничество.
Олег Баранник, директор по маркетингу Системы управления инновациями Starbase.ru (г. Москва):
– На сессии я представлял интересы бизнеса. Для меня важна не столько система, сколько конечный продукт этой цепочки – тот работник, который ко мне придет устраиваться на работу. Я считаю, что на каждом конкретном участке нужно хорошо делать свое дело, и тогда это будет самоорганизующаяся система. То, что делает Университет Талантов, принесет значительные результаты. На Молодежной школе талантов я уже посмотрел несколько проектов и отправил информацию о них своим партнерам для поиска возможностей инвестирования. Мне кажется, это огромная польза для ребят.
После окончания сессии эксперты смогли пообщаться с участниками Молодежной школы талантов и ознакомиться с их проектами. Предложения, выдвинутые на сессии, будут обсуждаться на дальнейших встречах, и самые актуальные из них начнут реализовываться в ближайшее время.
Лейсан Файзуллина,
Медиалаборатория Университета Талантов